при Правительстве Российской Федерации»




(Финансовый университет)

 

 

Дисциплина «Юридическая ответственность за финансово-экономические нарушения»

 

Эссе на тему:

«Финансовый контроль как способ предупреждения финансово-экономических нарушений»

 

Выполнил/а:

студентка группы ДЮГП2-2в

Саламадина Дарья Олеговна

Научный руководитель:

преподаватель

Ильин Александр Юрьевич

 

 

Москва


Для целей нашего исследования нам необходимо выделить основные понятия, позволяющие раскрыть тему эссе. Данными понятиями являются «финансовый контроль» и «финансово-экономические нарушения».

К одной из четырех основных функций финансов относится такая функция, как контрольная. Государство, муниципальные образования, а также иные лица используют финансовые ресурсы для решения поставленных задач, использование финансовых ресурсов предполагает, в том числе проведение соответствующего контроля. Более того, на сегодняшний день, именно финансовый контроль является одним из важнейших инструментов, который используется для обеспечения законности как хозяйственной, так и финансовой деятельности. С.В. Запольский отмечает, что «…финансовый контроль представляет собой регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования»[1]. Финансовый контроль ставит перед собой различные цели, в том числе такие цели, как выявление, предупреждение, недопущение и своевременное пресечение финансово-экономический нарушений, а также разработка определенных мероприятий по их устранению и дальнейшему предупреждению. Поэтому в настоящее время важно отметить, что именно правоохранительная функция является основой функцией финансового контроля, так как направлена на выявление и пресечение нарушений в рамках осуществления финансовой деятельности.

В Российской Федерации нет единого нормативного правового акта, регулирующего осуществление финансового контроля. В то же время основные нормативные правовые акты в сфере финансовой деятельности содержат в себе отдельные положения, регулирующие финансовый контроль. Например, в главе 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ) устанавливаются основы государственного (муниципального) финансового контроля, выделяются виды финансового контроля такие, как «…внешний и внутренний, предварительный и последующий»[2], определяются органы исполнительной власти, осуществляющие определенные виды финансового контроля. Так, например, согласно части 2 статьи 265 БК РФ «внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в соответствии с частью 3 статьи 265 БК РФ «внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций)». Предварительный контроль, который установлен частью 4 статьи 265 БК РФ как раз направлен на «…предупреждение и пресечение бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Установление законности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе установление достоверности учета и отчетности являются целью такого вида финансового контроля, как последующий контроль.

Что касается непосредственно финансово-экономических нарушений, то необходимо отметить следующее. Финансово-экономические нарушения являются основанием финансово-правовой ответственности, это также такие нарушения, которые являются противоправными, виновными, наказуемыми деяниями субъектов финансового права, за которые финансовым законодательством устанавливается финансово-правовая ответственность.

Представляется интересным отметить, что с 1 июля 2020 года вступит в силу федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 № 95. Одним из принципов, который выделяется в названном постановлении, является принцип профессионального скептицизма, который в свою очередь «…выражается в том, что результаты контрольного мероприятия критически оцениваются, не упускаются из виду подозрительные обстоятельства деятельности объекта контроля, при формулировании выводов контрольного мероприятия не допускаются неоправданные обобщения». На мой взгляд основным при осуществлении финансового контроля, в том числе в качестве способа предупреждения финансово-экономических нарушений, должны являться объективность и независимость уполномоченных должностных лиц при осуществлении контрольной деятельности. Ведь субъекты финансовой и хозяйственной деятельности должны в полной мере осознавать неотвратимость наказания при выявлении уполномоченными должностными лицами финансово-экономических нарушений, и в данном случае финансовый контроль также может являться способом предупреждения финансово-экономических нарушений.

Таким образом, предупреждение финансово-экономических нарушений осуществляется, в том числе посредством финансового контроля, а именно с помощью строгого соблюдения уполномоченными должностными лицами действующего законодательства в финансово-экономической сфере, независимости контроль-счетных органов, эффективную реализацию уполномоченными органами всех видов финансового контроля, периодичность осуществления финансового контроля, в том числе контроль устранения соответствующими субъектами ранее выявленных нарушений, открытость деятельности проверяющих органов, а также выявление причин и условий, которые в целом способствуют финансово-экономическим нарушениям, и последующий анализ указанных причин и условий.


[1] Финансовое право: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Ф59 С. В. Запольского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — Серия: Бакалавр. Академический курс. С. 92

 

[2] Часть 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: