Содержание
Введение
1. Сущность и задачи курортного дела. Предмет и основные понятия курортологии
2. Основные проблемы развития курортного дела в России
3. Особенности современного этапа развития курортного дела в России
Заключение
Список литературы
Введение
Проведение рыночных реформ в постсоветской России, бурное развитие предпринимательства в сфере курортного обслуживания привели к формированию иных подходов к управлению санаторно-курортными организациями, возникновению новых технологий курортного обслуживания.
На современном этапе меняется роль санаторно-курортного комплекса в системе общественных отношений, чему способствует планомерный уход (прежде всего финансовый) государства из этой сферы. Сформировался рынок санаторно-курортных услуг, и, как следствие, возникла необходимость обеспечения прибыльной работы здравниц.
В связи с этим в санаториях появились новые должности, подразделения и целые направления, ранее не представленные в этой сфере (маркетинг, сервис-центры, анимация и т д.).
Традиционная лечебно-оздоровительная направленность отечественной санаторно-курортной системы, которой мы заслуженно гордимся, требует от специалистов немедицинского профиля знания основ курортологии.
Однако курортное дело включает ряд разделов, которые не изучаются в рамках курса курортологии, поскольку это хотя и близкие, но разные дисциплины. Прежде всего это касается управленческих аспектов, вопросов курортного сервиса и организации отдыха. Рассчитывать на то, что клиент будет мириться с заведомо плохим обслуживанием, было бы непростительной ошибкой. Поэтому в рамках своей деятельности организаторы курортного дела должны информировать потенциального клиента об ассортименте и качестве предлагаемых услуг и обеспечивать их соответствие заявленному уровню.
|
1. Сущность и задачи курортного дела. Предмет и основные понятия курортологии
Согласно официальному, законодательно закрепленному определению, курортное дело - это совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов.
Очевидно, что на современном этапе в условиях активно развивающихся рыночных отношений это определение не исчерпывает всей широты реальных отношений по организации курортной деятельности. Более детализированным и соответствующим Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации (2003) является следующее определение: курортное дело (деятельность) - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению профилактики заболеваний, лечению и реабилитации больных на основе использования природных лечебных ресурсов, изучения их свойств и механизмов действия, комплекс мероприятий по организации, строительству, управлению курортами, обеспечению лечения и культурно-бытового обслуживания граждан, эксплуатации и охране природных лечебных ресурсов и санитарной охране курортов.
Этот сектор экономики сферы услуг выполняет важные социальные задачи, главными из которых являются:
· укрепление здоровья населения (индивидуального и общественного) на основе рационального использования природно-рекреационных ресурсов и отечественного курортного комплекса (санаторно-курортной инфраструктуры и кадрового потенциала);
|
· восстановление трудовых ресурсов, занятости населения и развития курортов.
Научную медицинскую основу курортного дела составляет курортология.
Курортология - медицинская научная дисциплина, изучающая целебные свойства природно-климатических и преформированных физических факторов, характер их действия на организм человека, возможности их использования для лечения и профилактики заболеваний, а также с целью оздоровления.
Курортология как наука базируется на следующих направлениях:
1) бальнеология (лат. balneum - ванна) - наука о лечебных водах, бальнеотерапия -использование минеральной воды в лечебных целях;
2) климатология - учение о климате, климатотерапия - использование климата в лечебных и оздоровительных целях:
2.1) гелиология - наука о солнце, гелиотерапия - использование солнечных лучей в лечебных и оздоровительных целях,
2.2) аэрология - учение о воздухе, аэротерапия - использование воздуха в лечебных и оздоровительных целях,
2.3) талассология - учение о море; талассотерапия (греч. thalassa - море) - лечение морским климатом и купаниями в сочетании с солнечными ваннами;
3) диетология - учение о питании, диетотерапия - использование питания в лечебно-оздоровительных целях;
4) кинезитерапия - лечение движением, физическая культура - активный отдых и лечебная физическая культура (ЛФК);
5) физиотерапия - использование преформированных физических факторов (искусственных факторов) в лечебных целях.
|
Курорт (нем. Kurovt - лечение и Ort - место) - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях территория с природными лечебными ресурсами. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основе научных исследований, многолетней практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения.
В зависимости от географического расположения и характера климатических условий в курортной местности может быть один или несколько природных лечебных факторов.
По характеру природного фактора курорты делятся:
· на климатолечебные, основными лечебными факторами которых являются различные составляющие климата. В соответствии с природно-климатическими зонами такие курорты подразделяют на равнинные, степные, пустынные, горные, приморские и прочие;
· на бальнеолечебные, основным лечебным фактором которых является минеральная вода различных типов;
· на грязелечебные, основным лечебным фактором которых является грязь различных типов;
· на смешанные, располагающие комплексом лечебных факторов.
По степени лечебной эффективности природных лечебных факторов, уровню их освоенности и благоустройства курорты подразделяют на курорты и лечебно-оздоровительные местности федерального, регионального и местного значения.
К курортам федерального значения относятся города-курорты Черноморского побережья Краснодарского края, Кавказских Минеральных Вод, Нальчик, Сергиевские Минеральные Воды, Белокуриха, курортная зона Санкт-Петербурга на побережье Финского залива, приморские курорты Калининградской области. На современном этапе курорты регионального значения находятся в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Курорты местного значения определяют органы местного самоуправления в благоприятных ландшафтных и микроклиматических условиях вблизи крупных городов и промышленных зон.
Курортный фонд Российской Федерации - это совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов.
В зависимости от целей деятельности в функции курортов могут входить:
· санаторно-курортное лечение;
· медицинская реабилитация больных;
· восстановительное лечение лиц с преморбидными и донозологическими формами и состояниями;
· оздоровительный отдых и профилактика заболеваний;
· культурно-познавательная и развлекательная.
Первые три функции курортов составляют основу курортной терапии - лечебного применения природных физических факторов.
Оздоровительный отдых - пребывание на курортах практически здоровых лиц, не нуждающихся в специальном медицинском уходе, врачебном наблюдении и лечении. На современном этапе основными оздоровительными факторами служат физическая культура и спорт, ближний и дальний туризм, природные лечебные факторы, используемые для закаливания организма, а также культурно-массовые мероприятия.
Медицинский (лечебный) туризм - временный выезд с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных и эвристических целях. Выделяют водный, горный, лыжный туризм, а по продолжительности - краткосрочный (пять-семь суток) и долгосрочный (более семи суток).
Курорты расположены в лечебно-оздоровительных местностях - на территориях, обладающих природными лечебными ресурсами, пригодными для организации лечения и профилактики заболеваний. Для наиболее эффективного использования таких местностей в лечебных и оздоровительных целях необходимо наличие курортной инфраструктуры.
Под курортной инфраструктурой следует понимать систему материальных объектов и видов деятельности по оказанию курортных услуг населению, способствующих укреплению здоровья. Курортная инфраструктура включает в себя лечебно-профилактические, культурно-бытовые и развлекательные учреждения, спортивные площадки, специально обученный медицинский и обслуживающий персонал и т.п. Курортная инфраструктура является подсистемой социальной инфраструктуры и имеет свою подсистему вспомогательных хозяйств (коммуникации, дороги, транспорт и др.).
Курортное хозяйство, функцией которого является обслуживание людей с целью лечения и отдыха, представляет собой комплекс лечебно-профилактических учреждений: санаториев, лечебных пансионатов, курортных поликлиник, пляжей, галерей минеральных вод, водолечебниц, радонолечебниц, грязелечебниц, соляриев, аэрариев, бассейнов и аквапарков, тематических и природных парков и др.
Таким образом, на современном этапе, научно-практическая деятельность на курортах достаточно разнообразна и включает несколько основных направлений.
Это обусловлено комплексностью санаторно-курортного продукта, включающего несколько базовых составляющих: лечебно-оздоровительные услуги, услуги размещения, питания, досуга.
