Г.
Тема урока: Проектирование и изготовление изделий
Составление плана проектной деятельности
№ п/п | Название этапов |
I | Организационно - подготовительный |
II | Конструкторский |
III | Технологический |
IV | Заключительный |
Поисковый этап выполнения творческого проекта. Выбор модели проектного изделия.
Разработка схемы для изготовления изделий
Цель: Разработать модели и связать спицами задуманные изделия.
Задачи:
1. Изучить технологию вязания спицами;
2.Провести исследования и разработать эскиз проектного изделия;
3. Подобрать инструменты и приспособления для вязания спицами;
4. Подобрать пряжу для изделия;
5. Описать технологический процесс изготовления изделий.
6. Изготовить изделие;
7. Провести контроль качества своей работы;
8. Изучить основные правила по уходу за изделием.
9. Рассчитать себестоимость изделия.
Обоснование выбранной темы.
Для проекта выбираем изделие, выполненное в технике ручного вязания на спицах. Последнее время ручное вязание становится все более популярным. Объяснить это можно, наверное, тем, что вязание даёт целительные минуты покоя среди ежедневной суеты неотложных дел и вместе с тем приручает к сосредоточенности, тщательности выполнения начатого дела.
В нашу жизнь неотвратимо вошел стандарт. А стандарт в одежде удручает прежде всего творческих личностей молодого поколения, которые во все времена, намного более, чем люди зрелого возраста, стремились подчеркнуть своеобразие во внешнем облике. Вязание способствует развитию творческого начала, даёт самые широкие возможности создавать неповторимые рисунки и модели одежды. Связанная своими руками вещь всегда уникальна.
|
Подбераем пряжу фиолетового и белого цвета, и дополняем свой гардероб новой оригинальной вещью. Решено: мы вяжем шарф.
Звёздочка» обдумывания.
.
Выявление основных параметров и ограничений.
Изделие должно отвечать следующим требованиям: Изделие должно быть выполнено аккуратно. Изделие должно соответствовать выбранной стилистике. Изделие должно быть красивым. Изделие должно быть прочным. Изделие должно быть практичным.
4. Теоретические сведения.
Основные термины вязания на спицах Передняя стенка петли - вертикальная часть петли, расположенная перед спицей.
Задняя стенка петли - вертикальная часть петли, находящаяся за спицей.
Дуга петли - верхняя горизонтальная часть петли, лежащая на спице.
Протяжка - нить, соединяющая снизу две соседние петли одинакового цвета.
Лицевая петля «классическая», или обычная, - петля, вывязанная за переднюю стенку.
Лицевая петля - петля, вывязанная за заднюю стенку.
Скрещенная петля - петля, стенки которой лежат крест-накрест.
Петельный столбик - вертикальный ряд петель.
Вязать по рисунку, или как смотрят петли, - это значит, что над лицевыми петлями следует вязать лицевые, над изнаночными - изнаночные.
Одностороннее вязание - трикотажное полотно, у которого с лицевой и изнаночной сторон различное строение поверхности, например, чулочное.
Двустороннее вязание - полотно у которого с лицевой и изнаночной сторон одинаковое строение поверхности, например, платочное.
* — условный знак, встречающийся при описании узоров. Указывает на повторение мотива.
|
Схема или раппорт - изображение используемых в вязании петель с помощью условных знаков.
Дуга петли - верхняя горизонтальная часть петли, лежащая на спице.
Протяжка - нить, соединяющая снизу две соседние петли одинакового цвета
Воздушная петля - петля для набора очень тонкого края трикотажного полотна. Техника исполнения на спицах и вязальным крючком различна.
Лицевая гладь - узор, в котором в лицевых рядах все петли провязываются лицевыми, а в изнаночных - изнаночными.
Изнаночная гладь - узор, в котором в лицевых рядах все петли провязываются изнаночными, а в изнаночных - лицевыми.
Платочная вязка - узор, в котором в лицевых и изнаночных рядах все петли провязываются лицевыми.
Кромочная петля (кромочная) - первая и последняя петли трикотажного полотна. Они не участвуют в формировании узора.
Мотив - определенная комбинация из петель и рядов, повторяющаяся в горизонтальном и вертикальном направлениях.
Основная нить - нить, из которой связано изделие.
Передняя стенка петли - вертикальная часть петли, расположенная перед спицей.
Сведения из истории.
