ТЕМА: Производство и ценообразование в различных рыночных
Структурах
Вопрос №1. Сравнительная характеристика рыночных структур или моделей рынка
Поведение фирмы на рынке определяется типом рыночной структуры, в условиях кот. она действует. Рыночная структура включает эк. связи между:
ü Продавцами
ü Покупателями
ü Продавцами и покупателями
Тип рыночной структуры зависит от кол-ва фирм и их размера, от наличия ограничений на вход в отрасль и выход из неё, от доступности информации о ценах.
Тип рынка в значительной мере определяется степенью развития конкуренции. Конкуренция представляет собой форму соперничества, при кот. происходит свободное сопоставление всех субъектов рынка в плане как предложения, так и спроса.
В зависимости от степени развития конкуренции между продавцами различают 4 рыночных структуры:
1) Чистая конкуренция – ЧК
2) Монополистическая конкуренция – МК
3) Олигополия – О
4) Монополия – М
Последние 3 модели объединяются понятием несовершенная конкуренция.
Монопсония – ситуация, когда на рынке присутствует только 1 покупатель. (Соотв. олигопсония – несколько покупателей).
Сравнительная характеристика моделей рынка
Тип | Число фирм | Тип продукта | Контроль над ценой | Условия вступления в отрасль |
ЧК | Множество (>100) | Стандартизированный | Отсутствует | Препятствия отсутствуют |
МК | Несколько десятков | Дифференцированный | Незначительный | Сравнительно лёгкие |
О | Несколько | Стандартный или дифференцированный | Ограничен взаимной зависимостью фирм, а при тайном сговоре – значительный | Существенные эк. и юр. барьеры |
М | Одна | Уникальный, нет близких заменителей | Практически полный, ограниченный антимонопольным законодательством | Вход в отрасль блокирован |
Вопрос №2. Пр-во и ценообразование в условиях чистой конкуренции
Поведение фирм в условиях разных рыночных моделей исследуется с применением графических методов. Графическое изображение издержек во всех моделях рынка одинаково. Различно лишь построение линий цены и доходов. В графических моделях обычно используется 2-е правило максимизации прибыли.
При анализе поведения Чистого Конкурента делаются след. предположения:
a. Цена для ЧК явл-ся заданной величиной, и фирма не может влиять на неё.
b. Спрос на продукцию ЧК абсолютно эластичен и изображается горизонтальной линией.
c. Т.к. для ЧК P=MR, то 2-е правило max прибыли видоизменяется: P=MC.
Поведение ЧК в краткосрочном периоде
В зависимости от сложившегося на рынке уровня цен ЧК может оказаться в 4 ситуациях:
1) Рыночная цена установилась на уровне, возмещающем только min AVC.
![]() |
Такая фирма находится на пределе целесообразности функционирования и наз-ся предельной фирмой. Для неё безразлично – закрыться или продолжать работать. Как при нулевом, так и при оптимальном Vпр-ва её убытки будут равны FC. Цена возмещает лишь VC. Точка min AVC наз-ся точкой отсечения. При цене ниже этого уровня фирма отсекается с рынка из-за её неэффективности. Отрезок линии МС выше точки отсечения явл-ся кривой предложения ЧК.
Порядок графического определения размера ОП или ОУ:
a) Находим оптимальный Vпр-ва по правилу max прибыли: MR=MC. Из точки пересечения линий MR и MC опускаем перпендикуляр на горизонтальную ось и восстанавливаем его вверх.
b) Из точек пересечения этого ^ с линиями ATC и Р проводим ^ на верт. ось.
c) Если в полученном прямоугольнике линия АТС находится выше линии Р, то Sпрямоугольника показывает ОУ. Высота заштрихованного прямоугольника – это убытки на ед. продукции, а его длина – это Vпр-ва. Если линия АТС – ниже линии Р, то Sпр-ка показывает размер ОП.
SOPEQopt – размер TR
SOCEQopt – размер ТС
2) Цена установилась на уровне, не возмещающем даже min AVC
Такая фирма наз-ся запредельной. Ей целесообразно закрыться, т.к. при этом её убытки будут меньше, чем убытки от продолжения работы.
3) Цена устанавливается на уровне, возмещающем min ATC.
![]() |
Такая фирма наз-ся допредельной с нулевой прибылью. При этом цена возмещает ATC, TR=TC, а фирма находится в сост. равновесия.
4) Цена установилась на уровне выше min ATC.
![]() |
Такая фирма наз-ся допредельной с чистой прибылью.