Следует отметить, что в пределах данной работы рассмотрены только те немедицинские виды деятельности, которые осуществляются в рамках работы санаторно-курортных учреждений. Другие виды деятельности на курорте (массовое питание, транспортное обслуживание, обширная сфера развлечений и пр.), хотя и имеют прямое отношение к оказанию курортных услуг (а часто и входят в их состав), являются предметом изучения других дисциплин.
В задачи курортного дела входят:
· разработка научных основ организации курортного дела, вопросов управления и экономического регулирования этой деятельности;
· разработка методов и технологий санаторно-курортного лечения и оздоровления;
· изыскание курортных ресурсов;
· изучение потребности населения в санаторно-курортном оздоровлении и лечении, в том числе рекреационных потребностей;
· разработка правовых аспектов курортной деятельности, лицензирования, стандартизации и сертификации курортных услуг;
· эксплуатация курортных объектов (здравниц, курортной инфраструктуры);
· совершенствование технологий и повышение качества курортного обслуживания, в том числе размещения, питания, анимационно-досуговой деятельности;
· разработка научных основ и нормативов санаторно-курортной инфраструктуры, благоустройства, в том числе санитарной охраны курортов.
Основные проблемы развития курортного дела в России
На современном этапе курортный комплекс страны насчитывает около 2,3 тысяч санаторно-курортных и оздоровительных учреждений на 436 тыс. мест, где ежегодно проходят лечение и оздоровление около 5,3 млн. человек. Вместе с тем, в этой сфере накопилось много проблем, требующих оперативного вмешательства и решения на федеральном уровне. В первую очередь — это приведение в порядок нормативно-правовой базы, определяющей деятельность курортного комплекса, разграничение полномочий в этой сфере между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В советский период курорты в России принадлежали в основном государству, санатории, дома и базы отдыха, пансионаты -профсоюзам, министерствам, ведомствам, предприятиям и учреждениям. Развитие сети санаториев и учреждений отдыха осуществлялось как за счет госбюджета и собственных средств курортных учреждений, так и за счет фондов предприятий и других нецентрализованных источников финансирования.
В основу развития курортного дела в России того периода были положены бережное отношение к природным лечебным факторам и окружающей среде в целом, рациональное использование курортных территорий, проведение работ по реконструкции и расширению действующих курортов, освоению новых районов, пригодных для организации лечения и отдыха трудящихся.
Развитие советской курортологии создало научную базу для успешного использования курортных ресурсов в лечебно-профилактических целях.
Централизованная система планирования и управления санаторно-курортным комплексом обеспечивала его независимость от рыночных механизмов, а следовательно, условия стабильного существования. Однако эти условия не стимулировали повышения качества предоставляемых услуг, обеспечивали экстенсивное развитие, без постоянного улучшения качественных параметров. К концу 80-х гг. XX в. в экономике курортного комплекса нарастали застойные явления, средств на расширенное воспроизводство здравниц не хватало. Уровень комфортности многих здравниц уже не соответствовал современным требованиям в этой сфере. Качество сервиса не выдерживало никакой критики.
Реформы 1992 г. разрушили основы прежнего функционирования курортного комплекса страны, не создав новых и не обозначив четких целей функционирования и развития отрасли. Средства социального страхования были выведены из-под управления профсоюзов, которые в связи с этим утратили функции распределения санаторных и оздоровительных путевок и компенсации отдыхающим части их стоимости. Созданные государственные фонды социального страхования перестали выделять какие-либо средства рекреационным предприятиям, кроме оплаты стоимости путевок, что лишило здравницы средств на расширенное воспроизводство.
Тяжелое экономическое положение большинства отраслей народного хозяйства резко уменьшило еще один источник финансирования курортного комплекса - средства фондов потребления промышленных предприятий, главной задачей которых стала борьба за выживание. Это не могло не сказаться на состоянии курортных учреждений, статистические показатели санаторно-курортного обслуживания резко ухудшились.