Исследователи истории прикладного искусства не без основания полагают, вязаные руками предметы одежды появились намного раньше, нежели шитые из ткани. Петли вязаного полотна можно образовывать без каких-либо вспомогательных инструментов – просто на пальцах. Ощутимый толчок к развитию вязание получило при введении в рукоделие спиц – сначала, по-видимому, костяных и деревянных. Ручной трикотаж сравнительно легко подвергается порче, именно поэтому не сохранилось вещей ранних периодов существования человечества. Однако можно с уверенностью полагать, что амазонки одевались в вязаные облегающие штаны, это отчетливо просматривается на рисунках греческих ваз. А Пенелопа, поджидая Одиссея, распускала по ночам, обманывая настойчивых женихов, не тканое, а вязаное полотно. Только связанную, а не тканую вещь можно быстро, без нарушений нити и видимых следов распустить.
|
Более реально о времени возникновения ручного вязания можно судить по сохранившимся археологическим находкам. Например, в Перу обнаружен декоративный вязаный пояс с орнаментом - колибри. Период создания этой дивной находки - ḬḬḬ век нашей эры. Оригинал экспонируется в Институте искусств в Детройте.
В египетских гробницах (4-5 века нашей эры) был найден детский носок из цветной шерсти довольно сложной вязальной техники: большой палец отделен от остальных для того, чтобы было удобнее продевать ремешок сандалии. К этому же периоду относятся вязальные спицы, что обнаружены в одной из германских гробниц. О высоком уровне культуры одежды и владения техникой вязания древних германцев говорит и находка из датских болот – длинные шерстяные штаны с пришитым чулком.
В Америке вязание развивалось совершенно самостоятельно, об этом говорят работы индейцев – самобытные, с яркими геометрическими орнаментами, которые имели для владельцев вязаных вещей мифический смысл.
Уместно заметить, что вязание очень долго было приверженностью мужчин.
Замечательные свойства шерсти - сохранять тепло в холодную погоду, не давать перегреваться телу в жару, отталкивать капли воды в ненастье – люди оценивали издавна. В 16 веке вязание уже было известно во всех странах Европы. Из вязаных вещей стали особо популярными чулки. Выполненные из тонкого шелка, они стоили немалых денег, поэтому стали принадлежностью туалетов королей и знати. Английская королева Елизавета после вступления на трон получила в подарок от своей придворной дамы пару вязаных чёрных шелковых чулок.
Со временем производство чулок по всей Европе было организовано в цехах. Именно с этого момента женская конкуренция стала заметно теснить мужские позиции в вязании. Мужчины старались удержать свои привилегии. Пытаясь предотвратить это явление, в 1612 году пражские чулочники постановили под страхом денежных взысканий не принимать на работу ни одной женщины. Но факт уже свершился: Женщин, постигших искусство вязания, стало так много, что у них вошло в обычай собираться на посиделки со своими работами.
Бурное развитие вязание как ремесла началось с изобретением англичанином Вильном Ли вязального станка (1589 год), по принципу которого позднее были созданы почти все вязальные конструкции. Совершенствование вязального производства шло медленно, по-настоящему оно было механизировано только в 19 веке.
В нашей стране вязание на спицах было распространено почти повсеместно. Нам весь мир знамениты оренбургские и пензенские шали – мягкие, тонкие, лёгкие и тёплые. Ручное вязание как промысел существовало во многих губерниях, в особенности в Прибалтике, - вязали чулки, носки, варежки, перчатки. С появлением трикотажной промышленности ручное вязание потеряло промысловое значение, но, не утратив своей популярности, стало развиваться в ином направлении. Это рукоделие превратилось в один из видов прикладного искусства.
Нить, тянущаяся от клубка, и ныне завораживает таящимся в ней бесконечными возможностями. Мелькают спицы, разматывается клубок – создаётся полотно, а на нём проступают узоры будущего изделия. Создатель при этом получает неизъяснимую радость причастия к искусству сотворенного собственными руками. Сочинить узор, подобрать к нему цвет нитей, придумать фасон будущей вещи и проследить за тем, как всё это реализуется, - увлекательное занятие!
Критерии отбора:
Критерии отбора. | Шарф зелёный | фиолетово-белый шарф | оранжевый |
Оригинальность | + | + | + |
Сложность | + | ||
Творчество | + | + | + |
Эскизная проработка.
Требования к изделию; этикетка по уходу за изделием.
Название изделия | Шарф |
Функциональное назначение | Дополнение к одежде |
Пользователь | Девушки |
Единичное или массовое производство | Единичное производство |
Требования к материалам | Практичность, экологичность |
Метод изготовления | Ручной |
Внешний вид, стиль | Современное изделие |
Требование с точки зрения безопасности использования | Изделие не должно иметь элементов, которыми можно пораниться |
Экологические требования | Возможность вторичного использования |
Дизайн- спецификация
Изучив правила вязания спицами, проанализировав некоторые аналоги, явы можете разработать критерии собственного изделия. Ваше изделие должно быть:
- красивым;
- оригинальным;
- не очень дорогим;
- гармоничным с элементами моего гардероба.