Министерство образования и науки Пермского края
Государственное бюджетное профессиональное
Образовательное учреждение
«КРАЕВОЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
ОФОРМЛЕНИЕ
КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ
Методическое пособие
Для студентов технических специальностей
Год
Составители: Составител:
преподаватель ГБПОУ «Краевой индустриальный техникум» Куканова Г.Б.
Одобрено предметно-цикловой комиссией технических спецдисциплин и рекомендовано к изданию в качестве методического пособия по оформлению курсовых и дипломных проектов специальностей технического профиля
Методическое пособие содержит рекомендации по структуре, содержанию и оформлению расчетно-пояснительных записок и графической части курсовых и дипломных проектов специальностей технического профиля
Рассмотрено и утверждено на заседании предметно-цикловой комиссии химического профиля (протокол № от..2015)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Раздел 1. Общие требования к пояснительной записке 6
1.1. Структура пояснительной записки 6
1.2. Общие требования к оформлению текста пояснительной записки 6
1.3. Оформление основной надписи 7
1.4. Оформление листа «Содержание» 9
1.5. Требования к оформлению перечислений 9
1.6. Требования к оформлению формул 9
1.7. Оформление таблиц 10
1.8. Оформление иллюстраций 11
1.9. Оформление приложений 11
1.10. Оформление листа «Список литературы» 11
1.11. Требования к нумерации страниц 13
1.12. Язык и стиль научной работы 13
Раздел 2. Общие требования к графической части 16
2.1. Форматы 16
2.2. Надписи на чертежах и схемах 16
2.3. Шрифт чертежный 19
2.4. Масштабы 21
2.5. Графические обозначения материалов в сечениях 21
Приложения
1. Образец оформления титульного листа 22
2. Образец оформления листа-задания 23
3. Образец оформления листа «Содержание» 24
4. Образец оформления первого листа
раздела пояснительной записки 24
5. Образец оформления таблиц и формул 25
6. Образец оформления списка литературы 26
ВВЕДЕНИЕ
Курсовое и дипломное проектирование представляет собой раздел самостоятельной комплексной работы в соответствии с учебным планом и программой.
Основные задачи курсового и дипломного проектирования: систематизация, закрепление и самостоятельное применение теоретических знаний; углубленное изучение производства, овладение навыками самостоятельного решения комплекса инженерных задач на современном уровне требований производства.
В процессе выполнения проекта студент должен показать:
§ глубокие знания общепрофессиональных, специальных и социально-экономических дисциплин;
§ умение самостоятельно, творчески решать конкретные задачи по теме проекта, которые могут быть направлены на рациональное и более полное использование сырья, повышение качества продукции, снижение энергоемкости машин и механизмов, применение менее энергоемких процессов; внедрение комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение эффективности и производительности труда, проектирование (реконструкцию) цехов, зданий и т.д.
Процесс проектирования в методическом отношении значительно шире рамок изучения конкретных учебных дисциплин – он представляет систему, включающую комплекс вопросов, решение которых требует творчества и инициативы.
Успех проектирования во многом определяется следующими факторами
§ тематикой и содержанием дипломного проекта;
§ правильной организацией преддипломной практики;
§ уровнем подготовки и активности студента;
§ качеством руководства и консультаций;
§ организацией работы студента над проектом.
Курсовое и дипломное проектирование должно быть конкретным и комплексно
охватывать основные вопросы выбранной тематики проекта. Работа над проектом должна подтвердить знания студента, его способность самостоятельно ставить и решать актуальные производственные задачи с использованием последних достижений науки и техники.
Тематика курсовых и дипломных проектов должна быть актуальна и соответствовать современному уровню и перспективам развития производства, а по своему содержанию отвечать задачам подготовки высококвалифицированных специалистов. В каждом проекте должен быть решён комплекс взаимосвязанных технологических, конструкторских и организационно-экономических вопросов.
Важнейшее требование к современному проекту – его реальность. Реальным дипломным или курсовым проектом считается такой проект, который разрабатывается с учетом конкретных производственных условий и технико-экономических показателей, и может быть внедрен на предприятии или дано заключение о возможности его внедрения.
Действующий в Российской Федерации комплекс стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), устанавливающий единые взаимосвязанные правила и положения по разработке, оформлению и обращению конструкторской документации для всех отраслей, удовлетворяет требованиям современного производства и обеспечивает разработку качественной конструкторской документации (чертежей, схем, пояснительных записок и пр.).
При выполнении и оформлении проектных документов следует руководствоваться правилами, установленными государственными стандартами (ГОСТ). В современных условиях разработки и применении в производстве
проектной документации, графических и текстовых документов, одним из основных требований является единообразие и правильное оформление чертежей и текстовых документов, что облегчает их выполнение и чтение.
Единство требований к составлению и оформлению пояснительной записки и чертежей не исключает, а предполагает широкую творческую инициативу студентов в разработке темы проекта. Оригинальность постановки и решения задачи является одним
из основных критериев оценки качества проекта.
В состав курсового и дипломного проекта могут входить макеты или модели, изготовленные студентами в соответствии с заданием на проектирование.
В отдельных случаях курсовые и дипломные проекты могут разрабатываться группой студентов. При этом индивидуальные задания выдаются каждому со строго регламентированным перечнем вопросов. При защите комплексного проекта каждый студент должен сделать доклад и защитить выполненную им работу.
Настоящее методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов колледжа. В пособии содержатся основные требования по оформлению пояснительной записки, графической части курсовых и дипломных проектов для студентов технических специальностей.
Методические рекомендации содержат два раздела:
1. Общие требования к пояснительной записке;
2. Общие требования к графической части.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ
1.1. Структура пояснительной записки
Теоретический и расчетный материал пояснительной записки целесообразно располагать в следующем порядке:
§ Титульный лист
§ Лист задания
§ Содержание
§ Введение
§ Общий, технологический, расчетный и др. разделы в соответствии с заданием
§ Заключение
§ Список литературы
§ Приложения
Отзыв руководителя дипломного проекта и рецензию на дипломный проект вкладывают в пояснительную записку.
Объем пояснительной записки должен составлять:
§ Курсовые проекты – не менее 15-20 листов печатного текста
§ Дипломные проекты – не менее 50-60 листов печатного текста
1.2. Требования к оформлению текста пояснительной записки
1.2.1. Текст пояснительной записки выполняют на листах писчей бумаги формата А4 (210 х 297 мм) с внутренней рамкой размерами:
§ с левой стороны 20 мм
§ с правой стороны 5 мм
§ сверху 5 мм
§ снизу 5 мм.
1.2.2. Текст пояснительной записки выполняют на одной стороне листа машинописным способом:
§ Шрифт – Times New Roman, Arial, GOST type B
§ Размер шрифта основного текста – 12 или 14
§ Межстрочный интервал – полуторный
§ Отступ первой строки абзаца – 15-17 мм
§ Выравнивание – по ширине листа
1.2.3. Расстояние от рамки до границ текста рекомендуется:
§ В начале строки – не менее 5 мм
§ В конце строки – не менее З мм
§ От рамки до первой строки текста – не менее 10 мм
§ От последней строки текста до рамки – не менее 10 мм
1.2.4. Текст пояснительной записки подразделяется на разделы (части), а при необходимости на подразделы, пункты и подпункты.
1.2.5. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего проекта и обозначаются арабскими цифрами с точкой.
1.2.6. Наименование разделов печатают с выравниванием по центру прописными буквами, тем же шрифтом, что и основной текст, размер шрифта 22.
1.2.7. Переносы слов в наименованиях разделов и подразделов не допускаются. Точку в конце наименования не ставят. Заголовки разделов и подразделов не подчеркиваются.
1.2.7. Каждый раздел пояснительной записки начинается с нового листа.
1.2.8. Подразделы нумеруются в пределах раздела. Номер подраздела состоит из двух цифр, разделенных точкой:
§ первая цифра – номер раздела
§ вторая цифра – номер подраздела
1.2.9. Наименование подразделов печатают с абзаца (с красной строки) с прописной буквы строчными буквами, размер шрифта 18.
1.2.10. Пункты и подпункты заголовков не имеют, нумеруются в пределах подраздела тремя цифрами, разделенными точкой:
§ первая цифра – номер раздела
§ вторая цифра – номер подраздела
§ третья цифра – номер пункта
1.2.11. После номера раздела, подраздела и пункта ставится точка.
1.2.12. Расстояние между наименованиями раздела, подраздела и текстом – 3-4 межстрочных интервала; между наименованием раздела и подраздела – 2 межстрочных интервала.
1.2.13. После заголовка подраздела необходимо вписать не менее двух строк текста. Если это условие не выдерживается, текст подраздела вместе с заголовком переносится на следующий лист.
1.2.14. Текст пояснительной записки должен быть кратким, чётким и не допускать различных толкований.
1.2.15. Материал излагается:
§ от первого лица множественного числа – Принимаем к установке два барабанных вакуум-фильтра
§ в неопределенной форме – Принимается к установке два барабанных вакуум-фильтра
1.2.16. Произвольное сокращение слов в тексте и в подрисуночных надписях не допускается. Исключения составляют общепринятые сокращения, установленные ГОСТ 2.316-68.
1.2.17. Числовые данные записываются следующим образом:
§ Числа с размерностью следует писать цифрами – 52 м, 220 В и т.п.
§ Числа без размерности следует писать словами – четыре насоса, производительность насоса в пять раз выше и т.п.
1.2.18. Примечания к тексту оформляются следующим образом:
§ Несколько примечаний