Мозговой штурм «Конфликт.




Профилактическое тренинговое занятие.

«Мир без конфликтов»

Категория и возраст участников образовательного процесса:

обучающиеся 5-6 класса.

Цель: формирование навыков бесконфликтного общения.

Задачи:

1.Познакомить обучающихся с понятием «конфликт» и стратегиями поведения в конфликтной ситуации.

2.Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия, толерантному поведению, взаимопониманию.

3.Формировать у обучающихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.

Материалы: 1. Листы бумаги (по количеству человек), ручки.

2.Цветные стикеры.

3.Бланк теста “Умеете ли вы держать себя в руках в конфликтной ситуации?”

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить о конфликте. Выясним, что это такое конфликт, каковы его возможные причины и как его можно разрешить.

Упражнения “Снежинки”.

Для выполнения данного упражнения нужно действовать следующим образом:

1. Молча, возьмите листок.

2. Сложите его пополам.

3. Оторвите правый верхний угол.

4. Сложите ещё раз пополам.

5. Ещё раз оторвите правый верхний угол.

6. Ещё раз сложите пополам.

7. И ещё раз оторвите верхний правый угол.

8. Разверните листок и покажите всем своё “произведение искусства”.

Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан чёткий алгоритм действий. Почему это произошло? (Ответы детей). А если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так что конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. В какой – то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой.

Анализ ситуаций.

Теперь проанализируем несколько ситуаций. Ситуация для мальчиков:

а) В школьном буфете перед вами в очередь втиснулся другой школьник, а времени до окончания перемены осталось совсем мало – как вы поступите, если он ваш одноклассник, ученик младшего класса, а если похож на Геракла?

Ситуация для девочек:

б) До вас дошли неприятные сплетни о вас. Как вы поступите, если источником дезинформации была ваша подруга; одноклассница, старшеклассница?

И повседневная ситуация для всех:

в) Вам продали бракованный товар. Брак вы заметили дома. Как вы поступите?

Вы увидели, что не только в различных конфликтных ситуациях мы реагируем по-разному; даже и в сходных ситуациях, но с разными людьми, наша реакция может быть иной.

Мозговой штурм «Конфликт.

Подумайте, что такое конфликт? (Мнения обучающихся.). Напишите свой ответ на цветном стикере, озвучьте его и закрепите на доске.

Итак, слово конфликт в переводе с латинского означает “столкновение”, а с точки зрения психологии

Конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей. Как вы думаете, каковы причины возникновения конфликтов?

Причины конфликтов:

1. Противоречия между интересами, взглядами.

2. Противоборство между лидерами, между отдельными группами в коллективе.

3. Особенности темперамента, восприятия, убеждений.

4. Ошибки в общении (неумение слушать, правильно задавать вопросы, проявлять эмпатию, реагировать на критику).

Варианты поведения в конфликтных ситуациях:

· Избегание (нежелание вступать в конфронтацию, уход от конфликта).

· Компромисс ("половинчатая" выгода каждой стороны).

· Сотрудничество (учитываются интересы обеих сторон).

· Приспособление одной из сторон к целям и интересам другой.

· Соревнование (выигрывает одна из сторон конфликта).

Аргументы (плюсы и минусы) в пользу выбора разных стратегий поведения в конфликтах:

Стратегия Плюсы Минусы
Избегание Когда хочешь выиграть время, конфликт может разрешиться сам собой Проблема остается неразрешенной
Компромисс Когда другие стратегии неэффективны Ты получаешь только часть того, на что рассчитывал
Сотрудничество Когда есть время и желание разрешить конфликт удобным для всех способом Требует много времени и сил, успех не гарантирован
Приспособление Когда хорошие отношения для тебя важнее, чем твои интересы; когда правда на стороне другого Твои интересы остались без внимания, ты уступил
Соревнование Когда правда на твоей стороне; когда тебе во что бы то ни стало надо победить Эта стратегия может сделать тебя непопулярным

Тест “Умеете ли вы держать себя в руках в конфликтной ситуации?”

