II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – (время 55 мин.)




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения занятия по дисциплине «Пожарно-строевая подготовка »

со слушателями «Профессиональной подготовки пожарного ФПС МЧС России»

 

Тема 6.: Упражнения на автолестнице.

Занятие 1: Подъем по автолестнице, прокладка сухой рукавной линии, работа со стволом на автолестнице. Подъем с помощью коленчатого автоподъемника. Работа со стволами с автоподъемника. Правила по охране труда.

Цель занятия:

· Выработка слаженности работы личного состава.

· Отработка умений и навыков при работе на автолестнице и АКП

Количество часов: 2 часа

Место проведения: Спортплощадка УЦ

Метод проведения: Практический

Материальное обеспечение: Боевая одежда и снаряжение, АЦ 3,2-40.

Руководящие документы и литература:

1. Приказ МЧС РФ №630 от 31.12.02г. (Правила по охране труда в подразделениях МЧС России).

2. В.В. Теребнев и др., «Пожарно-строевая подготовка». – Москва.: Академия ГПС, Калан-Форт 2004г.

3. Наглядное учебно-методическое пособие, «Пожарно-строевая подготовка». Учебный центр ФПС по Красноярскому краю. Красноярск 2006г.

4. Нормативы по ПСП.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - (время 15 мин.)

1) Организационный момент - (время 2 мин.)

· Доклад дежурного;

· Проверка по списку;

· Объявление темы, цели занятия, рассматриваемых вопросов;

· Накануне занятия: слушателям для самостоятельной подготовки к занятию: этапы боевого развертывания, охрана труда при установке АЦ на открытый водоем.

· Опрос слушателей по ранее пройденному материалу - (время 5 мин.)

Вопросы:

· Этапы боевого развертывания.

· Охрана труда при установке АЦ на открытый водоем.

 

2) Подведение итогов опроса слушателей с выставлением оценок - (время 1 мин.).

3) Инструктаж по правилам охраны труда в период проведения занятий - (время 2 мин.).

4) Разминка- (время 5 мин.)

 


II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – (время 55 мин.)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Профессиональная направленность занятия

Изучаемый объект (отрабатываемые вводные) Что изучают слушатели (действия слушателей) Действия преподавателей
Практическая отработка вопросов. Работа на пожарных автолестницах   Работа на пожарных коленчатых автоподъемниках     Пожарные автолестницы (АЛ) предназначены для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения и служат для эвакуации людей с высоты и обеспечения тушения пожаров в много­этажных зданиях, выполнения специальных работ.   Установка, подъем и выдвигание лестницы и смена места установки. По команде: Водитель устанавливает автомобиль на выбранную площадку; включает стояночную тормозную систему; включает силовой привод механизмов АЛ; переходит на основной пульт управления (в темное время включает освещение пульта, лестницы и люльки); открывает дверцы люков для доступа к рукояткам (тумблерам — в зависимости от модели АЛ) блока управления опорами; устанавливает АЛ на выносные опоры (установку под них имеющихся в комплекте подкладок производит пожар­ный), опустив сначала передние опоры, затем задние; производит выравни­вание платформы по отвесу либо индикатору, который имеется на авто­мобиле (в случае их отсутствия — визуально); закрывает дверцы люков. Занимает рабочее место у основного пульта управления, подъем и опус­кание лестницы осуществляет рукояткой с табличкой "подъем-опускание" (на ней же указано направление движения), производит поворот лестницы вправо или влево рукояткой "поворот", производит выдвигание и Сдвигание лестницы управления в соответствии с указанным на табличке направле­нием, в ночное время включает фару-искатель для освещения зоны у вершины лестницы. При скорости ветра более 10 м/с должны применяться растяжные веревки. Перед подъемом лестницы растяжные веревки кара­бинами закрепляются за проушины, приваренные к вершине одного из колен, и удерживаются пожарными, которые располагаются по обе сторо­ны лестницы на расстоянии 12-15 м от нее. Пожарный производит открепление съемной лестницы, устанав­ливает и закрепляет ее на последнем колене, опирает на грунт, производит ее установку.   Боевое развертывание АЛ с установкой люльки. По команде: (автомобиль установлен на опоры) водитель и пожарный подни­маются на платформу автомобиля, производят открепление люльки из транспортного положения и опускают ее на грунт. Водитель занимает место у пульта, поворачивает и опускает лестницу, совместно с пожарным уста­навливает и закрепляет люльку. Работу в люльке производит пожарный: - откидывает дверцу люльки, входит в нее и закрывает дверь; устанавливает (при необходимости и наличии) дополнительный пульт управления; приводит в рабочее состояние механизм горизонтирования люльки; подает люльку в необходимую зону, управляя с пульта (допускается управление движениями с основного пульта, при этом пожарный дает необходимые указания водителю по громкоговорящей связи); блокирует механизм горизонтирования люльки; открывает дверь и осуществляет посадку или высадку людей; закрывает дверь люльки; разблокирует механизм горизонтирования люльки; опускает люльку на землю и осуществляет посадку или высадку людей. После окончания работ перевод люльки из рабочего в транспортное положение производится в обратной последовательности.   Развертывание АЛ для подачи огнетушаших веществ. По команде: Пожарный достает из отсека лафет­ный ствол (гребенку) и устанавливает его на люльке или последнем колене лестницы, прокладывает рукав по середине лестничного марша и соединяет его со стволом (гребенкой). Управление лафетным стволом и гребенкой с пеногенераторами может производиться как дистанционно — с пульта управления (в зависимости от модели АЛ), так и ручным способом: в вертикальной плоскости — с земли с помощью веревки, в горизонтальной — поворотом лестницы вокруг вертикальной оси. По команде: Водитель производит подъем и выдвигание лестницы. Пожарный закрепляет рукав за ступени лестницы рукавными задержками, занимает положение для управления стволом, докладывает "Готов!". При работе с пеногенераторами подается команда: Личный состав выполняет операции, аналогичные указанным выше. По команде: "Отбой!" личный состав производит работы в обратной последовательности. Пожарные автоподъемники (АКП) предназначены для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения и служат для эвакуации людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также выполнения других специальных работ. В состав боевого расчета входят: командир отделения, он же водитель, пожарный. По коман­де: Водитель устанавливает автомобиль на выбранную площадку, включает стояночную тормозную, включает силовой привод механизмов АКП. Затем переходит на основной пульт управления (в темное время суток или в условиях недостаточной видимости включает освещение пульта, колен и люльки), открывает дверцы люков для доступа к рукояткам (тумблерам — в зависимости от модели АКП) блока управления опорами. Устанавливает АКП на выносные опоры, опуская сначала передние опоры, затем задние, используя при этом имеющиеся в комплекте подкладки. Производит вырав­нивание платформы по отвесу либо индикатору (в случае его отсутствия — визуально), закрывает дверцы люков. Занимает рабочее место у основного пульта управления: подъем и опускание комплекта колен осуществляет рукояткой или тумблерами (направление движения рукоятки указано табличкой). Включение поворота комплекта колен АКП вправо или влево осуществляет рукояткой "Поворот" на пульте управления. В темное время суток или в условиях недостаточной видимости включает фару-искатель для освещения рабочей зоны люльки. По команде о работе АКП, требующей изменения места установки, или по команде "Отбой" АКП должен быть полностью сдвинут, опущении уложен, опоры подняты, рессоры разблокированы, силовой привод меха­низмов выключен. Для приведения автоподъемника в транспортное поло­жение водитель включает на пульте управления тумблер "Остановка пово­рота". При совпадении оси колена с осью шасси поворот автоматически выключится и загорится транспарант "Остановка поворота". Водитель опускает нижнее колено в транспортную стойку, опускает среднее колено до угла 3-5° относительно нижнего колена, подводит колено люльки к платформе на весь ход штока гидроцилиндра люльки, опускает среднее колено на подушку нижнего колена, поднимает и сдвигает выносные опо­ры, при этом пожарный убирает и укладывает на автомобиль подкладки.   Для осуществления массовой эвакуации людей с верхних этажей зданий АКП комплектуется устройством для крепления рукава к люльке, а также самим эластичным рукавом. По командам: Пожарный достает устройство с предварительно закрепленным эластичным рукавом из отсека (ящика), устанавливает и фиксирует его на люке. Водитель (управление может осу­ществляться и с пульта, установленного в люльке) подает люльку в зону эвакуации (к балкону, окну). Количество одновременно спускающихся в рукаве людей определяется из расчета грузоподъемности АКП за вычетом веса устройства для крепления рукава и самого рукава.     Развертывание АКП для подачи огнетушаших веществ. По команде: Пожарный соединяет рукав от АЦ со стояком АКП, достает из отсека лафетный ствол (гребенку) и устанавли­вает его на люльке, докладывает: "Готов!". По команде: Пожарный выполняет операции, указа­нные выше, и занимает положение для работы со стволом. Водитель подает люльку в рабочую зону. Пожарный открывает кран подачи воды для соз­дания защитного водяного экрана и работает с лафетным стволом. Для ликвидации горения внутри объектов применяется дополни­тельный отвод на стояке с соединительной головкой, предназначенной для присоединения пожарного рукава. При работе с пеногенераторами подается команда: Личный состав выполняет операции, аналогичные указанным выше. По окончанию работы необходимо слить воду из водопенной коммуникации и сложить подъемник в транспортное положение. АКП может применяться для подъема грузов. Для этого, в соответ­ствии с конструкцией конкретной модели АКП, нижнее колено снабжено скобой, через которую пропускается грузовой канат или подвешиваются тали (в комплект оборудования не входят). Подъем груза производится в соответствии с инструкцией по эксп­луатации: на малых скоростях с соблюдением повышенной осторожности. В случае неисправности основной гидросистемы приведение авто­подъемника в транспортное положение осуществляется аварийным при­водом в соответствии с инструкцией по эксплуатации на данную модель. В случае отказа двигателя для подъема комплекта колен может использо­ваться ручной насос. Порядок работы изложен в инструкции по эксплу­атации конкретной модели.   Задача преподавателя заключается не только в том, чтобы отдавать команду, но и следить за действиями каждого облучаемого, замечать и устранять ошибки.   Команда: "Автолестницу (указывается место: на кровлю, на 5-й этаж и т.п.) — подать!"       Команда: "Люльку — ставь!"   Команда: "Лафетный ствол (гребенку) — ставь!"     Команда: "Лафетный ствол на тушение (указывается направление или объект) — марш!"   Команда: "ВМП (указы­вается направление или объект) — подать!"   Команда: "АКП (указывается место: на кровлю, на 5-й этаж и т.п.) — подать!"     Команда: "Эластичный рукав к работе — готовь!" и "АКП для эвакуации по эластичному рукаву (указыва­ется место подачи лестницы) — марш!"   Команда: "Лафетный ствол (гребенку) — ставь!"   Команда: "Лафетный ствол на ликвидацию горения (указывается направление или объект) — марш!"     Команда: "ВМП (указы­вается направление или объект) — подать!".    

 

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - (время 10 мин.)

· Ответы на вопросы (время 6 мин.);

· Задание на самоподготовку (время 2 мин.);

· Подведение итогов (время 2 мин.).

 

Приложение 1

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: