Разработка логистической стратегии начинается с принятия решения высшим менеджментом предприятия в плане интеграции цепей поставок данной продукции, создания центра координации и управления цепями поставок, формирования команды менеджеров и экспертов, а также внедрение методологии интегрированного управления цепями поставок.
Организация и внедрение логистики как единой интегрированной цепи поставок осуществляется в соответствии с определенной логистической иерархией, состоящей из пяти элементов, представленной на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Логистическая иерархия в интегрированной логистике
Разработка стратегии – процесс творческий, ориентированный в большей степени на цели, чем на процессы. Подчинение процессов стратегии означает, что сначала надо выстроить стратегию предприятия и определить его стратегические цели, затем выстроить бизнес-процессы таким образом, чтобы каждый из них был ориентирован на достижение конкретной цели, и лишь после этого сформировать организационную структуру предприятия, которая обеспечивала бы эффективное исполнение бизнес-процессов.
Рис. 2.2. Схема разработки логистической стратегии
Логистическая стратегия определяет основные цели и направления деятельности цепи поставок в долгосрочной перспективе. Она задает общую структуру цепи поставок и направление логистической деятельности, способствует оптимизации спроса и предложения продукции, снижению общих логистических издержек, минимизации инвестиций в логистику и улучшению логистического сервиса. Общая цель стратегии логистики – предоставить покупателям требуемый ими объем и качество обслуживания при минимальных затратах в цепи поставок.
Проектирование логистической стратегии организации осуществляется в соответствии со схемой, представленной на рис. 2.2.
Согласно приведенной схеме проектирование логистической стратегии включает следующие этапы:
1. Анализ стратегий более высокого уровня, таких как миссия, корпоративная и бизнес-стратегии. Логистическая стратегия должна работать на их поддержку и показывать, какими средствами будут достигнуты поставленные цели.
2. Обобщение полученных результатов в виде логистической миссии – заявления о целях управления цепями поставок.
3. Исследование внешней и внутренней среды бизнеса с целью определения тенденций их изменения на период 5-10 лет.
4. Выбор фокуса и типа логистической стратегии, а также оценка ее взаимосвязи с маркетинговой и производственной стратегиями.
5. Определение целей, задач и рисков логистической деятельности.
Наиболее эффективным методом анализа внешней и внутренней среды, а также текущих логистических видов деятельности является логистический аудит. Различают внешний и внутренний аудит. Внешний аудит занимается анализом типа потребителей, их требованиями по вопросам цены, качества и сервиса, мест их нахождения, изучением конкурентов, их деятельности и образцов продукции, а также исследованием тенденций в отрасли, экономических, социальных и политических ограничений.
В процессе анализа внешней среды проектная команда должна учитывать следующие факторы, которыми организация не может управлять:
- потребители – их ожидания, демографические характеристики;
- конкуренты – число, сильные стороны, легкость выхода на рынок;
- акционеры – их целевой доход на инвестиции, цели, требуемая прибыль;
- группы заинтересованных лиц – их цели, степень поддержки;
- рыночные условия – размер, место расположения, стабильность;
- технология – настоящая, направления развития, темпы инноваций;
- правовые ограничения – профессиональные ограничения, правовая ответственность;
- экономический климат – темпы роста, темпы инфляции и безработицы, объем ВВП;
- социальные условия – уровень и качество жизни населения, разные стили жизни потребителей, изменение запросов, явно выраженные тенденции;
- политические условия – стабильность, масштабы государственного контроля и регулирования, отношения с органами власти.
В процессе внутреннего аудита анализируются структуры цепи поставок, размещение складов, объем запасов, уровень обслуживания потребителей, время выполнения заказов и порядок их обработки, способы транспортировки грузов, текущие экономические и финансовые показатели деятельности организации. В результате внутреннего аудита выявляются слабые места в цепи поставок, требующие совершенствования.
Внутренняя среда оценивается с учетом следующих факторов, которыми организация может управлять:
- потребители – их запросы, лояльность, взаимоотношения с ними;
- сотрудники – их квалификация, опыт, лояльность;
- организация – структура, взаимоотношения, гибкость;
- продукты – качество, репутация, инновационность;
- финансы – капитал, долги, потоки наличных денежных средств;
- сооружения – мощность, возраст, надежность функционирования;
- технология – используемая в настоящее время, планируемая;
- маркетинг – опыт, репутация;
- процессы – структуры, используемая технология, гибкость, риски;
- поставщики – партнерство, гибкость, услуги;
- другие активы – знания, опыт, инновации, патенты.
Одним из ключевых стратегических решений является выбор фокуса, то есть направленности логистической стратегии. Специалисты выделяют следующие стратегические фокусы деятельности организации с учетом важнейших критериев обеспечения логистических преимуществ:
1. Затраты – минимизация общих логистических издержек, способствующих снижению цены продукции и росту прибыли организации.
2. Качество – высокое качество предлагаемых товаров и услуг.
3. Обслуживание потребителей – высокая скорость реагирования на запросы потребителей и надежность поставок в отношении количества заказанной продукции.
4. Временные параметры – своевременная доставка продукции заказчику и передача информации обо всех стадиях продвижения продукции.
5. Технология – разработка и использование современных технологий производства продукции, ее идентификации, отслеживания доставки, управления запасами и электронной продажи.
6. Гибкость – выпуск продукции по требованию заказчика или предоставление ему специализированных услуг, а также оперативная реакция на изменение потребительского спроса.
7. Место расположения – предоставление товаров и услуг в наиболее выгодном для потребителя месте.
8. Инвестиции – минимизация инвестиций в логистическую систему путем использования складов общего пользования и торговых посредников.
На практике невозможно реализовать все представленные направления одновременно. В табл. 2.1 представлены основные стратегии, на основе которых будет сформулирована комплексная логистическая стратегия.
Таблица 2.1