За период с 1990 по 1995 г. численность курортников уменьшилась более чем в 3,6 раза, количество мест в здравницах - на 34%. Особенно сильно экономические реформы сказались на функционировании туристских баз, имевших наименее комфортные условия размещения и наиболее слабую материальную базу. Количество мест в них снизилось за пять лет в 2,7 раза, а ежегодное количество туристов - в 7,6 раза Только по курортным учреждениям Федерации независимых профсоюзов в 1993 г годовой объем капитальных вложений сократился до 41,7 млн. руб. по сравнению со 185,8 млн. руб. в 1990 г.
В 1995 г. истекли нормативные сроки эксплуатации более 1,5 тыс. деревянных корпусов на 49 тыс. мест, а 107 здравниц на 33,6 тыс. мест нуждались в полной реконструкции. Убытки санаторно-курортного комплекса профсоюзов составили в 1993 г. 1 млрд. 365 млн. руб., а численность работающих сократилась на 23%.
Наиболее значительные изменения произошли на курортах всероссийскою значения с выраженной сезонностью потребления курортных услуг. Среднегодовая заполняемость здравниц Пятигорска, Кисловодска, Анапы, Геленджика, Сочи в последние годы не превышает 60%. Прежде всего это связано с высокой стоимостью авиационных и железнодорожных билетов, нестабильной политической ситуацией, близостью этих курортов к зонам вооруженных конфликтов, традиционно более высоким уровнем цен в курортных местностях на основные группы потребительских и продовольственных товаров по сравнению с другими регионами страны.
В 1996 г. в городе-курорте Сочи при среднемесячной заполняемое на уровне 40% на долю III квартала пришлось 63,20% годового количества отдыхающих, 50,43% количества койко-дней и 57,97% годового объема доходов от реализации путевок. С каждым годом уменьшается и среднее количество дней пребывания отдыхающих на курорте. Происходит переориентация основных целей поездок на всероссийские курорты от лечения к отдыху.
Наряду с количественными изменениями курортный комплекс страны реформировался качественно. В соответствии с российским законодательством многие здравницы приобрели новые организационно-правовые формы. Из 2416 стационарных рекреационных предприятий (учреждений) страны в государственном секторе осталось чуть более трети (35,5%), остальные здравницы приобрели статус акционерных обществ (товариществ) или являются курортными филиалами крупных предприятий.
Приобретение хозяйственной самостоятельности рекреационных предприятий, отсутствие централизованного распределение путевок и дотаций на них привели к созданию своеобразного рынка путевок, отражающего предложение средств размещения.
Наряду с этим резко возросло количество отдыхающих, приобретающих путевки (туры) за полную стоимость и предъявляющих совершенно иные требования к уровню сервиса и разнообразию курортных услуг, т.е. изменился спрос.
Удовлетворение персонифицированного спроса сформировало институт посредников между потребителями санаторно-курортных услуг и предприятиями размещения в лице турагентов и туроператоров, а также различных курортных и оздоровительных объединений. Появление последних связано с особенностями российского налогообложения.
Таким образом, в новых экономических условиях наблюдается формирование рынка санаторно-курортных услуг. Более того, следует отметить определенную адаптацию курортов к рыночным условиям. Показатели рекреационного обслуживания за 1999 - 2000 гг. ощутимо увеличились. Эту тенденцию подтверждает и объем оказанных санаторно-курортных услуг, а также увеличение их доли в общей структуре платных услуг населению страны.
Однако после резкого сокращения в 2001 г. и полного прекращения с 2002 г. финансирования государством санаторного лечения по линии социального страхования ситуация в этой сфере вновь ухудшилась, показатели заполняемости всероссийских курортов снизились на 7 - 10%. Небюджетные здравницы окончательно утратили поддержку государства и приняли активное участие в формировании рынка рекреационных услуг.
В результате постепенной адаптации курортного комплекса страны к рыночным условиям в 2001 - 2004 гг. положение стабилизировалось, количество рекреантов на общероссийских курортах ежегодно стало расти на 5 - 10%. Однако тенденции к сокращению сроков пребывания на курортах и сезонности их функционирования пока сохраняются.