Психотерапевтические сказки, к которым относятся авторские сказки, библейские и суфийские притчи и другие истории, особенно полезны, если есть необходимость:
— передать клиенту важные знания о порядке вещей и законах окружающего мира в ненавязчивой форме;
— посмотреть на сложную ситуацию «со стороны» — в этом случае сказкотерапевт пересказывает историю клиента, зашифровывая ее в сказку;
— поговорить об «истинной сущности» клиента, его созидательных потенциалах;
— поддержать клиента в период переоценки ценностей и переосмысления жизненного опыта.
Часто сказкотерапевт пишет сам «сказку для клиента». Но то, что было полезно одному, нередко становится полезным и другому. Таким образом, пополняется «банк» психотерапевтических сказок.
Функции психотерапевтических сказок:
— Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией.
— Сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории.
— Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.
— Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним.
— Сказка является символическим «буфером» между клиентом и сказкотерапевтом. Благодаря этому сопротивление клиента сглаживается и энергия направляется на размышление.
— Сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций.
— Сказка формирует Веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).
|
Будем помнить о том, что не всегда взрослый человек сразу готов к занятиям сказкотерапией. Поэтому психотерапевтические сказки на первых этапах работы целесообразно «вставлять» как бы ненароком, как бы «к слову». Обычно сказкотерапевт аргументирует рассказывание сказки собственной «неожиданной» ассоциацией с историей клиента. Возникающий при этом «эффект неожиданности» часто положительно мотивирует клиента.
При использовании психотерапевтических сказок важно помнить о трех вещах:
— уместность:
— искренность:
— дозированность
Как бы ни любил психолог сказки, их использование должно быть уместным. В противном случае можно исказить всю идею. Первую психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда она наиболее ярко и образно иллюстрирует основную мысль психолога при формулировании «обратной связи» клиенту.
Рассказывание психотерапевтической сказки — это всегда сокращение «дистанции» с клиентом. Следовательно, от сказкотерапевта требуется проявление открытости и искренности.
Психотерапевтические сказки побуждают к размышлению. Часто это процесс длительный. Поэтому нельзя «перегружать» клиента сказками, чтобы он не утратил к ним чувствительность.
Сказки, приведенные в данном практикуме, объединены в четыре главы. Подобное разделение довольно условно: ведь сказка одновременно охватывает множество тем и процессов.
Первая глава «Сказки о любви» содержит психотерапевтические сказки для семейного консультирования. Их основная идея — отражение многообразия взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Эти сказки позволят партнерам
|
понять друг друга, разрешить конфликтные взаимоотношения, изменить взгляд на себя и партнера.
Вторая глава «Познание себя: разрешение внутренних противоречий» содержит сказки для индивидуального консультирования в кризисных ситуациях. В это время происходит переоценка ценностей, новое понимание причинно-следственных связей между событиями и поступками людей, переосмысление жизненного опыта, осознание своего предназначения, исследование альтернативных форм отношения к жизни.
Третья глава «Терапия потерь» содержит сказки, облегчающие переживание горя, утраты, предчувствия ухода.
Четвертую главу «Экологические сказки» составляют истории о деревьях, камнях, цветах, лесных и водных духах. Их основное назначение — гармонизация взаимоотношений человека и Природы, осознание природной первоосновы.
Психотерапевтические сказки Андрея Гнездилова могут стать настольной книгой и гармонизировать взаимодействие с самим собой и окружающим миром.
Глава 2. Познание себя: разрешение внутренних противоречий
Глава 3. Терапия потерь
Глава 4. Экологические сказки
Глава 1. СКАЗКИ О ЛЮБВИ.