СВФУ имени М. К. Аммосова, г. Якутск




Бетюнская Сардаана, гр. МОРЯ-17

Магистрант 1 курса филологического факультета, гр. МОРЯ-17,

СВФУ имени М. К. Аммосова, г. Якутск

sardaanabet@mail.ru

МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

(НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ СВФУ ИМ. М. К. АММОСОВА)

Аннотация: в статье рассматривается мотив профессионального выбора студентов. Дается описание результата проведенного опроса и анкетирования среди студентов СВФУ им. М. К. Аммосова.

Ключевые слова: профессиональный выбор, анкетирование, современный студент.

В современное время мир профессий включает в себя множество различных интересных специальностей. И для выпускников школ выбор профессии – трудный и долгий мотивационный процесс, к которому нужно отнестись со всей серьезностью.

Актуальность исследования заключатся в том, что проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение, так как отношение к будущей профессии, правильная и эффективная мотивация, являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность ее выбора.

Цель исследования: изучить мотивацию выбора профессиональной деятельности студентов СВФУ им. М. К. Аммосова.

В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследовательской работы:

1) определить, какой фактор для современного студента СВФУ наиболее важно для успешной учебы;

2) выявить и проанализировать отношение студентов, разных курсов и факультетов, к выбранной профессии.

Объект исследования: студенты СВФУ разных курсов и факультетов.

Предмет исследования: мотивы выбора профессиональной деятельности.

Методы исследования: теоретические (анализ психолого – педагогической литературы), диагностический (опрос, анкетирование); аналитические (обработка результатов исследования).

С точки зрения психологии, мотивация – это влечение или потребность, побуждающая людей действовать с определенной целью, это внутреннее состояние, которое энергезирует, направляет и поддерживает поведение человека [3].

По мнению ученых-психологов «Успеваемость обучающихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.), и студент добивается больших успехов» [1, 2].

Если студент разбирается в том, какую профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение.

Для проведения исследования были проведены опрос и анкетирование среди студентов СВФУ. В опросе и анкетировании приняли участие студенты СВФУ им. М. К. Аммосова всех специальностей и курсов. Всего в опросе приняли участие 69 студентов. В анкетировании приняли участие 46 студентов.

Опрос звучал следующим образом: «Какое качество современного студента наиболее важно для успешной учебы?» по мнению самих студентов СВФУ:

25% студентов указали, что наиболее важным является ответственность студента; 20% ответили, что для успешной учебы необходимо уверенность в выборе специальности; 13% указали коммуникабельность; 12% ответили – усидчивость; еще 12% за самостоятельность студента; 9% студентов за активную жизненную позицию; 6% за креативность; 4 % указали – мобильность (Приложение 10).

Анкетирование, проведенное среди студентов СВФУ, помогло сделать следующие выводы:

На вопрос «Поступили ли Вы целенаправленно на специальность, в которой сейчас обучаетесь?» 31 чел. (67,4%) ответили, что поступили целенаправленно, 15 чел. (32,6%) ответили, что нет (Приложение 2).

Отвечая на вопрос «Жалеете ли Вы о выборе своей профессии?» 17 чел. (37%) ответили, да. 29 чел (63%) ответили, что не жалеют о своем выборе (Приложение 3).

На вопрос «Если «да», то перевелись бы Вы по возможности на другую специальность?» 18 чел. (39,1%) ответили да. 27 чел. (58,7%) ответили отрицательно и 1 чел. указал, что хотел перевестись, не знал куда (Приложение 4).

При ответе на вопрос «Изменились ли Ваши представления о выбранной специальности за время обучения?» 14 чел. (31,1%) ответили, что их отношение к выбранной специальности за время обучения не изменилось; 31 чел. (68,9%%) ответили, что их отношение изменилось (Приложение 5).

На вопрос «как Вы считаете, востребована ли ваша специализация?» 32 чел. (69,6%) ответили, что считают свою специальность востребованной, остальные 14 чел. (30,4%) считают, что нет (Приложение 6).

Отвечая на вопрос «занимаетесь ли Вы дополнительно по специальности?» 17 чел. (37%) ответили положительно, 22 чел. (47,8%) ответили, что не занимаются. 7 чел. (15,2%) ответили, что занимаются, но редко (Приложение 7).

На вопрос «Готовы ли Вы непрерывно обучаться и совершенствоваться по специальности после окончания ВУЗа?» 33 чел. (71,7%) ответили, что готовы непрерывно обучаться. 13 чел. (28,3%) ответили, что нет (Приложение 8).

Отвечая на вопрос «будете ли Вы работать по специальности после окончания ВУЗа?» 32 чел. (69,6%) ответили, что собираются работать по специальности. 14 чел. (30,4%) ответили нет (Приложение 8).

Главным в будущей профессии 28 чел. (60,9%) считают, что это получение удовольствия от работы. 23 чел. (50%) считают, что главное это зарплата. 21 чел. (45,7%) ответили, что главное в работе - условие труда. 14 чел. (30,4%) указали, что в будущей работе главное – возможность самосовершенствоваться. Для 8 чел. (17,4%) главное в работе – возможность быть в коллективе (Приложение 9).

Профессиональное самоопределение – это не одномоментный акт выбора профессии, оно осуществляется на всех стадиях профессионального становления и реализации личности, в том числе в процессе обучения. Качество профессиональной подготовки будущих специалистов во многом зависит от желания человека обучаться, от его потребностей в новых знаниях, новой информации, от мотивации учения. Для осуществления поставленной цели были решены две задачи.

Для решения первой задачи - определить, какой фактор для студентов СВФУ наиболее важно для успешной учебы был проведен опрос. По мнению самих студентов наиболее важным фактором для успешной учебной деятельности является ответственность студента и уверенность в выборе своей специальности.

В ходе решения второй задачи - выявить и проанализировать отношение студентов, разных курсов и факультетов, к выбранной профессии было проведено анкетирование.

Результаты анкетирования показали, что более 67% опрошенных студентов сознательно выбрали ту специальность, по которой в настоящее время учатся.

Профессиональная мотивация студентов к учебной деятельности побуждает и направляет личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Желание продолжить образование по своей специальности среди студентов СВФУ составляет более 71%. Такие результаты свидетельствуют о том, что учебно-профессиональная мотивация к освоению профессии у студентов находится на должном уровне.

Результаты подобного рода исследования могут пригодиться:

• для педагогического коллектива, и в частности, для преподавателей спец. дисциплин для правильной учебно-профессиональной мотивации студентов;

• для психолога образовательного учреждения, чтобы увидеть склонности к профессиям и видам деятельности;

• для служб профессиональной ориентации;

• для профессиональной ориентации школьников (старшеклассников).

 

Ссылки на источники:

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: Учебник. СПб: Питер, 2011. – 512 с.

2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. – 304 с.

3. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. – СПб.: Речь, 2001.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: