Реферат на тему «Ценности семейного воспитания в педагогическом наследии К.Д. Ушинского.»




 

Выполнили: Дресвянникова Е.А

Бабинцева Е.Ю

Проверила: Малова Т.В

Учебная группа: ПОДб 1707-62-00

 

 

Киров,2018

План реферата:

1.Биография К.Д Ушинского

2.Ценности семейного воспитания в трудах К.Д Ушинского

3.Общее и отличное во взглядах других педагогов

4. Связь с современными концепциями воспитания

5.Заключение

6.Источники информации

1. Биография К.Д Ушинского:

Имя Константина Дмитриевича Ушинского (1824 – 1870) занимает особое место в истории отечественной педагогики. Он был любознательным и увлекался не только юриспруденцией и педагогикой, но и театром. Его также волновал вопрос о доступности образования для простого народа. Он даже работал исполняющим обязанности профессора на кафедре государственного права.

 

Ушинский имел опыт и в редакторской работе, когда работал в «Ярославских губернских ведомостях». Константин имел либеральные взгляды, его эрудиции можно позавидовать, а то, как он легко общался с учениками, насторожили руководство лицея. Он построил педагогическую систему, творчески переработав современные ему достижения не только отечественной, но и зарубежной педагогической науки и практики. Первые книги «Детский мир» и «Родное слово» он пишет, пребывая за границей. 1868 году, когда он уже 8 лет проживает в России, в печати появляется начало его главной работы «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии».

· Про семью К.Д Ушинского:

Ушинский родился в городе Тула в феврале 1823 года. Его мама умерла рано, когда маленькому Косте было всего 12 лет. Папа участвовал в войне с французами 1812 года, и дослужился до офицера. Семья была дворянская, хоть и мелкопоместная. Ранняя потеря матери и нехватка внимания отца явились предпосылками возникновению основных идей,связанных с семейными ценностями. Поэтому для большинства населения страны Ушинский наиболее естественной средой воспитания и обучения дошкольников все же считал семью. В ней дети получают первые впечатления, приобретают элементарные знания, навыки и привычки, развивают свои задатки.

 

2. Ценности семейного воспитания в трудах К.Д Ушинского:

· Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения. "Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства, - писал Ушинский, - приготовить из своих детей полезных для общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире, - право на правильное и доброе воспитание".

 

· Чтобы выполнить эту ответственную обязанность и гражданский долг перед обществом, родители должны проникнуться стремлением сочетать свое частное благополучие с общественной пользой. Они должны иметь педагогические знания, для чего изучать педагогическую литературу; сознательно подходить к воспитательному делу, к выбору воспитателей и учителей, определению будущих путей жизни для своих детей.

 

· Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский отводил матери. Мать ближе стоит к детям, проявляет непрестанные заботы о них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности; если она не занята на работе вне дома, то имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни влиять на детей в желательном направлении.Воспитательной деятельности матери Ушинский придавал общественное значение. Являясь воспитательницей своих детей, она тем самым становится воспитательницей народа. Из этого, говорил Ушинский, "вытекает уже сама собой необходимость полного всестороннего образования для женщины уже, так сказать, не для одного семейного обихода, но имея в виду высокую цель - провести в жизнь народа результаты науки, искусства и поэзии". Ушинский хотел видеть в лице матери не только воспитательницу, но и учительницу своих детей. Учебное пособие "Родное слово" (год I) и "Руководство к преподаванию по "Родному слову" он считал возможным использовать в семейном воспитании и обучении детей до 8- 10-летнего возраста.

· К.Д. Ушинский понимает воспитание как целенаправленный процесс формирования «человека в человеке». Самое воспитание, учит он, должно приготовлять человека к труду, к жизни. Для этого необходимо, чтобы дети были умственно развиты, морально совершенны, физически здоровы. Он по-новому ставит вопрос о воспитании нравственности в семье. Педагоги старого времени, равно как и многие сейчас, вопросы нравственности детей сводят, в основном, к вопросам поведения в семье и в обществе. Ушинский подчеркивает, что сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения. Задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека. По его мнению, поведение является производным и вытекает из внутренней установки личности. Задача воспитания в семье, как отмечает он, – пробудить внимание к духовной жизни. Надо научить ребенка любить красоту нравственных поступков. «Если ваш ребенок, – говорит Ушинский, – знает много, но интересуется вместе с тем пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем отсутствует живое внимание к нравственному и прекрасному – вы не достигли цели воспитания». Семье следует помогать ребенку в работе над развитием нравственной жизни. При этом родители должны глубоко вникать в духовную жизнь ребенка, переживать ее вместе с ним. «Создайте раньше материал нравственности, а потом ее правила», – советует Ушинский родителям.

Вывод: Таким образом, первой и основной задачей семейного воспитания К.Д. Ушинский считает подготовку человека к жизни. Согласно его мнению, воспитание является «созданием истории», оно – социальное явление.

3. Общее и отличное во взглядах других педагогов:

· Общее: ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптерев, В.Н.Сорока-Росинский и другие. В трудах классиков педагогики подчеркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка. Домашнее воспитание рассматривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание – как священное право каждого ребенка. Под правильным воспитанием понимается всестороннее развитие самодеятельной творческой личности. Такое воспитание основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей.

· Отличительное: Каждый из них видел и выделял что-то своё главное из ценностей семейного воспитания, хотел донести свою мысль до каждого человека(родителя).

4. Связь с современными концепциями воспитания:

В настоящее время как и в высказываниях Ушинского говорится о том, что по сей день актуальны методы семейного воспитания - приемы родительского воспитания, механизмы воздействия на детей; для выращивания из них достойных членов общества, а также целью воспитания родителей является-создание условий для благополучия, здоровья и счастья всей семьи, для дальнейшего развития отношений между членами семьи, основанных на их стремлении в общении между собой.

5. Заключение:

Можно сделать заключение, что для развития русской общественной мысли о семейном воспитании этапными стали работы замечательного русского педагога К.Д.Ушинского. В его трудах впервые ярко зазвучала тема необходимости овладения родителями основами педагогических знаний. Ушинский утверждал, что родители должны изучать педагогическую литературу, сознательно подходить к процессу воспитания, к выбору воспитателя и учителя для ребенка, определению жизненного пути для своих детей.

6. Источники информации:

· https://helpiks.org/7-34274.html

· https://portal-slovo.ru/pre_school_education/36629.php

· https://studbooks.net/1895584/pedagogika/sovremennaya_kontseptsiya_semeynogo_vospitaniya

· https://studbooks.net/1807481/pedagogika/filosofy_pedagogi_vospitanii_rebenka_seme

· https://www.istmira.com/novosti-istorii/12502-kratkaya-biografiya-ushinskogo.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: