Социальная активность студентов как объеккт социологического исследования




......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

А.О. Лисицына

Студент направления подготовки

«Организация работы с молодежью»

Научный руководитель - к.соц.н.,

старший преподаватель

О.В. Власова

 

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ОБЪЕККТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблемы формирования и развития социальной активности студенческой молодежи, анализ особенностей ее проявления в зависимости от социально - демографических и психологических характеристик являются предметом междисциплинарных исследований на протяжении многих лет. В современном образовательном пространстве возникла необходимость в подготовке социально-активных и конкурентоспособных, компетентно-профессиональных молодых людей, готовых обеспечить обществу устойчивое, безопасное и успешное развитие.

Студенческая молодёжь - социальная группа разновидность группы «молодёжь», которой присущи все характеристики молодёжи, а также свои специфические черты: деятельность, связанная с обучением в вузе, наиболее интеллектуально развитый слой молодёжи, резерв пополнения работников умственного труда, интеллигентная часть населения, с неоднородным социальным происхождением и материальным положением, определенное групповое самосознание, общность интересов и особая субкультура. Формирование социальной активности студенческой молодёжи должно осуществляться с учетом постоянно меняющейся социальной и образовательной среды и особенностей этой социально-демографической группы, её внутреннего состояния, места и роли в обществе, а также необходимости разрешения сложившегося противоречия между потребностями молодёжи в становлении её в качестве социального субъекта и возможностями их реализации.

Социальная активность в широком смысле рассматривается как качество, выражающее степень социальности личности (взаимосвязь с обществом, готовность принимать и действовать в его интересах), а в узком смысле - качество личности, выражающее её связи с определённой социальной общностью [6; с. 5].

В.А. Смирнов определяет социальную активность как меру, которая проявляется в характере и масштабах проводимых в ходе и вследствие этой деятельности изменений в среде и в самой личности [4; с. 25].

В.Ф. Титов подразумевает под термином «социальная активность» социальное качество человека, степень реализации потенциала, сущностных сил и способностей личности в общественно полезной деятельности, которая по окончанию имеет конкретный результат по преобразованию социально-природной среды.

В современной социологии понятие «социальная активность» трактуется как совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период. Субъектом социальной активности могут выступать как различные социальные группы, так и личность. Данный вид активности проявляется в трудовой, общественной, политической, культурной, бытовой сферах жизни общества.

В определении сущности социальной активности большое значение имеет определение ее компонентов. Исследователи (К.А. Абульханова-Славская, Т.А. Ильина, Л.А. Лиферов, Т.Н. Мальковская, М.А. Румянцева и др.) уделяют внимание разного рода компонентам социальной активности, основными из которых являются: социальная направленность, к которой относятся ценностные ориентации, мотивы, потребности студента; социальная практическая деятельность; социально-значимые качества личности (коллективизм, дисциплинированность и др.). Все структурные компоненты социальной активности личности взаимозависимы и взаимообусловлены, поэтому она является целостным, интегрированным качеством, определяющим ее роль, место и положение в обществе.

Существуют следующие виды социальной активности студенческой молодежи: познавательный, социально-политический и трудовой [5, c. 81].

Познавательная активность направлена на получение совокупности знаний, умений и навыков, которые помогают в достижении поставленных целей и воплощаются как в учебном процессе, так и в самостоятельной деятельности студента. Источником познавательной активности становится потребность в познании, самореализации, признании в обществе, материальном благополучии. Чтобы установить уровень познавательной активности студентов, необходимо определить важность, самостоятельность и осознанность ими этого вида деятельности. Используются объективные показатели (наличие деятельности и ее интенсивность) и субъективные показатели (ценность деятельности для личности, зависит от потребности индивида).

Социально – политическая активность выражает степень участия личности в преобразовании политических отношений, институтов, учреждений. Особенностью этого вида социальной активности определяется действиями личности не как работника умственного или физического труда, а активного проявления политических качеств (готовность служить общему делу, систему политических взглядов, гражданство) в системе политических отношений.