1. Можете ли вы в приступе ярости разбить посуду?

А. Да, это возможно. Б. Ну, если меня спровоцировать, то, безусловно.

В. Нет, это только ухудшит ситуацию, да и посуду жалко.

2. Дискуссии, в которых участники придерживаются разных мнений...

А. Не нужны. Б. К сожалению, необходимы. В. Ничего не дают.

3. Двое друзей (подруг) начали горячую дискуссию.

А. Буду держаться в стороне. Б. Меня это развлечет.

В. Попробую быть посредником.

4. Что вы думаете по поводу изречения “Всегда уступает тот, кто умнее”?

А. Глупости – отговорка не для умных, а для слабых. Б. Подобная тактика способна сохранить много нервных клеток.

В. Перед тем как уступить, нужно все хорошенько обдумать.

5. Ваш (а) друг (подруга) несколько дней сильно раздражен (а).

А. Спрошу, что случилось. Б. Попрошу его (её) быть сдержанным (ой).
В. Буду избегать общения с ним (ней).

6. За соседним столиком в кафе кто-то делает бестактные замечания по вашему поводу.

А. Дам отпор. Б. Я пересяду за другой столик, В. Меня это не волнует.

Результаты.

Подсчитайте количество баллов, пользуясь таблицей.

             
А            
Б            
В            

6-9 баллов Вы придаете большое значение гармонии отношений и поэтому стараетесь возникающие конфликты разрешать мирным путем. К сожалению, это не всегда возможно. Иногда, чтобы разрядить атмосферу, необходима “гроза”.

10-14 баллов Вы никогда не поддаетесь на провокацию, и поэтому вас практически невозможно вывести из себя. Прежде чем начинать спор, вы всегда пытаетесь оценить ситуацию. Если начинается ссора, вы сохраняете завидное хладнокровие.

15-18 баллов В любой ситуации для вас прежде всего важна ясность. И ее вы будете добиваться любой ценой, иногда даже через конфликт. И, конечно же, иногда вы бываете чересчур эмоциональны.

Упражнение «Гусеница».

Участники встают в круг, взявшись за руки. Каждый выбирает в комнате то место, куда ему хотелось бы попасть, но не произносит это вслух. В течение трех минут участники должны побывать в том месте, которое выбрали. Задание выполняется молча, участники не разъединяют рук. На следующем этапе упражнения участникам разрешается разговаривать. Задание тоже.

Обсуждение:

1. Какие чувства вы испытывали, когда выполняли упражнения молча?

2. Что хотелось сделать?

3. Удалось ли вам достигнуть поставленной перед вами задачи, когда вам было разрешено разговаривать между собой?

Давайте сформулируем правила разрешения конфликтов для детей.

Правила эффективного поведения в конфликте:

1. Говорить спокойно.

2. Говорить по очереди.

3. Сказать чего ты хочешь (конфликтующие стороны высказывают свои пожелания).

4. Найти варианты, которые устраивают обе стороны.

5. Остановись! Не торопись реагировать!

6. Дай себе немного времени, чтобы оценить ситуацию!

7. Откажись от установки: "Победа любой ценой!"

8. Подумай о последствиях выбора!

Когда ты очень раздражен, разгневан…

1. Дай себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайся сразу "в бой".

2. Сосчитай до десяти, сконцентрируй внимание на своем дыхании.

3. Попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут.

4. Если не удается справиться с раздражением, уйди и побудь наедине собой некоторое время.

Наиболее эффективный способ разрешения конфликта тот, при котором выигрывают обе стороны

Подведение итогов.

Рефлексия.

Игра «Клубочек». Наше занятие подходит к концу. Участники по очереди передают клубок друг другу и делятся впечатлениями:- Что нового и полезного вы узнали?- Какие качества человека помогают выйти из конфликтной ситуации?- На стикерах напишите названия чувств и эмоций, которые необходимы вам для решения конфликтов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: