Проект
Нравственно-патриотическое воспитание
«Моя семья»
Даниловская О.А.
Проект «Моя семья» средняя группа
Пояснительная записка
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Актуальность проекта
Содержание нравственного-патриотического воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. В содержание программы дошкольного воспитания «Радуга» включен цикл занятий «Моя семья». Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержание нет материала, касающимся прошлого семьи ребёнка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, ля согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
|
Цель проекта:
Продолжать формировать у детей понятие «семья»; осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям;
создать условия для накопления опыта интеллектуальной и творческой деятельности через самостоятельное исследование.
Задачи:
1. Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
3. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
5. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Предполагаемый результат:
- знание детьми информации о своей семье, о её членах;
- понимание детьми значимости семьи в их жизни;
- умение организовать сюжетно – ролевые игры на тему «Моя семья»;
|
- проявление каждым ребёнком заботы и уважения ко всем членам своей семьи;
- преобразование развивающей среды;
- оптимизация сотрудничества с родителями.
Возраст участников: дети 4-5 лет.
Тип проекта: краткосрочный.
Участники проекта: воспитатель, воспитанники группы 4-5 лет, родители.
Формы организации проекта:
1. Опрос детей.
2. НОД
3. Консультация «Генеалогическое древо»
4. Выставка «Мама, папа, я – дружная семья».
5. Выставка детских рисунков «Моя семья».
7. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».
8. Родительское собрание «Нравственное воспитание в семье»
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Создание необходимых условий для реализации проекта
1. Донести до участников проекта важность и нужность данной темы.
2. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, д/игры, атрибуты для игровой и театральной деятельности.
3. Подобрать иллюстрации, художественную литературу по теме, стихи, загадки, материалы для продуктивной деятельности.
4. Сделать подборку в папку – раскладушку «Семья».
5. Анкетирование родителей «Семейные традиции, праздники, увлечения».
6. Тематические беседы «Права и обязанности в семье», «Моё имя»,
II этап – основной (практический)
1. Выставка «Генеалогическое древо семьи»
2. Создание папки-передвижки «Семья»
3. Выставка детских рисунков «Моя семья»
4. Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин»
5. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме
|
6. Чтение художественной литературы по теме «Семья»:
Е. Благинина «Посидим в тишине»,
Толстой «Бабушка и внучка»,
К. Чуковский «Мойдодыр», «Моя армия родная»,
р. н. с. «Гуси-лебеди», «Кукушка».
7. Беседы: «На кого хочу быть похожим», «Любимый отдых моей семьи», «Семейные праздники», «Мои обязанности по дому», «О мужестве и храбрости», «За что я люблю маму».
8. Ситуативный разговор: «Выходной день в моей семье», «Наше путешествие», «Наши любимые питомцы», «Как я помогаю дома»
9. Тематическое занятие: «Моя семья».
10. Художественно – эстетическая деятельность: Изготовление подарков к празднику 23 февраля, 8 марта.
11. Сотворчество родителей и детей: «Мама, папа, я – счастливая семья» или «Незабываемый выходной».
12. Мир семейных увлечений: Создание коллекций фантиков, салфеток, значков, открыток и т. д.
III этап-заключительный
1. Обработка результатов по реализации проекта
2. Родительское собрание «Нравственное воспитание в семье»
3. Презентация проекта «Моя семья»
4. Выпуск семейной газеты «Наша дружная семья».
5. Выставка «Мир увлечений».
6. Особенность нашего проекта, состоит в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, трудимся, но и работаем в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
Режим работы: во время и вне занятий.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Методический продукт - «Презентация проекта «Моя семья»
Итоговый продукт – Вечер-досуг «Я и моя семья»
Приложение 1
Конспект родительского собрания «Нравственное воспитание в семье»
Цель:
• Развивать интерес родителей об образовательном процессе, содействовать взаимодействию педагогов и родителей.
• Заинтересовать родителей проблемой, приобщить родителей к развитию нравственности в условиях семьи.
Задачи:
Развивать стремление к педагогическому росту родителей;
Познакомить родителей задачами нравственного воспитания детей;
Вооружить родителей знаниями по вопросам нравственного воспитания, убедить в их целесообразности;
Оптимизировать детско- родительское взаимодействие;
Оборудование: конфедератка, мантия; большая книга «нравственности».
Предварительная работа: подготовка презентации и видео роликов;
Методы активизации родителей:
- обсуждение темы;
- слушание материала;
- анализ проводимых мероприятий в ДОУ;
Ход собрания:
Здравствуйте уважаемые родители!
Сегодня мы все с вами собрались, чтобы обсудить важную тему- нравственное воспитание.
Для начала мне бы хотелось с вами поздороваться, для этого встаньте в круг.
Игра на сплочение «Здравствуйте! »
Ведущий предлагает всем поздороваться со своим соседом способом, принятым в различных странах. При этом ведущий называет страну и форму приветствия:
В России принято пожимать друг другу руки (участники выполняют действия, названные ведущим).
В Италии – горячо обниматься.
В Бразилии - хлопать друг друга по плечу.
В Зимбабве – трутся спинами.
В Македонии – здороваются локтями.
В Никарагуа – приветствуют друг друга плечами.
Данная игра снимает эмоциональное напряжение и располагает родителей к дальнейшему знакомству и общению.
«Давайте познакомимся»
Представляется первый участник, говорит, как его зовут, рассказывает о своей семье. И так далее по кругу.
Большое спасибо присаживайтесь.
Рассуждая мы часто говорим о нравственном и безнравственном в нашей жизни. Так что же мы вкладываем в это понятие - нравственность? Как Вы это понимаете?
(Ответы родителей, высказывание собственных мнений).
- Да, действительно это любовь, красота, милосердие согревают нас подобно солнечным лучам, распускаются в наших сердцах подобно цветку, помогите нашему бутону распустится в цветок нравственности.
(Родители называют составляющие понятия нравственности, на слайде презентации распускается цветок).
Чтобы окончательно разобраться с понятием, мы пригласили магистра нравственного воспитания.
Магистр:
- Слушая ваши высказывания, я поняла, что вы совершенно правы! Придя к вам, я конечно не забыл свою большую книгу нравственности, в которой содержатся следующие блоки нравственного воспитания:
Воспитание гуманности как качества личности (1 страница в книге);
Воспитание трудолюбия и желания трудится (2 страница в книге);
Воспитание коллективизма (3 страница в книге);
воспитание гражданственности и начал патриотизма (4 страница в книге);
- Большое спасибо за интересную лекцию.
И так, мы выяснили, что нравственное воспитание это - справедливость, милосердие, отзывчивость, сочувствие, доброта, уважение, ответственность, патриотизм, терпимость, то, что позволяет считать человека личностью, то есть отношения, существующие между людьми, и обязанности, которые вытекают из этих отношений.
Дошкольное детство – уникальный период в нравственном развитии личности. Существует мнение, что ребенок изначально любит свою мать, и нет необходимости развивать это чувство в нём. Недаром народная мудрость гласит: «Сердце матери лучше солнышка греет».
Сегодня мне бы хотелось заострить ваше внимание именно на гражданственном воспитании подрастающего поколения. В нашем детском саду работа по воспитанию любви к матери проводится с детьми всех возрастных групп, но особое место уделяется старшему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте у детей формируются нравственные основы личности. Во время общения с детьми, мы выявили, что у некоторых дошкольников достаточно ярко выражены чувства тревожности, и даже враждебности по отношению к своим родителям, проявляющиеся в высказываниях, поступках. Излишнее оберегание детей от «взрослых» проблем, эмоциональная «закрытость» родителей, не желание вести беседы, общаться, приводит к непониманию детьми их внутреннего состояния, а, следовательно, у ребенка не формируются эмпатийные чувства, что выражается в его полном безразличие к своим родителям и близким людям.
В своей работе мы попытались определить средства и методы, помогающие в воспитании духовно - нравственно ребенка - ребенка не только любящего своих родителей, и в первую очередь маму, но и умеющего любить действенно: проявить заботу, поддержать добрыми словами, сочувствием, конкретными делами.
От матери человек берет все прекрасное и самое чистое. Поэтому каждая мать должна помнить, что она главный педагог, главный воспитатель. От нее зависит будущее общества. Надо помнить, что ребенка в семье надо специально воспитывать, имея в виду, что он в будущем станет отцом или матерью.
Для этого мы организовали работу по приобщению детей к жизни своих мам, и приобщение мам к развитию нравственности своих детей. Для этого разработали ряд мероприятий:
• Беседы- обсуждения бытовых ситуаций на тему: «Почему мама грустит? » (просмотр роликов);
• Проведение праздников день матери (просмотр фото);
• Игры-упражнения: «Скажи ласково», «Найди свою маму», «Чья мама? » (просмотр ролика «Скажи ласково»).
• Конкурс: «В гостях у мастериц» (выставка);
Для Вас уважаемые мамочки мы приготовили список произведений художественной литературы, рекомендуемый для формирования начал нравственного сознания детей (раздача памяток);
А также папку с пословицами и дидактическими играми, которые можно организовать дома;
Становление духовности длительный и кропотливый процесс, и если все участники педагогического процесса вместе идут к поставленной цели, то наверняка цель будет реализована.
Входит ребенок читает стихотворение:
Мне мама приносит
Игpyшки, конфеты,
Hо мамy люблю я
Совсем не за это.
Веселые песни
Она напевает,
Hам скучно вдвоем
Никогда не бывает.
Я ей открываю
Свои все секреты.
Hо маму люблю я
Hе только за это.
Люблю свою мамy,
Скажy я вам прямо,
Hy просто за то,
Что она моя мама!
На этой прекрасной ноте мне хотелось бы закончить нашу беседу.
Желаем Вам успехов!
Приложение 2