Общее управление цепями поставок называют инжинирингом, сущность которого в постоянном проектировании процессов – определение входов и выходов и последовательности действий организации в цепи поставок. При этом проектная команда организации разрабатывает и определяет:
- структуру цепей поставок, их подсистем и элементов, включая ресурсы и ожидаемые результаты ее функционирования;
- последовательность и координацию бизнес-процессов;
- критерии и методы, обеспечивающие эффективность функционирования
- цепей поставок;
- ресурсы, необходимые для поддержки взаимосвязанных бизнес-процессов;
- мониторинг, обеспечивающий анализ функционирования цепей поставок;
- меры по совершенствованию деятельности цепи поставок.
В процессе планирования структуры цепи поставок организация прежде всего решает вопросы выбора длины, ширины и мощности цепи поставок. Длина цепи поставок определяется числом уровней или посредников, через которые материальные ресурсы перемещаются от начала их производства до места назначения. Ширина цепи поставок – это число параллельных маршрутов, по которым может перемещаться продукция до конечных потребителей, например, число магазинов розничной торговли, где можно приобрести конкретный товар. На выбор длины и ширины цепи поставок влияют такие факторы, как степень контроля над логистикой, качество услуг, время выполнения заказа и затраты.
В настоящее время наблюдается тенденция – стремление к более коротким цепям поставок, исключающим число традиционных звеньев (уровней) посредников, к прямым поставкам продукции потребителю. Это приводит к сокращению затрат времени и денег, повышению качества обслуживания, усилению контроля производителя над логистическими процессами. Например, в Европейском союзе компании разных стран стали пользоваться услугами единого логистического центра вместо услуг национального склада.
|
Мощность цепи поставок – это самое большое количество материальных ресурсов, которое может пройти через нее за определенный промежуток времени, например, мощность супермаркета – 300 покупателей в час. Общая мощность цепи определяется той ее частью, у которой самая низкая мощность. Здесь в цепи возникает «узкое место», которое затрудняет выполнение стратегии. Менеджеры должны стремиться к повышению мощности на узком участке цепи до такого уровня, чтобы общая мощность цепи поставок соответствовала общему спросу потребителей.
Структура, или конфигурация, цепи поставок задает число участников разного типа: производственных предприятий, торговых организаций, складов. Следующий вопрос, на который нужно получить ответ: где лучше всего разместить каждый из этих элементов, чтобы быть поближе либо к потребителям, либо к заказчикам. Размещение связано с отысканием лучших оптимальных, с позиции общих логистических затрат, географических точек для разных элементов цепи поставок. Принятие решений по размещению элементов цепи поставок осуществляется в иерархической последовательности:
1. Выбор географических регионов.
2. Выбор страны или территории.
3. Выбор города или поселка.
4. Выбор конкретного места размещения.
При выборе региона и страны предполагаемого места действия организации необходимо учитывать следующие факторы:
|
- место размещения потребителей и место размещения поставщиков;
- общность языка, культуры и законов, отношение общественности;
- политические факторы, отношение органов власти к бизнесу организации;
- прямые затраты на производство, включая заработную плату, закупку материалов и накладные расходы;
- косвенные затраты, включая оплату коммунальных услуг, выплату местных налогов и социальные отчисления.
Выбор города или поселка рекомендуют проводить на основе анализа его экономической и социально-демографической обстановки, в некоторых случаях – на основе житейского опыта по принципу: «размещайте там, где подобные операции уже успешно выполняются».
При принятии решения о выборе места расположения поставщиков и потребителей проектная команда рассматривает следующие три варианта:
а) место размещается возле потребителей, что позволяет добиваться высокого качества обслуживания и иметь низкие затраты на перевозку продукции потребителям;
б) предприятие размещается возле поставщиков, что обеспечивает низкие затраты на поступающие транспортные потоки, но дает высокие затраты на исходящие;
в) компромиссный вариант – предприятие может размещаться в какой-то точке между поставщиками и потребителями, что обеспечивает достаточно низкие затраты при высоком качестве обслуживания потребителя.
Для выбора лучшего компромиссного варианта используется простая модель «вычисления центра тяжести поставок и спроса». Координаты такого центра тяжести определяются следующим образом:
|
; , (2.1)
где Х 0, Y 0 – координаты центра тяжести места расположения предприятия;
Хi, Yi – координаты каждого поставщика и потребителя; Wi – ожидаемый спрос от i -го потребителя или ожидаемые поставки от i -го поставщика.
Если скорость доставки более важна, чем расстояние, то в данной модели можно заменить расстояние временем или использовать величину затрат.
Для определения оптимального места размещения элементов цепи поставок на основе вариантов а или б применяются: модель калькуляции затрат или модель начисления баллов. Модель калькуляции затрат предполагает вычисление общих затрат на ведение деятельности для каждого возможного места размещения по формуле (2.2) и отыскание из них самого дешевого варианта.
Общие переменные затраты = операционные издержки + затраты на поступающий транспортный поток + затраты на исходящий поток. (2.2)
На рис. 2.4 показано, как меняются затраты на перевозку от числа элементов инфраструктуры. Зная составляющие общих затрат, можно определить оптимальное число элементов логистической инфраструктуры.
Если нельзя получить точные данные по затратам, то используется более простая модель начисления баллов. Она предполагает учет всех факторов, важных для размещения элементов. Специалисты предлагают полный список таких факторов на разных уровнях принятия решений.
Рис. 2.4. Определение оптимального числа элементов инфраструктуры
На уровне региона или страны:
- наличие квалифицированного персонала;
- политическая стабильность, общее отношение к бизнесу;
- сильные стороны экономики и тенденции;
- климат и экология, качество жизни населения;
- места расположения основных поставщиков и потребителей;
- инфраструктура, особенно транспортные и коммуникационные элементы.
На уровне города или территории:
- численность населения и тенденция его изменения;
- число конкурентов, их мощь и места расположения;
- наличие доступных мест и отношение общественности;
- местные регулирующие акты и ограничения на производство;
На уровне конкретного места:
- количество проходящего транспорта и его тип;
- легкость доступа и парковки, организации, работающие по соседству;
- общие затраты на место размещения и его потенциал.
Процедура оценки места расположения элементов цепи поставок по балльной системе включает следующие шаги:
1. Составить перечень факторов, которые имеют отношение к принятию решения.
2. Присвоить каждому фактору максимально возможный балл, отражающий его значимость (не более 20).
3. Рассмотреть каждое место расположения по очереди и оценить баллы по каждому фактору в пределах от нуля до максимально заданного.
4. Сложить отдельные баллы по всем факторам для каждого места расположения и определить место с наивысшей суммой баллов.
5. Обсудить результаты и принять окончательное решение в соответствии с избранной логистической стратегией.
Вопросы и задания
1. Опишите процесс планирования структуры цепи поставок.
2. Что такое длина, ширина и мощность цепи поставок.
3. Разработайте процедуру принятия решений по размещению элементов цепи поставок.
4. Какие факторы учитывают при выборе региона и страны предполагаемого места действия организации?
5. Какие методы используются для определения оптимального места размещения элементов цепи поставок?
6. Составьте логическую схему оценки места расположения элементов цепи поставок. Проведите анализ графика, представленного на рис. 2.4.