Вариант 6
Раздел 1. Предмет, задачи и методы детской психологии
1. В задачи детской психологии не входит:
А) изучение особенностей психического развития в онтогенезе;
Б) изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на все протяжении жизни человека;
В) изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов;
Г) изучение механизмов и обеспечение условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности на каждом возрастном этапе.
2. Отрасль психологии, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении от рождения до конца младшего школьного возраста:
А) детская психология; | В) дифференциальная психология; |
Б) сравнительная психология; | Г) психология развития. |
3. В классификацию методов Б.Г. Ананьева входят следующие группы методов:
А) лонгитюд; | Г) интерпретационные; |
Б) эмпирические; | Д) обработки данных. |
В) организационные; |
4. В основу классификации методов Б.Г. Ананьева положен критерий:
А) гипотеза исследования; | В) этапы исследования. |
Б) принципы исследования; |
Раздел 2. Предпосылки, условия и закономерности психического развития
5. Автором «Культурно-исторической теории развития высших психических функций» является:
А) Д.Б. Эльконин; | В) Л.И. Божович; |
Б) А.Н. Леонтьев; | Г) Л.С. Выготский. |
6. Тип развития, при котором изначально заданы, зафиксированы стадии развития и его конечный результат:
А) непреформированный; | В) спонтанный; |
Б) детерминированный; | Г) преформированный. |
7. Одним из основных законов детского развития, сформулированных Л.С. Выготским, является:
|
А) закон метаморфозы;
Б) закон снижения темпа развития с возрастом ребенка;
В) закон конвергенции внутренних задатков и внешних условий в ходе развития;
Г) закон предопределенности детского развития и приспособления ребенка к среде.
8. Основным свойством высших психических функций, согласно Л.С. Выготскому является:
А) непроизвольность; | В) наследственная обусловленность; |
Б) актуальность; | Г) произвольность. |
Раздел 3. Роль деятельности, общения, воспитания и обучения в психическом развитии
9. В теории Л.С. Выготского соотношение обучения и развития заключается в следующем:
А) обучение «ведет за собой развитие»;
Б) обучение тождественно развитию;
В) обучение и развитие – два независимых друг от друга процесса;
Г) обучение должно идти вслед за развитием.
10. Зону ближайшего развития можно диагностировать:
А) при помощи задач, решаемых ребенком самостоятельно;
Б) при помощи задач, решаемых ребенком с небольшой помощью взрослого;
В) при помощи задач, решаемых ребенком с небольшой помощью со стороны более развитого сверстника;
Г) через изучение задатков ребенка.
11. Обучение «ведет за собой развитие» при условии что:
А) обучение строится по типу программированного обучения;
Б) обучение строится по типу проблемного обучения;
В) ребенок в процессе обучения подражает взрослому;
Г) его обучение строится на системе научных знаний.
12. Синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у ребенка вследствие отделения его от матери и ранней институтуализации:
|
А) девиантное поведение; | Г) ассимиляция; |
Б) болезнь Альцгеймера; | Д) абулия. |
В) госпитализм; |
Раздел 4. Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии
13. Новизна подхода Л.С. Выготского к интерпретации содержания кризис заключается в:
А) формулировке условий воспитания, при которых можно избежать кризисов в развитии;
Б) указано позитивное значение кризисов в онтогенетическом развитии;
В) экспериментально доказана возможность бескризисного развития;
Г) впервые описан кризис подросткового возраста.
14. В теории Л.С. Выготского возрастные кризисы являются:
А) негативным результатом столкновения развивающейся личности с социальной действительностью;
Б) результатом нарушения родительско-детских отношений;
В) «болезнями роста»;
Г) нормативным явлением, центральным механизмом динамики возрастов.
15. В работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца:
А) социальная среда рассматривается в качестве источника развития;
Б) социальная среда является источником травм ребенка;
В) развитие это результат объединения внешних условий и задатков;
Г) развитие ребенка осуществляется через подражание взрослому.
16. Согласно Л.С. Выготскому, структура возраста состоит из:
А) социальной ситуации развития, ведущей деятельности, возрастных новообразований;
Б) социальной ситуации развития, ведущей деятельности, кризиса;
В) возрастных новообразований, деятельности, социальной ситуации развития;
Г) возрастных новообразований, деятельности, кризиса, социальной ситуации развития.
|
Раздел 5. Младенчество
17. Произнесение согласного в сочетании с протяжным гласным звуком – это:
А) гукание; | В) крик; |
Б) гуление; | Г) лепет. |
18. Произнесение младенцем кратких согласных звуков – это:
А) гукание; | В) крик; |
Б) гуление; | Г) лепет. |
19. Значение доречевого этапа в развитии речи ребенка заключается в:
А) развитии речевого подражания;
Б) формировании фонематического слуха;
В) развитии артикуляционного аппарата;
Г) все вышеназванное верно;
Д) все верно, кроме Б.
20. Использование младенцем в речи устойчивых звукосочетаний, интонационно-выразительных и по смыслу равных предложению, понять значение которых можно только при условии ориентации на наличную ситуацию в целом:
А) внутренняя речь; | В) пассивная речь. |
Б) автономная речь; |
21. Пассивная сторона речи начинает формироваться:
А) в младенческом возрасте; | В) в дошкольном возрасте; |
Б) в раннем детстве; | Г) в младшем школьном возрасте. |
22. Укажите правильное соотношение развития пассивной и активной речи:
А) пассивная и активная речь развиваются одинаковыми темпами;
Б) активная речь в своем развитии опережает пассивную речь;
В) пассивная речь в своем развитии опережает активную речь;
Г) пассивная и активная речь развиваются независимо друг от друга.
23. В первом полугодии жизни ребенка:
А) моторное развитие опережает сенсорное развитие;
Б) сенсорное развитие опережает моторное развитие;
В) сенсорное и моторное развитие осуществляются одинаковыми темпами.
24. Поведенческим симптомом наступления кризиса 1 года, согласно Л.С. Выготскому является:
А) прямохождение;
Б) аффективные комплексы по типу эмоциональных взрывов;
В) упрямство;
Г) негативизм.
25. Значение кризиса 1 года заключается в:
А) формировании собственных желаний у ребенка;
Б) формировании независимости от взрослого;
В) формировании самостоятельности ребенка;
Г) формировании прямохождения.