Каузальная атрибуция. Как мы интерпретируем поведение других людей?




Каждый из участников общения, оценивая другого, стремится построить систему интерпретации его поведения, причин поведения

В обыденной жизни люди не знают действительных причин поведения людей или знают недостаточно, поэтому начинают приписывать друг другу причины и образцы поведения

Приписывание осуществляется: -либо на основе сходства поведения Другого с каким-либо образцом, имевшемся в вашем опыте

-либо на основе анализа собственных мотивов в подобной ситуации, таким образом, возникает целая система приписывания

 

Отрасль социальной психологии «Каузальная атрибуция» исследует эти процессы.

Каузальная атрибуция – «интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей». В процессе атрибуции происходит приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой принадлежности. Люди объясняют поведение влиянием внутренних (личностных, субъективных) и внешних (ситуативных, средовых, объективных) факторов. При этом, они склонны свои успехи объяснять своими внутренними качествами, а неудачи – внешними обстоятельствами. Напротив, успехи других чаще объясняются внешними, а неудачи – внутренними факторами. Эта функция состоит в защите положительной самооценки самыми разнообразными способами: от завышения своей самооценки до занижения оценки других. Именно таким образом часто возникают стереотипы относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры – педанты» и т.д.). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Исследования направлены на изучение попыток «рядового человека» понять причину и следствие событий, что включает интерпретацию своего поведения и чужого, выступая основой межличностного восприятия.

Приписывание возникает в условиях дефицита информации.

Мера и степень приписывания зависят от:

1) уникальности/типичности поступка

Типичное поведение приписывается ролевыми образцами, легче интерпретируется

2) социальной желательности/нежелательности

Социально нежелательное поведение вызывает множество интерпретаций, т.е. простор для приписывания

Виды:

· Внутренняя (поиск внутренних причин, характерна для наблюдателя)

· Объектная (поиск причин в поведении объекта)

· Внешняя (поиск причины в ситуации, характерна для участника)

 

Существует зависимость приписываемых характеристик от предшествующей оценки объектов восприятия

Пример. Экспертам предложили оценить решения математических задач детьми. Но предварительно им рассказали, что в первой группе испытуемых учатся отличники и послушные дети («любимые»), а во второй слабо успевающие, непослушные («нелюбимые»). «Любимые» при допущении ошибок в решении задач оценивались все равно позитивно, их оправдывали. «Нелюбимые»ошибок почти не допускали, но эксперты к ним сильно придирались и оценивали негативно.

В эксперименте показан феномен «социальной установки»

Пример.кто-то опаздывает на свидание с приятелями. Один из ожидающих считает, что это связано с плохой работой транспорта, другой, что опоздание - результат легкомыслия, третий – сомневается, не сообщил ли он опаздывающему другое, неверное место встречи, четвертый – что их специально заставляют ждать.

Таки образом у всех разные представления о причинах опоздания. 1 – обстоятельства, 2 – особенности личности, 3 – причина в себе, 4 – опоздание намеренное и целенаправленное. Причины мотивирования атрибуции разные, потому что приятели по- разному проводят атрибуцию.

Фундаментальная ошибки атрибуции – тенденция переоценивать значение внутренних факторов при объяснении человеческого поведения и недооценивать роль ситуации.

Пример1. У вас в вузе у вас начался новый курс, вы пришли на лекцию и увидели преподавателя. Он был задумчив, отстранен, угрюм и грустен. И вы решили, что ваш преподаватель – человек задумчивый, отстраненный, угрюмый и грустный. А на самом деле у него просто было высокое артериальное давление.

Пример2. После гибели принцессы Дианы королева Елизавета неделю не давала никаких интервью СМИ. Общественное мнение интерпретировало этот факт как причастность королевы к трагическому событию и радость из-за произошедшего. Ситуация стала угрожающей. Тогда в прессу потупила следующая информация: «Елизавета неделю не общалась с прессой, т.к.она бабушка несчастных внуков, которых она и утешала всю неделю»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: