......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
А.О. Лисицына
Студент направления подготовки
«Организация работы с молодежью»
Научный руководитель - к.соц.н.,
старший преподаватель
О.В. Власова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ОБЪЕККТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Проблемы формирования и развития социальной активности студенческой молодежи, анализ особенностей ее проявления в зависимости от социально - демографических и психологических характеристик являются предметом междисциплинарных исследований на протяжении многих лет. В современном образовательном пространстве возникла необходимость в подготовке социально-активных и конкурентоспособных, компетентно-профессиональных молодых людей, готовых обеспечить обществу устойчивое, безопасное и успешное развитие.
Студенческая молодёжь - социальная группа разновидность группы «молодёжь», которой присущи все характеристики молодёжи, а также свои специфические черты: деятельность, связанная с обучением в вузе, наиболее интеллектуально развитый слой молодёжи, резерв пополнения работников умственного труда, интеллигентная часть населения, с неоднородным социальным происхождением и материальным положением, определенное групповое самосознание, общность интересов и особая субкультура. Формирование социальной активности студенческой молодёжи должно осуществляться с учетом постоянно меняющейся социальной и образовательной среды и особенностей этой социально-демографической группы, её внутреннего состояния, места и роли в обществе, а также необходимости разрешения сложившегося противоречия между потребностями молодёжи в становлении её в качестве социального субъекта и возможностями их реализации.
|
Социальная активность в широком смысле рассматривается как качество, выражающее степень социальности личности (взаимосвязь с обществом, готовность принимать и действовать в его интересах), а в узком смысле - качество личности, выражающее её связи с определённой социальной общностью [6; с. 5].
В.А. Смирнов определяет социальную активность как меру, которая проявляется в характере и масштабах проводимых в ходе и вследствие этой деятельности изменений в среде и в самой личности [4; с. 25].
В.Ф. Титов подразумевает под термином «социальная активность» социальное качество человека, степень реализации потенциала, сущностных сил и способностей личности в общественно полезной деятельности, которая по окончанию имеет конкретный результат по преобразованию социально-природной среды.
В современной социологии понятие «социальная активность» трактуется как совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период. Субъектом социальной активности могут выступать как различные социальные группы, так и личность. Данный вид активности проявляется в трудовой, общественной, политической, культурной, бытовой сферах жизни общества.
В определении сущности социальной активности большое значение имеет определение ее компонентов. Исследователи (К.А. Абульханова-Славская, Т.А. Ильина, Л.А. Лиферов, Т.Н. Мальковская, М.А. Румянцева и др.) уделяют внимание разного рода компонентам социальной активности, основными из которых являются: социальная направленность, к которой относятся ценностные ориентации, мотивы, потребности студента; социальная практическая деятельность; социально-значимые качества личности (коллективизм, дисциплинированность и др.). Все структурные компоненты социальной активности личности взаимозависимы и взаимообусловлены, поэтому она является целостным, интегрированным качеством, определяющим ее роль, место и положение в обществе.
|
Существуют следующие виды социальной активности студенческой молодежи: познавательный, социально-политический и трудовой [5, c. 81].
Познавательная активность направлена на получение совокупности знаний, умений и навыков, которые помогают в достижении поставленных целей и воплощаются как в учебном процессе, так и в самостоятельной деятельности студента. Источником познавательной активности становится потребность в познании, самореализации, признании в обществе, материальном благополучии. Чтобы установить уровень познавательной активности студентов, необходимо определить важность, самостоятельность и осознанность ими этого вида деятельности. Используются объективные показатели (наличие деятельности и ее интенсивность) и субъективные показатели (ценность деятельности для личности, зависит от потребности индивида).
Социально – политическая активность выражает степень участия личности в преобразовании политических отношений, институтов, учреждений. Особенностью этого вида социальной активности определяется действиями личности не как работника умственного или физического труда, а активного проявления политических качеств (готовность служить общему делу, систему политических взглядов, гражданство) в системе политических отношений.
|
Трудовая деятельность - направлена на получение определенного опыта в профессиональной сфере, умений и навыков, на перспективу дальнейшего карьерного роста, а также на получение заработка независимо от вида деятельности и дальнейших целей [4].
С видами социальной активности студента тесно связано ее становление. Этапы формирования социальной активности представляют собой последовательный процесс. Первым этапом становится формирование и развитие социальных потребностей в социальной среде, следом за первым осознание личностных смыслов конкретных видов социальной деятельности, далее постановка целей в выбранной социальной деятельности и выбор личностно и социально приемлемых форм и методов выбранной социальной деятельности, продолжается личностным включением в выбранную социальную деятельность. В конце обязательный анализ, личностная рефлексия и самооценка процесса и результата собственной социальной деятельности.
Успешное прохождение этапов формирования социальной активности зависит от влияния на личность различных факторов. Факторы развития социальной активности делятся на внутренние и внешние. Внутренние факторы социальной активности, рассматриваемые в различной литературе также как субъективно-личностные, включают в себя потребности, интересы, способности, мотивы, возможности конкретной личности. Кроме того, на социальную активность в той или иной мере могут оказывать влияние особенности темперамента, характера, негативный жизненный опыт, излишняя застенчивость, неуверенность, состояние здоровья и др. Внешние факторы социальной активности (социальные условия жизнедеятельности) наиболее полно представлены в классификации В.Ф. Бехтерева. Автор выделил следующие группы факторов [1, с. 41]:
• природные факторы;
• факторы общесоциальной детерминации, макрофакторы (социально-политические, социально-экономические, социально-духовные обстоятельства общества и государства);
• промежуточные, мезофакторы (этнокультурные условия, региональные особенности, тип поселения);
• факторы конкретной социальной среды, микрофакторы (семья, институты воспитания, общество сверстников, коллектив).
Анализ научной литературы позволил нам утвердиться в мысли о том, что социальную активность необходимо рассматривать как интегрированное личностное качество, которое включает в себя два аспекта: социальный аспект - накопление социальных знаний, социальных умений, опыта социально значимой деятельности; личностный аспект - отраженный в потребностях, интересе, направленности (мотивах), эмоционально-ценностных переживаниях, рефлексии, в ответственном, позитивном отношении к социальной действительности. Личность реализует свою социальность через активность, направленную в различные сферы общественно значимой деятельности, в процессе которой происходит ее становление. Выделив основные качества социально активной личности студента, которые могут быть сформированы в условиях вуза: социальные знания, умения и способности; познавательная активность; профессиональная направленность; высокая нравственная культура; личностная направленность на общественную работу; креативный менталитет.
Таким образом, формирование социальной активности как важного качества личности в современных условиях приобретает особую значимость, решение проблемы формирования социальной активности в последнее время особо значимо для студентов. Вместе с тем, следует отметить, что будущим специалистам не предложены эффективные пути формирования социальной активности. Возникает необходимость создания в рамках образовательных организаций системы внеучебной деятельности, направленной на формирование социальной активности будущих специалистов.
Литература
1. Бехтерев, В.Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания: учебное пособие. – Красноярский государственный университет, 1996. – 140с.
2. Потапова, С.А. Социальная активность студенческой молодежи современного молодого города. – СПб.: Изд-во «Инфонда», 2005. – 245 с.
3. Серегин, А. Н. Методика исследования социальной активности студенческой молодежи. – Режим доступа: https://www.isras.ru/publications_bank/1227106570.pdf.
4. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М: Изд. центр "Академия", 2003.-304 с.
5. Соколова, Н.А. Формирование социальной активности подростков в полисубъектной среде дополнительного образования: монография / Н.А. Соколова, Ю.Н. Губин. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. –179 с.
6. Шаламова, А.Студенческое самоуправление как фактор социальной активности молодежи // Высшее образование в России. – 2007. – №8. – С. 72-74.
Д.А. Питинова
Студент направления подготовки
«Организация работы с молодежью»
Научный руководитель - к.соц.н.,
старший.преподаватель
О.В. Власова