На признание стратегической важности интегрированной логистики оказали влияние следующие факторы и тенденции в мировой экономике:
- снижение прибыльности предприятий из-за неспособности выявить функциональные области (подсистемы), в которых можно добиться сокращения затрат;
- признание того факта, что логистика может способствовать созданию конкурентных преимуществ;
- перемещение «центра тяжести» от производственной системы к распределительной системе, сопряженной с маркетингом;
- повышение внимания к качеству продукции и обслуживанию потребителей;
- широкое использование логистического подхода на основе концепции общих затрат и сокращения времени выполнения заказа;
- снижение надежности системы логистики за счет сокращения уровня материальных запасов в производстве и распределении готовой продукции;
- выдвижение новых требований к оптимизации логистического процесса и минимизации неопределенности при принятии логистических решений;
- распространение интегральной логистической парадигмы, то есть идеи управления логистическим процессом на интегрированной основе;
- акцентирование внимания организаций на процессы, то есть способ выпуска продукции с использованием передовых информационных технологий и систем, которые позволяют улучшить показатели логистической деятельности;
- масштабное совершенствование коммуникаций: кодировки товаров, электронного обмена данными, электронного перевода денежных средств, электронных закупок, совершение сделок через Интернет;
- аутсорсинг – передача функций транспортировки, хранения, управления запасами внешним организациям, то есть специализированным посредникам;
- повышение уровня сотрудничества логистических партнеров путем организации стратегических союзов, партнерства и других форм взаимодействия;
- ужесточение требований по охране окружающей среды.
Совместное воздействие этих факторов способствовало созданию в США новой идеологии развития логистики – концепции SCM (Supply Chain Management) – «управление цепями поставок», или интегрированная логистика, в которой логистика представляется не как серия отдельных видов деятельности, а как интегрированная функция, отвечающая за все перемещения материального потока от поставщиков до конечных потребителей.
Цепь поставок – это сеть взаимосвязанных видов деятельности и организаций, осуществляющих совместное управление материальными, информационными и другими потоками от поставщиков к конечным потребителям. Базовая модель цепи поставок состоит из нескольких уровней поставщиков, предоставляющих материальные ресурсы, необходимые для выполнения производственных операций, фокусной (управляющей) компании, а также из нескольких уровней потребителей, перемещающих продукцию конечным пользователям (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Базовая модель цепи поставок
Участниками (субъектами) цепи поставок являются: поставщики сырья и материалов, транспортные, страховые и финансовые компании, производственные предприятия и торговые организации, грузовые терминалы и распределительные центры, оптовые, розничные и конечные потребители, а также государственные органы надзора и регулирования.
К основным видам деятельности в цепи поставок относятся:
1. Снабжение или закупки.
Отдел снабжения или логистики выбирает оптимального поставщика, заключает с ним договор поставки, отправляет поставщику заказ на закупку, организует доставку, страхование и оплату.
2. Грузовые перевозки (входящие транспортные потоки) – это фактическое перемещение материалов от поставщиков в организацию. Для этого необходимо выбрать оптимальный вид транспорта, эффективного перевозчика, составить маршрут и обеспечить своевременную доставку грузов.
3. Приемка – процесс установления соответствия поступивших материалов заказу по количеству и качеству, разгрузка транспорта, отправка подтверждения поставщику о получении материалов и рекламаций в случае неправильной или неполной поставки.
4. Складирование – отправка материалов на хранение с помощью внутризаводского транспорта, организация хранения с соблюдением необходимых условий для сохранения качества.
5. Контроль запасов – определяет политику управления запасами, находящимися на хранении, с учетом инвестиций в запасы, уровня обслуживания потребителей, объема заказов, запасов и времени выполнения заказов.
6. Комплектация заказов – отбор товаров, находящихся на хранении и их объединение в заказы для отправки потребителям.
7. Внешняя перевозка – доставка продукции потребителям.
8. Управление физическим распределением продукции конечным потребителям через каналы распределения различного уровня.
9. Сервисная поддержка до- и после продажи товара потребителям.
10. Информационная поддержка и координация информационного потока, сопровождающего материальный поток и связывающего все звенья цепи поставок – передача заказов, данные о запасах, время выполнения заказа, общие затраты, уровнь обслуживания и возникшие проблемы.
Дополнительными видами логистической деятельности являются:
1. Прогнозирование и анализ объема спроса (продаж).
2. Составление производственного расписания (графика).
3. Управление взаимоотношениями с потребителями.
4. Коммуникации с внешними партнерами.
5. Формирование логистической инфраструктуры, или выбор мест размещения продукции.
6. Грузопереработка и упаковка товаров.
7. Возврат материалов и тары, утилизация отходов производства.
Обслуживание потребителей выступает как объединяющая сила для всех видов деятельности в цепи поставок. Потоки информации о потребителях (и от них) поступают в организацию в форме данных о продажах, прогнозов и заказов. Эта информация преобразуется в конкретные планы производства и закупок. Поступающие материальные ресурсы кладут начало потоку запасов, движение которого завершается передачей права собственности на готовые продукты потребителям.
Концепция цепи поставок (или виртуального предприятия) отражает инновационный интегральный подход к логистике. Он исходит из того, что все виды деятельности (функции) следует рассматривать с позиции влияния на другие виды деятельности, с которыми они взаимодействуют. Возникает синергетический эффект, при котором общий результат нескольких видов деятельности в цепи поставок больше суммы результатов, полученных этими видами деятельности.
Интегрированная логистика означает тесное сотрудничество и взаимодействие всех организаций-участников цепи поставок путем интеграции отдельных видов деятельности с целью сокращения общих затрат на логистику и повышение эффективности всей цепи поставок. Эффективность цепи поставок определяется на основе критериев, представленных в табл. 1.3.
Таблица 1.3