Принятие стратегических решений по координации и организации логистической деятельности организации предусматривает определение основных видов деятельности в цепи поставок, количества и типа посредников и стратегических взаимоотношений между ними.
Закупки – ключевой вид деятельности, отвечающий за приобретение всех материальных ресурсов (МР), необходимых организации: сырья, комплектующих изделий, запасных частей, полуфабрикатов. Таким образом, закупки обеспечивают механизм, инициирующий и контролирующий материальный поток от поставщика до потребителя.
Управление закупками в организации начинается с решения проблемы МОВ (Make-or-Buy) – «сделать или купить». Сущность ее состоит в выборе одной из альтернатив: сделать комлектующее изделие с помощью ресурсов предприятия и не зависеть от колебаний рыночной конъюнктуры или купить его у специализированных поставщиков, которые гарантируют высокое качество МР по разумным ценам.
Преобладающая часть отечественных и зарубежных компаний принимают решение «купить». Решение в пользу «сделать самому» принимается в том случае, когда потребность в комплектующем изделии постоянна и достаточно велика, есть квалифицированный персонал и соответствующее оборудование. В современной рыночной экономике принято использовать аутсорсинг – передачу ответственности за изготовление, хранение и доставку МР крупным, надежным поставщикам.
Специалисты отмечают, что компании мирового уровня проявляют глубокий интерес к производственному процессу своих поставщиков вплоть до оценки поставщиков своих поставщиков. На смену концепции традиционных отношений между покупателем и продавцом «на расстоянии вытянутой руки» приходит концепция тесного сотрудничества, долгосрочные контракты заменяют практику краткосрочных закупок, поскольку от эффективности закупок зависят экономические результаты деятельности предприятия.
|
Закупки имеют стратегическое значение для организации, способствуют интеграции многих ее функций и достижению поставленных целей. Вклад закупочной деятельности можно оценить посредством анализа следующих функций:
1. Доступ к внешним рынкам и информированность – дает возможность обеспечивать предприятие информацией о новых технологиях, материалах и услугах, новых источниках поставок и изменениях рыночных условий. Это позволяет специалистам по закупкам делать более точные прогнозы и учитывать запросы других функциональных подразделений.
2. Управление взаимоотношениями и их развитие – включает решение проблем поиска, выбора, оценки и привлечения поставщиков на раннем этапе разработок новых товаров и услуг, что способствует реализации идеи «сжатого времени», то есть быстрого выхода организации на рынок с новыми предложениями, обеспечивающими ее успех и лидерство.
3. Сокращение числа реальных поставщиков и размещение у них более крупных заказов – способствует повышению ответственности поставщика и качества продукции, снижению запасов МР и общих затрат, что приводит к росту рентабельности и производительности цепи поставок.
4. Международный стратегический сорсинг (источник поставок) через Интернет и вступление в закупочные пулы, объединяющие продавцов и покупателей определенных, например промышленных, товаров.
|
5. Реализация глобальной стратегии закупок, предусматривающей формирование глобальной закупочной команды в организации, обслуживающей потребителей по всему миру без отклонений по качеству и срокам поставок, с целью оптимизации степени удовлетворения потребителей.
Организация закупок зависит от типа и размера компании. В небольшой организации за закупки МР отвечает один сотрудник, в средних и крупных компаниях – отдел закупок или снабжения, осуществляющий централизованные закупки. Выделяют два типа закупок: внутренние и внешние. Внутренние закупки предполагают приобретение материалов в различных подразделениях своей организации, внешние – у специализированных поставщиков на контрактной основе. Процесс организации внешней закупочной деятельности представлен на рис. 4.1.
Внешний круг показывает последовательность событий при взаимодействии с поставщиками. Внутренний круг – показывает пять правил закупок, которые следует воспроизводить на всех этапах процесса поставки.
Рис. 4.1. Процесс внешних закупок
Основные цели закупочной деятельности:
- обеспечивать непрерывный поток материальных ресурсов и услуг, необходимых для деятельности предприятия с минимальным уровнем риска;
- развивать отношения с компетентными, оптимальными поставщиками;
- тесно сотрудничать с поставщиками по вопросам качества продукции и логистических услуг (складирование, упаковывание, транспортировка);
- поддерживать, по возможности, снижать инвестиции в запасы;
|
- обеспечивать возможность реализации форвардных закупок, а также поставок по системе JIT («точно в срок»);
- закупать МР с минимальными общими затратами путем достижения разумного компромисса между затратами на содержание запасов и экономии затрат, полученной за счет большего объема покупок;
- постоянно следить за рыночной конъюнктурой, планировать показатели закупочной деятельности и потребность в оборотном капитале;
- стремиться к упрочнению конкурентных позиций организации;
- добиваться достижения целей по закупкам с минимально возможными управленческими (административными) затратами.
Для обеспечения эффективной работы с поставщиками необходимо следовать рекомендациям специалистов (рис. 4.2).
|
|
|
| ||||
|
| ||||||||
|
|
| ||||||
Рис. 4.2. Принципы отношений с поставщиками
Вопросы и задания
1. Определите сущность проблемы МОВ и методы ее решения.
2. Какие функции реализует логистика закупок?
3. Опишите процесс организации внешней закупочной деятельности.
4. Назовите основные цели закупочной деятельности.
5. Каковы основные принципы отношений «поставщик-потребитель»?