Особое место среди локальных нормативных актов занимают документы, призванные обеспечить безопасность и условия труда на каждом рабочем месте.




ЛЕКЦИЯ 7.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫТРУДА

 

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ОБЩИЕ ВОПРОСЫПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

Мероприятия, проводимые по охране труда, для поддержания безопасности трудовых процессов вмешиваются в производственный процесс, нарушая его, выводят из активного использования оборудование – иначе говоря, ведут к экономическим потерям производства.

Кроме того, мероприятия по поддержанию безопасности требуют финансовых затрат:

· на содержание органов управления,

· на оплату проверки приборов, на проведение испытания средств защиты,

· на освидетельствование объектов Ростехнадзора,

· на аттестацию рабочих мест,

· на медицинское освидетельствование работающих и другие мероприятия.

В этой связи правовое обеспечение управления безопасностью позволяет законодательно

· установить структуру органов управления охраной труда,

· определить функции каждого из органов,

· потребовать проведение всех мероприятий планов и тем самым обеспечить законные права работающих на безопасный труд.

 

В случае невыполнения или неполного выполнения требований безопасности работающие или надзорные органы в соответствии c российским законодательством вправе обратиться в суд.

 

Однако правовое обеспечение включает в себя не только права и обязанности работодателей и работающих, но и содержит нормативную базу, являющуюся обязательной для руководителей всех отраслей, всех предприятий, организаций и учреждений.

 

Локальные нормативно-правовые акты предприятия

Трудовой кодекс Российской Федерации определил место локальных нормативных актов в системе трудового законодательства и закрепил право

 

работодателя принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, а также обязанность соблюдать локальные нормативные акты (ст. 22 Трудового кодекса РФ).

 

В локальных нормативно-правовых актах отражаются вопросы, которые не регулируются нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов.

Локальный нормативный акт – нормативный акт, содержащий нормы трудового права, направленный на урегулирование трудовых отношений и принятый в пределах своей компетенции и распространения властных полномочий работодателем в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Локальные нормативные акты должны отвечать следующим принципам:

· локальные нормативные акты не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ и субъектов РФ;

· локальные нормативные акты не должны содержать норм, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством о труде и охране труда;

· локальные нормативные акты организации действуют в пределах этой организации.

Локальные нормативные акты являются не действительными, если они ухудшают положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК РФ (ст. 372) порядка учета мнения представительного органа работников.

 

 

Локальные нормативные акты организации можно условно разделить на:

· локальные нормативные акты, принимаемые работодателем единолично (через органы управления организацией);

· локальные нормативные акты, принимаемые работодателем с учетом мнения представительного органа работников;

· локальные нормативные акты, принимаемые работодателем по согласованию с представительным органом работников, по правилам, зафиксированным в коллективном договоре.

 

К локальным нормативным актам, которые работодатель принимает единолично (через органы управления организацией), относятся:

o штатное расписание,

o должностные инструкции,

o приказы и распоряжения, имеющие нормативное содержание, приказы и распоряжения о распределении обязанностей, приказ о создании комитета (комиссии) по охране труда, приказ о создании службы по охране труда и др.

К локальным нормативным актам, которые работодатель принимает с учетом мнения представительного органа работников, относятся:

· акты, устанавливающие нормы труда (ст. 162 ТК РФ),

· акты (положения) об оплате труда(ст. 135 ТК РФ),

· акты о стимулирующих выплатах (положения о премировании, надбавках, вознаграждении по итогам работы за год, за выслугу лет и т.п.)(ст. 144 ТК РФ),

· правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ),

· акты, устанавливающие порядок разделения рабочего дня на части(ст. 105 ТК РФ)и проведения работ в выходные и нерабочие праздничные дни(ст. 113 ТК РФ),

· очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 123 ТК РФ),

· систему оплаты и стимулирования труда(ст. 135 ТК РФ)и его нормирование(ст.159 ТК РФ),

· учет мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ) и гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов(ст. 374 ТК РФ)и др.

По решению работодателя могут приниматься и другие локальные нормативные акты (положение о системе управления охраной труда, положение о комиссии по охране труда и т. п.).

Локальные нормативные акты следует отличать от коллективного договора и соглашения.

Коллективный договор представляет собой нормативное соглашение, принимаемое в договорном порядке.

В отличие от коллективных договоров и соглашений, которые принимаются после проведения коллективных переговоров, локальные нормативные акты принимаются обычно по инициативе работодателя и процедура их принятия не определена (за исключением указания учета мнения представительного органа работников).

Коллективные договоры действуют в течение определенного срока (до трех лет). Локальные нормативные акты могут быть как срочными (с указанием срока действия), так и постоянными (без указания срока действия).

Основным назначением локальных нормативных актов является конкретизация законодательных и подзаконных актов по охране труда с учетом особенностей и условий труда в организации.

К локальным нормативным актам по охране труда относятся разрабатываемые работодателем «Положения» и «Перечни» на основе типовых «Положений» и «Перечней», межотраслевых и отраслевых документов, стандартов.

Например:

· «Положение о системе управления охраной труда»,

· «Положение об организации работ по охране ттруда»,

· «Положение о службе охраны труда»,

· «Положение о порядке обучения и проверке знаний по охране труда работников»,

· «Положение о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников»,

· «Положение о комитете (комиссии) по охране труда»,

· «Положение о порядке финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда» и т.п.

К различного рода «Перечням» можно отнести

· «Перечень тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет»,

· «Перечень профессий и работ, за выполнение которых по действующему законодательству предоставляются гарантии и компенсации»,

· «Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры работников»,

· «Перечень работ и профессий, при назначении на которые работники должны проходить обязательное обучение и проверку знаний требований охраны труда».

Особое место среди локальных нормативных актов занимают документы, призванные обеспечить безопасность и условия труда на каждом рабочем месте.

К ним относятся

· инструкции по охране труда для работников и на виды выполняемых работ,

· стандарты предприятия и др.

 

Например, инструкции по охране труда для лаборанта, токаря, фрезеровщика, бухгалтера и пр. Данные документы составляются на основе межотраслевых и отраслевых правил, типовых инструкций по охране труда, инструкций по технической эксплуатации оборудования и приборов и т. п.

Локальные нормативные акты организации составляют важную основу организации работ по обеспечению

· безопасности труда,

· анализа и оценки состояния условий и охраны труда,

· осуществления административно-общественных, надзорно-контрольных и экспертных проверок,

· проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах и сертификации работ по охране труда.

 

Разработка локальных нормативных актов предприятия по охране труда основывается на отраслевых, региональных, федеральных нормативных и правовых актах. Последние, в свою очередь согласуются с международными правовыми и нормативными актами в области безопасности и охраны труда.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

 

Основой международного законодательства об охране труда являются:

· Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.;

· Европейская социальная хартия (новая редакция) от 3 мая 1996 г.;

· Конвенции Международной организации труда (МОТ), ратифициро-ванные федеральным законом РФ от 11 апреля 1998 г. №58-ФЗ, например Кон-венция 1947 г. №81 «Об инспекции труда» и протокола 1995 г. к Конвенции 1947 г. «Об инспекции труда»,

· Конвенция 1978 г. «О регулировании вопросов труда» и

· Конвенция 1981 г. «О безопасности и гигиене труда в производствен-ной среде» и ряд других.

Российское законодательство об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из:

· федеральных законов;

· иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

· законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

К федеральным законам, содержащим нормы охраны труда, относятся:

· Трудовой кодекс РФ;

· Гражданский кодекс РФ;

· Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ);

· Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

· Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

· Федеральный закон «О пожарной безопасности»;

· Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

· Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

Иными нормативными правовыми актами Российской Федерации являются:

· указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;

· нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (постановления, распоряжения, приказы министерств и ведомств).

Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений.

В Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: