МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятия по дисциплине «Пожарно-строевая подготовка »
со слушателями «Профессиональной подготовки пожарного ФПС МЧС России»
Тема 6.: Упражнения на автолестнице.
Занятие 1: Подъем по автолестнице, прокладка сухой рукавной линии, работа со стволом на автолестнице. Подъем с помощью коленчатого автоподъемника. Работа со стволами с автоподъемника. Правила по охране труда.
Цель занятия:
· Выработка слаженности работы личного состава.
· Отработка умений и навыков при работе на автолестнице и АКП
Количество часов: 2 часа
Место проведения: Спортплощадка УЦ
Метод проведения: Практический
Материальное обеспечение: Боевая одежда и снаряжение, АЦ 3,2-40.
Руководящие документы и литература:
1. Приказ МЧС РФ №630 от 31.12.02г. (Правила по охране труда в подразделениях МЧС России).
2. В.В. Теребнев и др., «Пожарно-строевая подготовка». – Москва.: Академия ГПС, Калан-Форт 2004г.
3. Наглядное учебно-методическое пособие, «Пожарно-строевая подготовка». Учебный центр ФПС по Красноярскому краю. Красноярск 2006г.
4. Нормативы по ПСП.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - (время 15 мин.)
1) Организационный момент - (время 2 мин.)
· Доклад дежурного;
· Проверка по списку;
· Объявление темы, цели занятия, рассматриваемых вопросов;
· Накануне занятия: слушателям для самостоятельной подготовки к занятию: этапы боевого развертывания, охрана труда при установке АЦ на открытый водоем.
· Опрос слушателей по ранее пройденному материалу - (время 5 мин.)
Вопросы:
· Этапы боевого развертывания.
· Охрана труда при установке АЦ на открытый водоем.
2) Подведение итогов опроса слушателей с выставлением оценок - (время 1 мин.).
3) Инструктаж по правилам охраны труда в период проведения занятий - (время 2 мин.).
4) Разминка- (время 5 мин.)
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – (время 55 мин.)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ
Профессиональная направленность занятия
Изучаемый объект (отрабатываемые вводные) | Что изучают слушатели (действия слушателей) | Действия преподавателей |
Практическая отработка вопросов. Работа на пожарных автолестницах Работа на пожарных коленчатых автоподъемниках | Пожарные автолестницы (АЛ) предназначены для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения и служат для эвакуации людей с высоты и обеспечения тушения пожаров в многоэтажных зданиях, выполнения специальных работ. Установка, подъем и выдвигание лестницы и смена места установки. По команде: Водитель устанавливает автомобиль на выбранную площадку; включает стояночную тормозную систему; включает силовой привод механизмов АЛ; переходит на основной пульт управления (в темное время включает освещение пульта, лестницы и люльки); открывает дверцы люков для доступа к рукояткам (тумблерам — в зависимости от модели АЛ) блока управления опорами; устанавливает АЛ на выносные опоры (установку под них имеющихся в комплекте подкладок производит пожарный), опустив сначала передние опоры, затем задние; производит выравнивание платформы по отвесу либо индикатору, который имеется на автомобиле (в случае их отсутствия — визуально); закрывает дверцы люков. Занимает рабочее место у основного пульта управления, подъем и опускание лестницы осуществляет рукояткой с табличкой "подъем-опускание" (на ней же указано направление движения), производит поворот лестницы вправо или влево рукояткой "поворот", производит выдвигание и Сдвигание лестницы управления в соответствии с указанным на табличке направлением, в ночное время включает фару-искатель для освещения зоны у вершины лестницы. При скорости ветра более 10 м/с должны применяться растяжные веревки. Перед подъемом лестницы растяжные веревки карабинами закрепляются за проушины, приваренные к вершине одного из колен, и удерживаются пожарными, которые располагаются по обе стороны лестницы на расстоянии 12-15 м от нее. Пожарный производит открепление съемной лестницы, устанавливает и закрепляет ее на последнем колене, опирает на грунт, производит ее установку. Боевое развертывание АЛ с установкой люльки. По команде: (автомобиль установлен на опоры) водитель и пожарный поднимаются на платформу автомобиля, производят открепление люльки из транспортного положения и опускают ее на грунт. Водитель занимает место у пульта, поворачивает и опускает лестницу, совместно с пожарным устанавливает и закрепляет люльку. Работу в люльке производит пожарный: - откидывает дверцу люльки, входит в нее и закрывает дверь; устанавливает (при необходимости и наличии) дополнительный пульт управления; приводит в рабочее состояние механизм горизонтирования люльки; подает люльку в необходимую зону, управляя с пульта (допускается управление движениями с основного пульта, при этом пожарный дает необходимые указания водителю по громкоговорящей связи); блокирует механизм горизонтирования люльки; открывает дверь и осуществляет посадку или высадку людей; закрывает дверь люльки; разблокирует механизм горизонтирования люльки; опускает люльку на землю и осуществляет посадку или высадку людей. После окончания работ перевод люльки из рабочего в транспортное положение производится в обратной последовательности. Развертывание АЛ для подачи огнетушаших веществ. По команде: Пожарный достает из отсека лафетный ствол (гребенку) и устанавливает его на люльке или последнем колене лестницы, прокладывает рукав по середине лестничного марша и соединяет его со стволом (гребенкой). Управление лафетным стволом и гребенкой с пеногенераторами может производиться как дистанционно — с пульта управления (в зависимости от модели АЛ), так и ручным способом: в вертикальной плоскости — с земли с помощью веревки, в горизонтальной — поворотом лестницы вокруг вертикальной оси. По команде: Водитель производит подъем и выдвигание лестницы. Пожарный закрепляет рукав за ступени лестницы рукавными задержками, занимает положение для управления стволом, докладывает "Готов!". При работе с пеногенераторами подается команда: Личный состав выполняет операции, аналогичные указанным выше. По команде: "Отбой!" личный состав производит работы в обратной последовательности. Пожарные автоподъемники (АКП) предназначены для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения и служат для эвакуации людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также выполнения других специальных работ. В состав боевого расчета входят: командир отделения, он же водитель, пожарный. По команде: Водитель устанавливает автомобиль на выбранную площадку, включает стояночную тормозную, включает силовой привод механизмов АКП. Затем переходит на основной пульт управления (в темное время суток или в условиях недостаточной видимости включает освещение пульта, колен и люльки), открывает дверцы люков для доступа к рукояткам (тумблерам — в зависимости от модели АКП) блока управления опорами. Устанавливает АКП на выносные опоры, опуская сначала передние опоры, затем задние, используя при этом имеющиеся в комплекте подкладки. Производит выравнивание платформы по отвесу либо индикатору (в случае его отсутствия — визуально), закрывает дверцы люков. Занимает рабочее место у основного пульта управления: подъем и опускание комплекта колен осуществляет рукояткой или тумблерами (направление движения рукоятки указано табличкой). Включение поворота комплекта колен АКП вправо или влево осуществляет рукояткой "Поворот" на пульте управления. В темное время суток или в условиях недостаточной видимости включает фару-искатель для освещения рабочей зоны люльки. По команде о работе АКП, требующей изменения места установки, или по команде "Отбой" АКП должен быть полностью сдвинут, опущении уложен, опоры подняты, рессоры разблокированы, силовой привод механизмов выключен. Для приведения автоподъемника в транспортное положение водитель включает на пульте управления тумблер "Остановка поворота". При совпадении оси колена с осью шасси поворот автоматически выключится и загорится транспарант "Остановка поворота". Водитель опускает нижнее колено в транспортную стойку, опускает среднее колено до угла 3-5° относительно нижнего колена, подводит колено люльки к платформе на весь ход штока гидроцилиндра люльки, опускает среднее колено на подушку нижнего колена, поднимает и сдвигает выносные опоры, при этом пожарный убирает и укладывает на автомобиль подкладки. Для осуществления массовой эвакуации людей с верхних этажей зданий АКП комплектуется устройством для крепления рукава к люльке, а также самим эластичным рукавом. По командам: Пожарный достает устройство с предварительно закрепленным эластичным рукавом из отсека (ящика), устанавливает и фиксирует его на люке. Водитель (управление может осуществляться и с пульта, установленного в люльке) подает люльку в зону эвакуации (к балкону, окну). Количество одновременно спускающихся в рукаве людей определяется из расчета грузоподъемности АКП за вычетом веса устройства для крепления рукава и самого рукава. Развертывание АКП для подачи огнетушаших веществ. По команде: Пожарный соединяет рукав от АЦ со стояком АКП, достает из отсека лафетный ствол (гребенку) и устанавливает его на люльке, докладывает: "Готов!". По команде: Пожарный выполняет операции, указанные выше, и занимает положение для работы со стволом. Водитель подает люльку в рабочую зону. Пожарный открывает кран подачи воды для создания защитного водяного экрана и работает с лафетным стволом. Для ликвидации горения внутри объектов применяется дополнительный отвод на стояке с соединительной головкой, предназначенной для присоединения пожарного рукава. При работе с пеногенераторами подается команда: Личный состав выполняет операции, аналогичные указанным выше. По окончанию работы необходимо слить воду из водопенной коммуникации и сложить подъемник в транспортное положение. АКП может применяться для подъема грузов. Для этого, в соответствии с конструкцией конкретной модели АКП, нижнее колено снабжено скобой, через которую пропускается грузовой канат или подвешиваются тали (в комплект оборудования не входят). Подъем груза производится в соответствии с инструкцией по эксплуатации: на малых скоростях с соблюдением повышенной осторожности. В случае неисправности основной гидросистемы приведение автоподъемника в транспортное положение осуществляется аварийным приводом в соответствии с инструкцией по эксплуатации на данную модель. В случае отказа двигателя для подъема комплекта колен может использоваться ручной насос. Порядок работы изложен в инструкции по эксплуатации конкретной модели. | Задача преподавателя заключается не только в том, чтобы отдавать команду, но и следить за действиями каждого облучаемого, замечать и устранять ошибки. Команда: "Автолестницу (указывается место: на кровлю, на 5-й этаж и т.п.) — подать!" Команда: "Люльку — ставь!" Команда: "Лафетный ствол (гребенку) — ставь!" Команда: "Лафетный ствол на тушение (указывается направление или объект) — марш!" Команда: "ВМП (указывается направление или объект) — подать!" Команда: "АКП (указывается место: на кровлю, на 5-й этаж и т.п.) — подать!" Команда: "Эластичный рукав к работе — готовь!" и "АКП для эвакуации по эластичному рукаву (указывается место подачи лестницы) — марш!" Команда: "Лафетный ствол (гребенку) — ставь!" Команда: "Лафетный ствол на ликвидацию горения (указывается направление или объект) — марш!" Команда: "ВМП (указывается направление или объект) — подать!". |
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - (время 10 мин.)
· Ответы на вопросы (время 6 мин.);
· Задание на самоподготовку (время 2 мин.);
· Подведение итогов (время 2 мин.).
Приложение 1