Интерактивное обучение — это одна из форм диалогового обучения, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и учащегося, между учащимися.




Экзаменационный билет № 27

Интерактивные методы гуманной педагогики. Нравственные дилеммы.

Основные идеи интерактивнорго обучения отражены в трудах представителей западной школы (А.Маслоу, К.Роджерс, С.Френе и др.), видных русских психологов и педагогов (А.П. Блонский, А.С. Макаоренко, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлиснкий и др.)

В отечественной педагогике интерактивное обучение получило от названия «педагогика сотрудничества».Это название было дано группой педагогов – новаторов 80 – 90 годов (Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, Е.И.Ильин, С.Н.Лысенкова, В.ф.Шаталова и др.), в работах которых соединились лучшие традиции советской школы, достижения русской и зарубежной психологии, педагогической науки и практики.

Изучение многолетнего опыта Амонашвили, анализируя и систематизируя имдеи гуманно-личностной педагогики Ш.Амонашвили, позволяет выделить ряд основных положений, связанных с интерактивным обучением и премлемых в раюботе преподавателей школы:

- ученик;

- взаимодействие на основе сотрудничества;

- переживание свободного выбора;

- создание этоционально-комфортной среды, в которой приятно учиться;

- равные отношения субьектов учебной познавательной деятельности;

- снятие страха у учащихся; чувство успеха, уверенности в себе;

«Все это становится возможным, если дать простор творчеству, сообразительности, самостоятельности, познавательной и общественной активности детей и соответсвенно строить общение с ними».

Технология интерактивного обучения на первый план выдвигает личность, которая познает, создает ей условия для успешного развития в обучении.

Это является одним из важных направлений модернизации школы. От концепции жесткого авторитарно – дисциплинарного управления, где ученик выступает объектом обучающих воздействий, и переход к системе организации, поддержки, к созданию условий для свободного выбора и творчества. А также перенос акцента с обучающей деятельности деятельсти преподавателя на познавательную деятельность самого студента.

Такое изменение позиций преподавателя и студента в интерактивном режиме требует активизации деятельности учащихся через мотивацию и развитие умений учиться.

Мотивация деятельности студентов на занятии будет успешной только тогда, когда будут удовлетворены их базовые потребности (физиологические, безопасности, социальные, уважение, признание, самореализации).

Развивая идею А.Маслоу, Ш.Амонашвили считает, что характер общения учителя с детьми и набор педагогических приемов направлены на то, чтогбы обеспечить ребенку самоактуализацию, самоуважение и усвоение вечных ценностей добра и красоты.

Интерактивное обучение — это одна из форм диалогового обучения, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и учащегося, между учащимися.

В рамках интерактивного обучения используются различные методы и технологии, как способы организации учебной деятельности. Задача развития школьников, которая успешно осуществляется в процессе интерактивного обучения, реализуется через организацию деятельности учащихся, построенную с учетом закономерностей психики детей конкретного возраста (что является одной из принципов развивающего обучения).

Наиболее распространена групповая форма обучения. В середине XX века К. Левин выдвинул идею: «обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности». Это и является особым отличием интерактивного обучения: научение происходит в групповой совместной деятельности, в том числе за счет взаимообучения. Вместе с тем, при организации интерактивного обучения важно учитывать, что наряду с решением учебных целей и задач, в процессе группового взаимодействий осознавалась ценность других ребят и формировалась потребность общения с ними, их поддержки.

К интерактивным методам относят учебные деловые игры, мозговой штурм, обыгрывание ролей, игровое проектирование, анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций и другие. В процессе интерактивного общения в парах, группах (малых и больших), между группами у учащихся формируется знания, в том числе и собственное мнение, по тому или иному событию, явлению, активная жизненная позиция, творческие способности; развиваются речь, чувство ответственности за общее дело, систематизируются, анализируются, конкретизируются и корректируются представления, понятия; устанавливаются логические связи, содействующие пониманию закономерностей социальной жизни во всем ее многообразии и т.п. Систематическое применение учителем интерактивных методов на уроках создает благоприятные условия для освоения ими разных социальных установок, ролей и функций, овладения учебной деятельностью.

Критерии отбора интерактивных методов обучения:
— соответствие целям и задачам обучения и развития школьников;
— соответствие дидактическим целям урока;
— соответствие содержанию темы урока;
— соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом;
— соответствие временным рамкам обучения;
— соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя;
— соответствие способу руководства учебной деятельностью;
— соответствие логике учебного процесса.
Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и отбор на основе этого наиболее эффективных форм и методов организации усвоения школьниками конкретного блока учебного содержания. Причем, отбор методов и их соблюдение происходит в группе учителей одной школьной параллели, которые преподают разные предметы.

Задание 2. Ученик Миша Л. отличался веселым нравом. Его смешили чужие неудачи на уроке и особенно его смешило, когда кому-то было больно или обидно до слез. Ударит случайно ученика мяч в лицо – у Миши радость, толкнет кто-то кого-то, у Миши счастье, разразится ссора из-за правил, например – Миша ликует. И не просто радуется человек, а еще и злорадствует, отпускает обидные замечания, обзывает и поднимает на смех. Любые наказания связанные вот с таким нарушением правил поведения на уроке особо не действовали на Мишу. Дети, конечно, не любили его, относились даже с некоторой опаской, чтобы не попасть в поле зрения его шуток и насмешек. Родители разводили руками. Классный руководитель отмалчивался. Оставлять подобное поведение без внимания совершенно не реально.

Вопросы и задания

1. Проанализируйте ситуацию:

Определите структуру конфликта:

Объект: (из-за чего конфликт случился, обе стороны касаются объекта, но каждый преследует свои цели) девиантное поведение мальчика Миши.
Предмет: (противоречие, которое послужило пусковым механизмом ситуации) нежелание ребенка следовать общепринятым правилам поведения в обществе (при взаимодействии с учителем и детьми)
Стороны конфликта: мальчик и одноклассники. Данный тип конфликта относится к конфликту между личностью и группой, который возникает, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности или если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.

личностные элементы конфликта:
− основные психологические доминанты поведения:

потребность в понимании и заботе (скорее всего причина такого поведения в безразличном поведении родителей)
− черты характера и типы личностей. согласно классификации швейцарского психиатра Карла Густава Юнга, мальчик Миша Скорее всего экстраверт, раз может открыто заявить о своих правах, достаточно вспыльчив, эмоционально неустойчив, холерик, так как холерикам свойственны такие проявления – порывистость, скорость принятия решения, страстность и неуравновешенность. Какие черты характера требуют коррекции – эмоциональная неуравновешенность и быстрая утомляемость. Холерикам свойственно быстро увлекаться и нерационально расходовать свои силы.

Одноклассники: Одноклассники имеют темперамент Меланхолика – им свойственны переживания по каждому даже незначительному событию. Слабые стороны характера – эмоциональная ранимость, излишняя впечатлительность
− установки личности;
− неадекватные оценки и восприятия;
− манеры поведения;
− этические ценности.

установки личности;

доказать, что с ним никто не справится, он никому не нужен и ему никто не нужен, недолюбленный ребёнок с ежиком внутри

неадекватные оценки и восприятия;

истинно заниженная самооценка

манеры поведения;

демонстративные, агрессивные

Этические ценности.

По сути скрыты, ценность личности со своими правами

Ответьте на вопросы:

Каковы особенности обучения и воспитания этого ребенка?

В данном случае мы наблюдаем девиантное поведение ученика.

Вне зависимости от того, какими причинами вызвано нарушение поведения, есть несколько задач, которые необходимо решить для того, чтобы смягчить выраженность нарушений:

1) формирование саморегуляции и контроля за своим поведением;

2) воспитание критичного отношения к своему состоянию;

3) развитие умения сдерживать аффективные проявления;

4) профилактика агрессивных действий и повышенной конфликтности.

Именно эти задачи могут решаться в младшем школьном возрасте с использованием арттерапевтических методик (куклотерапия, библиотерапия). Большую роль могут сыграть также изотерапия и художественный труд.

Нередки случаи, когда «трудные» подростки увлекались художественным творчеством, что изменяло круг общения и корригировало негативные поведенческие проявления.

В области воспитания и профилактики девиантного поведения детей и подростков широко распространены следующие формы работы:

- работа с семьей, беседы с родителями с целью изменения условий жизни ребенка и улучшения внутрисемейных отношений;

- проведение консилиумов, посвященных этой проблеме (однако использование их для выработки или принятия индивидуальных программ развития или коррекции поведения ребенка - крайне редкое явление);

- включение «трудных» детей в работу музыкальных, танцевальных кружков и объединение по интересам.

Каковы особенности личности и деятельности этого ребенка?

Под отклонениями в поведении данного ребенка понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают родителей, учителей, общественность. Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, но и несут в себе зачатки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, представляют собой потенциальную угрозу развития его личности, окружающим людям и обществу в целом.

Отсутствие конструктивного контакта со сверстниками и педагогами приводит к тому, что образовательное учреждение из места самореализации ребенка, раскрытия его потенциальных возможностей становится дополнительным стрессогенным фактором.

Ученик демонстрирует вульгарное поведение по отношению к учителю для того, чтобы утвердить статус среди сверстников. Он выбрал именно такой путь, что не является вариантом нормы.

Каких правил следует придерживаться педагогу в общении с этим ребёнком?

1. Наличие психологического настроя на собеседника, создание положительной перенастройки.

2. Безоценочное восприятие личности ребенка.

3. Установка на доверие.

4. Восприятие ребенка как равного.

5. Содержание общения должно включать в себя решение проблемы.

6. Адекватное реагирование на различного рода вопросы:

- терпеливое умение выслушать;

- более широкое освещение вопроса с различных сторон;

- создание ситуации самостоятельного поиска ребенка ответа на свой вопрос.

7. Твёрдость и уверенность в своём авторитете перед учениками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: