Когда люди обращаются к терапевтам в связи с длительными жизненными сложностями и невзгодами, они, как правило, испытывают сильную фрустрацию оттого, что их усилия по преодолению проблем до сих пор ни к чему не привели. Некоторые переживают особенно сильно, поскольку убеждены в том, что их попытки изменить ситуацию привели лишь к возникновению новых осложнений. В таких случаях люди часто ругают себя за неспособность предугадать события, за отсутствие мудрости, которая бы позволила им осознать тщетность и вредоносность их инициатив, направленных на решение проблем, за неспособность предвосхитить возникновение этих осложнений.
Они упрекают себя в том, что считают проявлениями некомпетентности и неадекватности. Само обращение за помощью к терапевту воспринимается ими как подтверждение собственной некомпетентности: у них будто бы не получается даже то, что способен делать кто угодно... То есть им не удаётся самостоятельно и независимо разбираться в вопросах, непосредственно затрагивающих их жизнь, им не удаётся влиять на ход и направление своей жизни в соответствии с тем, что они ценят и чем руководствуются.
Такого рода выводы глубоко укоренились в мышлении Петры, она увязла в чувстве безнадёжности и фатализме. Она стала верить в то, что её будущее будет всего лишь воспроизведением крайне неудовлетворительного настоящего. И тем не менее, несмотря на это, она продолжала высказывать мнение о том, что изменить жизнь «должно быть так просто».
Но тут возникает вопрос: а просто ли это? Петра оплакивает отсутствие прозорливости и мудрости — но просто ли обладать ими? Просто ли достичь существенного уровня ответственности за собственную жизнь? Просто ли предпринимать успешные независимые, самостоятельные действия, чтобы справиться с проблемами в собственной жизни? И наконец, просто ли жить в соответствии с собственными ценностями и принципами? От представителей помогающих профессий в ответ на подобный вопрос часто можно услышать: «Да, если развитие происходило нормально, то можно ожидать, что человек сможет понимать обстоятельства, в которых находится, быть ответственным за то, что непосредственно его касается и имеет отношение к его жизни, сможет предпринимать самостоятельные, независимые действия, чтобы справляться с жизненными сложностями, и строить свою жизнь в соответствии со значимыми для него принципами и ценностями». А в ответ на вопрос, почему многим людям это не удаётся, часто можно услышать что-то вроде: «Неспособность справляться с проблемами в собственной жизни — признак дисфункции, которая проявляется в том, что человек не может рефлексировать, размышлять о своей жизни с использованием абстрактных понятий, а также в том, что человек не способен предвидеть последствия собственных действий, зависит от других в решении собственных проблем и не справляется с тем, чтобы оказывать влияние на ход собственной жизни. В основе подобной дисфункции часто лежит психическая патология».
|
В действительности тем не менее всё вовсе не так просто. По сути, идеи о «дисфункции» и «психопатологии» закрывают от нас всю сложность человеческих поступков, многие из которых порождаются текущими жизненными контекстами. К примеру, многие люди обнаруживают, что у них мало возможностей влиять на собственную жизнь и совершать самостоятельные ответственные поступки, потому что они подвергаются воздействию «традиционных отношений власти», институционализированных[32]в рамках локальной культуры. Эти отношения включают в себя дискриминацию по разным основаниям: по тендерному, расовому, культурному, этническому признаку, в силу доминирования гетеросексуальности в обществе и пр.
|
Отношения власти часто являются существенным источником той фрустрации, которую люди испытывают, когда стремятся выстроить свою жизнь в соответствии со значимыми ценностями и принципами, а в результате приходят к выводам о собственной некомпетентности, неполноценности и неадекватности. Когда дело именно в этом, очень важно, чтобы у людей была возможность полностью осознать, что именно эти отношения власти способствуют возникновению негативных переживаний и негативных выводов о себе, — и получить поддержку в том, чтобы выработать собственную позицию, которая помогла бы противостоять «нормативным суждениям». Важно, чтобы у людей была возможность подвергнуть сомнению распространённые, общепринятые определения «способности влиять на собственную жизнь» и «ответственного поступка», так как в контексте традиционных отношений власти те действия, которые считаются отражением способности влиять на собственную жизнь, иначе говоря, воли и ответственности в поступках, основываются на доступе к тем или иным привилегиям.
Для того чтобы разобраться, как люди переживают неадекватность, некомпетентность и чувство личной несостоятельности, важно также понимать, как функционирует, по сравнению с традиционной, современная власть[33]. В системе современной власти социальный контроль осуществляется посредством конструирования определённых норм жизни и идентичности человека, а также посредством побуждения людей приводить собственную жизнь и жизни других людей, мысли и поступки в соответствие с этими нормами. Поэтому современная власть считается системой нормирующих, или нормативных, суждений. Само понятие «самостоятельного и независимого поступка», а также представление о том, что значит быть «настоящим человеком», «личностью», основывается на этих сконструированных нормах; если человек не воспроизводит нормы, он автоматически попадает в категорию «неудачников», «несостоявшихся» людей — в своих собственных глазах и в глазах других людей.
|
Нормы современной западной культуры превозносят вариант успешной, состоявшейся личности, в котором фигурирует так называемое «инкапсулировавшееся Я». Для такой личности характерна определённая форма самостоятельности (автономии) и независимости, которая описывается через способности «владеть собой», «сдерживать себя», «полагаться на себя», «мотивировать себя» и «самоактуализироваться». Несмотря на все усилия по воспроизведению этих норм, большинство людей втайне знают, что на самом-то деле они вовсе не такие, какими стремятся выглядеть в глазах других в повседневной жизни.
Исходя из этого, они делают вывод о собственной некомпетентности и неадекватности. В подобном случае важно, чтобы люди могли осознать, что переживание личной несостоятельности и провала вызвано наличием таких нормирующих суждений, и получить поддержку в том, чтобы ниспровергнуть влияние современной власти.