Предпринимательская деятельность осуществляется в определенных организационно-экономических формах на предприятиях фирмах.
В экономической литературе одни экономисты проводят различие между значениями слов «предприятие» и «фирма», а некоторые считают их синонимами. В Гражданском Кодексе РФ понятие «фирма» отсутствует.
Классическое определение фирмы дал Дж. Хикс: «Все, что не домашнее хозяйство, есть фирма». Следовательно, в условиях рыночной экономики предприятие и фирма - однозначные понятия. Они оба занимаются предпринимательской деятельностью, выступают как самостоятельные хозяйствующие субъекты, они создаются для производства определенной продукции, выполнения и оказания услуг с целью удовлетворения потребностей людей и получения выгоды (прибыли). Хотя на практике не всегда так. Например, предприятие, как принято в России, всегда является юридическим лицом, а фирма - не всегда. Так, индивидуальное частное предпринимательство и партнерство могут выступать в виде фирмы, но в качестве физического лица.
Поэтому в современных условиях, хотя существует единая классификация фирм и предприятий, в организационно-правовых формах имеются некоторые различия.
В современной экономической теории фирма - это сложное экономическое образование, особый институт современной экономической системы. Она представляет собой первичную организационную единицу бизнеса, обладающую следующими характеристиками:
- юридической самостоятельностью. Фирма является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствующих государственных органах;
- производственной самостоятельностью. Фирма самостоятельно решает что, где и каким образом производить и продавать;
|
- финансовой самостоятельностью. Фирма самостоятельно распределяет получаемый доход.
Предприятие - первичное технологическое образование.
В деятельности фирмы выделяют внутренние и внешние условия, или среду. Внутренние условия, кроме целей, включают структуру фирмы, технологию, кадры и финансы. Эту среду фирма формирует и развивает сама, руководствуясь своими целями. Внешние условия - это система конкуренции, рынков и цен, которые фирма сама устанавливать и контролировать не может. Через систему маркетинга фирма как бы входит во внешнюю среду и живет по ее законам. Важным фактором внешней среды является поведение покупателей (потребителей) продукции, а также государственное законодательство, регулирующее предпринимательскую и другие формы хозяйственной деятельности, включая налоговое законодательство.
Общая классификация фирм и предприятий происходит последующим признакам:
• по сферам деятельности
• по отраслевой деятельности: моноотраслевые (специализированные) имногоотраслевой (диверсифицированные);
• по виду деятельности (производственные, торговые, финансовые, посреднические, страховые, коммерческие);
• по территориальному признаку (национальные, региональные, местные,международные, транснациональные и т. д.);
• по размерам, (крупные - в США (НЕТ, найдите по России!) более 500 чел., средние -до 500 чел., малые - до 100 чел.);
• по форме собственности (государственные, муниципальные, частные и коллективные);
• по характеру образования (договорные и уставные);
|
В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (с 1 января 1995 г.) некоторые виды предприятий обладают правом юридического лица. Ими могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации. Коммерческими являются те предприятия, которые преследуют цель - извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Некоммерческие предприятия не ставят своей целью извлечение прибыли, а выполняют определенные общественные заказы. Например, фонды, учрежденные на основе добровольных имущественных взносов, имеющие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные цели.
1. Единоличное, индивидуальное (семейное) частное предприятие. Оно создается отдельным гражданином или членами его семьи на праве частной собственности. Имеет собственное наименование с указанием фамилии предпринимателя, является юридическим лицом.
2. Государственное унитарное предприятие. Оно создается государством. При этом имущество является собственностью не предприятия, а государства. В этом суть понятия «унитарное».
3. Муниципальное унитарное предприятие. Образуется органами местного самоуправления. Собственность принадлежит муниципалитету, т. е. выступает как муниципальная собственность, является юридическим лицом.
4. Общество с ограниченной ответственностью -(ООО) -это объединение капиталов, а не лиц. Учреждается одним или несколькими лицами. Уставной капитал разделен на доли. Однако участники не отвечают по обязательствам. Они несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
5. Акционерное общество - это объединение нескольких граждан или юридических лиц для определенной предпринимательской деятельности путем приобретения (выпуска) акций. Уставной капитал распределен на определенное число акций. Акционеры несут риск убытков только в пределах стоимости своих акций.
|
Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров, которое избирает руководящие и контролирующие органы: совет директоров, правление, ревизионную комиссию. Фактически все решения принимаются акционерами, владеющими контрольным, пакетом акций, который представляет 50% выпущенных акций плюс 1 акция. Практически в современных условиях, когда акции размещены повсеместно, на принятие решений могут влиять акционеры, имеющие даже 10-15% общего количества выпущенных акций.
Акций - это ценная бумага, претендующая на дивиденд (часть прибыли). Акции бывают «именные», где указывается фамилия акционера, «предъявительские», носящие анонимный характер, «простые» - голосующие на собрании акционеров и дающие право на участие в управлении АО, «привилегированные» - не имеющие права голоса на общем собрании акционеров. Однако в случае ликвидации АО стоимость имущества выплачивается им в первую очередь, в случае получения небольших доходов дивиденд также достается им в первую очередь.
АО бывает закрытого и открытого типа.
Открытое акционерное общество (ОАО) имеет право распространять (продавать) выпускаемые акции на стороне.
Закрытое акционерное общество распространяет свои акции только среди своих учредителей внутри АО.
6. Общественные и религиозные организации (предприятия) - это добровольное объединение граждан на основе общности их интересов для удовлетворения нематериальных (духовных) потребностей. В основном они являются не коммерческими, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения определенных целей, ради которых они
созданы (свечи, крестики, цепочки в церквах и т. д.).
В целом выбор вида экономической деятельности зависит от желания учредителей, финансовых и других производственных ресурсов.
ЗАДАНИЕ: Число (7 мая), тему (см. выше)
1. Определение понятий «фирма» и «предприятие». И разницу между этими понятиями (можно таблицей или схемой).
2. Схему «Внутренние и внешние условия в деятельности фирмы.
3. Классификация фирм (кратко), расписать только один пункт – по размерам (найдите где-нибудь).
4. Цели коммерческих и некоммерческих фирм.
5. Перечислить виды фирм, подробно (но не сильно) только об АО и общественных организациях.
ВСЕ! Готово! Сдаем: до 9 мая.