Трудовая деятельность - направлена на получение определенного опыта в профессиональной сфере, умений и навыков, на перспективу дальнейшего карьерного роста, а также на получение заработка независимо от вида деятельности и дальнейших целей [4].

С видами социальной активности студента тесно связано ее становление. Этапы формирования социальной активности представляют собой последовательный процесс. Первым этапом становится формирование и развитие социальных потребностей в социальной среде, следом за первым осознание личностных смыслов конкретных видов социальной деятельности, далее постановка целей в выбранной социальной деятельности и выбор личностно и социально приемлемых форм и методов выбранной социальной деятельности, продолжается личностным включением в выбранную социальную деятельность. В конце обязательный анализ, личностная рефлексия и самооценка процесса и результата собственной социальной деятельности.

Успешное прохождение этапов формирования социальной активности зависит от влияния на личность различных факторов. Факторы развития социальной активности делятся на внутренние и внешние. Внутренние факторы социальной активности, рассматриваемые в различной литературе также как субъективно-личностные, включают в себя потребности, интересы, способности, мотивы, возможности конкретной личности. Кроме того, на социальную активность в той или иной мере могут оказывать влияние особенности темперамента, характера, негативный жизненный опыт, излишняя застенчивость, неуверенность, состояние здоровья и др. Внешние факторы социальной активности (социальные условия жизнедеятельности) наиболее полно представлены в классификации В.Ф. Бехтерева. Автор выделил следующие группы факторов [1, с. 41]:

• природные факторы;

• факторы общесоциальной детерминации, макрофакторы (социально-политические, социально-экономические, социально-духовные обстоятельства общества и государства);

• промежуточные, мезофакторы (этнокультурные условия, региональные особенности, тип поселения);

• факторы конкретной социальной среды, микрофакторы (семья, институты воспитания, общество сверстников, коллектив).

Анализ научной литературы позволил нам утвердиться в мысли о том, что социальную активность необходимо рассматривать как интегрированное личностное качество, которое включает в себя два аспекта: социальный аспект - накопление социальных знаний, социальных умений, опыта социально значимой деятельности; личностный аспект - отраженный в потребностях, интересе, направленности (мотивах), эмоционально-ценностных переживаниях, рефлексии, в ответственном, позитивном отношении к социальной действительности. Личность реализует свою социальность через активность, направленную в различные сферы общественно значимой деятельности, в процессе которой происходит ее становление. Выделив основные качества социально активной личности студента, которые могут быть сформированы в условиях вуза: социальные знания, умения и способности; познавательная активность; профессиональная направленность; высокая нравственная культура; личностная направленность на общественную работу; креативный менталитет.

Таким образом, формирование социальной активности как важного качества личности в современных условиях приобретает особую значимость, решение проблемы формирования социальной активности в последнее время особо значимо для студентов. Вместе с тем, следует отметить, что будущим специалистам не предложены эффективные пути формирования социальной активности. Возникает необходимость создания в рамках образовательных организаций системы внеучебной деятельности, направленной на формирование социальной активности будущих специалистов.

 

Литература

1. Бехтерев, В.Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания: учебное пособие. – Красноярский государственный университет, 1996. – 140с.

2. Потапова, С.А. Социальная активность студенческой молодежи современного молодого города. – СПб.: Изд-во «Инфонда», 2005. – 245 с.

3. Серегин, А. Н. Методика исследования социальной активности студенческой молодежи. – Режим доступа: https://www.isras.ru/publications_bank/1227106570.pdf.

4. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М: Изд. центр "Академия", 2003.-304 с.

5. Соколова, Н.А. Формирование социальной активности подростков в полисубъектной среде дополнительного образования: монография / Н.А. Соколова, Ю.Н. Губин. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. –179 с.

6. Шаламова, А.Студенческое самоуправление как фактор социальной активности молодежи // Высшее образование в России. – 2007. – №8. – С. 72-74.

Д.А. Питинова

Студент направления подготовки

«Организация работы с молодежью»

Научный руководитель - к.соц.н.,

старший.преподаватель

О.В. Власова

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: