Система упражнений для обучения аудированию




В результате проведенного исследования и изучения опыта методистов, занимавшихся данной проблемой, была разработана следующая система упражнений для обучения аудированию на начальном этапе. Система включает в себя подготовительные упражнения на распознавание фонетических единиц, подготовительные упражнения на распознавание лексических единиц, подготовительные упражнения на развитие умений вероятностного прогнозирования, упражнения на распознавание грамматических явлений, речевые упражнения, выполняемые в процессе прослушивания, речевые упражнения, выполняемые после прослушивания текста.

 

I. Подготовительные упражнения на распознавание фонетических единиц:

1. Послушать звуки и определить (дать знак, поднять руку, показать карточку и т.п.) ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ звуки:

[r], [a:], [h], [t], [m], [?], [u], [i:], [^], etc.

. Послушать согласные звуки и определить ГЛУХИЕ и ЗВОНКИЕ согласные;

[d], [s], [r], [t], [m], [r], [z], [g], etc.

 

3. Послушать звуки и определи ПОХОЖИЕ на звуки русского языка и ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ от них;

[m], [?], [w], [k], [v], [? ], [f], [3:], [b], etc.

. Послушать гласные звуки и определить ДОЛГИЕ и КОРОТКИЕ;

.Послушать слова и определить в них гласные звуки

[a:], [^], [? ] всловах Bad, farm, duck, car, black, fat, man, jump...

[o:], [ o ] всловах horse, dog, block, corner, daughter, stop..

[3:], [o:] всловах bird, form, fork, turn, third....

 

6. Послушать слова и распознать в них согласный звуки

·[w], [v] - when, white, twenty, seven, eleven... идругие.

·Отметитьклеткивсоответствиисуслышаннымзвуком (Listen and tick (+), then listen again and repeat).

[e][e?][ie][e?]ferryfarefairyfearMaryhairmerryhere

 

7. Послушать слова и распознать в них похожие по звучанию дифтонги:

[ou]-[au]; [ei] - [ai]; ', rose, nose, blouse, play, nice, face, I, my etc.

 

8. Послушать слово и определить количество слогов:

dog, doctor, farmer, cunning, bicycle, fat, etc.

 

9. Послушать слово и определить слог под ударением (со зрительной опорой и без нее), произнести этот слог и это слово:

Ugly, cunning, doctor, tomato, farmer, beautiful, potato, November, etc.

 

10. Упражнение для физкультминутки:

прослушать слово и поднять руки (подпрыгнуть, сделать наклон и др.) если услышишь в названном учителем слове звук [n] (или любой другой звук), присесть, если такого звука нет;

. Послушать слова и определить на какой звук заканчивается слово [d] или[t]:

·stopped, played, worked, opened...(cозрительнойопорой)

Отметить клетки в соответствии с услышанным звуком

(Listen and tick (+), then listen again and repeat).

pronouncedsilentpronouncedsilentlikedlookedwantedrestedhatedmovedwalkedended

 

12. Прослушатьиотметитьсуществительные, имеющиеокончаниямножественногочисла:

Monkeys, pigs, hen, boy, farms, trousers, skirt, shoes etc.

. Отметить клетки в соответствии с услышанным звуком. (Listen and tick (+), then listen again and repeat.)

[s[[s][iz]carrotsorangestomatoessandwichesgrapeseggs

 

II. Подготовительныеупражнениянараспознаваниелексическихединиц

 

1. Прослушать словo и показать соответствующую картинку (еда, животные, действия, виды спорта, предметы разного цвета, etc.)

. Прослушать команды - глаголы и показать, выполнить эти действия;

Stand up, jump, fly, wash your face, play tennis, etc

. Прослушать предложения и раскрасить предмет в соответствующий цвет:

The lamp is yellow

The cat is black

Thedogisblack. Etc

 

4. Прослушать (одно) или ряд прилагательных и назвать слово, которое может с ними употребляется:

Big, high, nice, new... house, nice, short... dress, strong, young... boy

 

5. Прослушать фразу или краткое предложение и назвать ситуацию, в которой они могут употребляться:

Would you like some tea? Hello; Nice to meet you; No thank you; etc

 

6. Прослушать набор отдельных слов и построить из них предложение:

The forest, monkey, live, in. - Monkey lives in the fores, football, on, play, they. - They play football on Monday

 

7. Прослушать 2-3 короткие фразы и построить из них предложение:

To play the piano, would like, he. - He would like to play the piano.

 

8. Прослушать просьбу и выполнить ее, если есть слово please:

. Прослушать рассказ и определить, от чьего имени он может звучать:

I am big and strong. I am brown. I live in the forest. I like honey. (А bear).

 

10. Прослушай названия продуктов и назови блюдо, которое можно из них приготовить:

Сabbage, carrot, oil, salt - salad., meat, cabbage, water, salt - soup.

 

11. Прослушать слова и назови вероятное следующее:

 

Apple, big, cat, dog, egg........ fat(в соответствии с алфавитным порядком)

. Прослушать слова и разместить их номера в домики по смыслу:

1.kitchen, 2. map, 3. bathroom, 4. teacher, 5. bed, 6. grandfather etc.

 

III. Подготовительные упражнения на развитие умений вероятностного прогнозирования:

 

1.Прослушать набор слов и отметить номера тех, которые подходят к названной теме:

ТемаShоpping

 

1)dress 2) soup 3) grandfather 4) department 5) cash 6) credit-card 7) kitchen etc. (слова №1,4,5,6)

 

. Прослушать группу слов и назвать их тему:

Blue, red, yellow, brown, black, green... Colours (цвета), fish, bread, egg, honey, chips... Food (еда)

 

. Прослушать начало слова и произнести его полностью, закончить его:

Beauti... ful, eleph... ant, interes… ting, marme...lade, mush... room etc.

4. Прослушать заголовок рассказа и предположить, о чем пойдет речь.

The best day of the year,

The boy and the dog,

Flowers for my mother, etc.

 

5. Прослушать фразу и добавить к ней еще одну, связанную по смыслу:

Look at this boy..... He is my friend. Или His name is Dick.

(таким образом, можно составить рассказ)

Прослушать начало предложения и закончить его, опираясь на значение союзов или союзных слов.

He is at home now, because... (heisill).

Прослушать ключевые слова и спрогнозировать идею, тему, сюжет:

A boy, ten, Africa, friend, monkey, play, swim, etc.

 

8. По картинкам, фотографиям, схемам, таблицам спрогнозировать возможный сюжет, тему. (Warm-upactivity)

Построить ассоциограмму (кластер) по теме текста, который предстоит прослушать. Например: тема Olympicgames

 

IV. Упражнения на распознавание грамматических явлений

1. Прослушать существительные и определить их число.

Показать сигнальную карточку или знак

Отметь клетки в соответствии с услышанным звуком. (Listen and tick (+) the boxes.)

[s][z][iz]startstriesmatchesbeginsgoesmisseshatescatchesstops

 

2. Прослушать предложение и определить его тип (утвердительный, отрицательный, вопросительный), показать сигнальную карточку «+ », «- », «?».

Сan the dog jump?youseven?likemilk.brother is not a student.live in the Zoo. have no sister.

Прослушать предложения и показать карточку с пропущенным словом:

isamare… big. Monkeys … cunning.… brave. I … six.girl … shy.My father … a doctor.and I … friends.Theboys … inthepark. Etc

 

4. Упражнение такого же типа с глаголами HAVE или HAS

Прослушать глагол (неправильный) и определить его форму:

Gone -3, did - 2, make -1, wrote -2, bought -2,3, put -1,2,3; etc.

 

6. Прослушать слова - указатели времени и назвать соответствующие видо-временные формы глагола:

now - Present Progressive- Present Perfect etc.

аt 9 оclock tomorrow - Future Progressive- Past Simple

 

7. Прослушать вопрос и выбрать краткий ответ соответствующей грамматической формы: (со зрительной опорой)

Yes, he/she is.you play tennis? Yes, he/she can., he/she has., he/she does. Etc.

 

V. Речевые упражнения, выполняемые в процессе прослушивания

1. Найти и обозначить путь движения экскурсии (сыщика или другого действующего лица).

Заполнить таблицу (график, кластер) необходимой информацией после прослушивания диалога

Lisa: Good morning, Trevor. You are still half asleep, I see.: Hello, Aunt Lisa. Come in. What time is it?: Its ten oclock. Do you always sleep late?: But Aunt Lisa, its Sunday today - I never get up early on Sundays.

Lisa: And you dont make my bed, either?: Well, not every Sunday, of course… but I sometimes make my bed on Sundays, after breakfast.: You mean you actually cook breakfast.: Oh, no - you see, I always have coffee for breakfast.: Yes, so do I … but what do you eat?: Nothing, I just have coffee.: But that isnt healthy …Do you go to the gym?

Trevor: Yes, I do, but I seldom go to the gym on Sundays.: What do you do then? Do you study?

Trevor: Study? Of course not! Actually, I usually watch TV in the afternoon.

Lisa: It isnt good for you to sit inside all day, Trevor. Dont you ever go out?: Oh, yes, I do! On Sunday evenings, my friends and I often go to the cinema.:Thats good.

TrevorneverSeldomsometimesoftenusuallyalwaysGet up early+Make his bedHave coffee for breakfastGo to the gymWatch TV in the afternoonGo to the cinema

Отметить на рисунке (схеме, карте) названия мест событий, о которых идет речь.

Пронумеровать на рисунке предметы, в порядке упоминания их в тексте.

Изобразить услышанную информацию в виде рисунка.

1) It is eight oclock

) It is a quarter past eight. / Its eight fifteen

) It is twenty past eight. / Its eight twenty

) It is half past eight. / Its eight thirty

) It is a quarter to nine. / Its eight forty five.

) It is ten to nine. / Its eight fifty.

) 2) 3) 4) 5) 6)

Расположите ключевые слова в порядке в порядке их употребления в тексте.

Участие в диалоге. Прослушать вопрос диктора и в паузу дать ответ.

 

VI. Речевые упражнения, выполняемые после прослушивания текста. (Направлены на контроль понимания и вовлечение учащихся в творческую деятельность)

1. Прослушать текст и озаглавить его

Great! The weather is nice and cold. It is a sunny day. We dont go to school today.can ski and skate. We can play snowballs and make snowman.

 

Упражнения - тесты TRUE - FALSE.

Ответить на вопросы.

Составить план по прослушанному тексту.

Пересказать содержание прослушанного текста (по-русски, по-английски).

Беседа по содержанию прослушанного текста.

Дискуссия по проблеме, отраженной в тексте.

Дать характеристику герою (героям) текста.

Дать оценку поступкам героев.

Выделить смысловые куски и озаглавить их.

Прослушать короткие тексты и установить их соответствия рубрикам.

Прослушать текст и инсценировать его с опорой на ключевые слова, фразы.

Прослушать предложения и отметить, к кому из главных героев они относятся.

Прослушать ряд фраз и отметить те, которые подходят для описания предложенной картины

 

ИГРЫ

 

«TheSpinningTop»

Играющие становятся в круг, и каждый ученик получает свой номер. При этом необязательно начинать с номера 1, можно начать с любого номера, и хорошо, чтобы вошли номера 13 и 30, 14 и 40 и т.д. Выбирается водящий.

Он выходит на середину и запускает волчок, при этом называя один из

номеров. Ученик с соответствующим номером должен успеть добежать и

остановить волчок до того, как он прекратит вращаться. Если учени успел это выполнить, он получает право запустить волчок и назвать номер

следующего играющего.

 

«SimonSays»

Учитель разучивает с учениками простейшие команды.''Sitdown'',

говорит учитель, садится и тем самым подаёт пример ребятам. ''Stand

up'', говорит учитель, встаёт, и ученики поднимаются вслед за учителем.

Постепенно учащиеся научились понимать и выполнять команды без

зрительной опоры. Команд становится всё больше и больше, и необходимо

продолжать тренировку. Но первый интерес прошёл, удовольствие

подчиняться непонятным словам притупилось. Вот тогда на помощь пришла игра.

Однажды в руках учителя появился маленькой смешной человечек.Teacher: Children, look at this man. His name is Simon. And he is a

teacher now. You must obey only his commands. Simon says, ‘‘Stand up!’’

Good! Simon says, ‘’Hands up!’’ Good! Sit down! Why did you sit down?

Simon did not say, ‘’Sit down’’. Remember – Simon is a teacher.

Ребята поняли условия игры: они должны выполнять команду только в

том случае, если ей предшествует слова ''Simonsays''. Ученик,сделавший ошибку, выбывает из игры. Побеждает тот, кто не сделал ни одной ошибки.

 

Вариант «А»

 

Игру можно усложнить, если предложить ребятам выполнять команды с

закрытыми глазами. В этом случае исключается возможность посмотреть,

как выполняет команду сосед.

 

Вариант «В»

 

Игра становиться ещё более трудной, если команда сопровождается не

соответствующим ей действием. Например, учитель говорит: ''Simonsays,

''Touchyournose'' и одновременно с этим хлопает в ладоши. В этом

варианте по условиям игры учащиеся обязаны смотреть на учителя.

 

«WeCanEatBread»

Игра в съедобное и несъедобное знакома ребятам с раннего детства.

«Look, this is bread. I can eat it,»сказалучитель, положилврот

кусочек хлеба и съел его. То же самое он сделал с сыром. Затем взял

авторучку и сделал вид, будто пытается её съесть, при этом всё время

повторяя:»We can eat a pen.»«No», закричали дружно все ученики.

Тогда учитель раздал каждому по фишке и сказал, что при

упоминании съедобного предмета ученики поднимают руки, а если же

кто поднимет руку при упоминании несъедобного предмета, он

долженотдатьфишку.

Teacher: We can eat butter. We can eat jam. We can eat chalk. Oh,

Andy, givemeyourcounter, please.

В дальнейшем можно использовать и другие зачины:

We can drink tea (milk, coffee, sugar, water).

We can eat with a spoon (a fork, a pen, a knife).

«Which of the Pictures Is It?»

Как правило, ребята любят рисовать. Этим и воспользовался учитель,

попросив учеников нарисовать к очередному уроку дом. Ученики

выполнили задание, учитель собрал рисунки, проверил их, поставил

оценки и… «забыл» принести работы в класс.

Pupils: Have you marked our pictures?

Teacher: Yes, I have, but I have left them at home.

Pupils: What mark have I got?

Teacher: I remember one picture. We see a house in the picture. The

house is green It has 3 windows. The roof is red. The chimney is red,

too.

Ученики не узнали по описанию своей картинки. Каждый считал, что

речь шла о его рисунке. Здесь же решили попробовать исправить

этот недостаток.

Учитель записал заранее на магнитофон описания некоторых

рисунков. Три-четыре такие картинки прикрепляются к классной

доске. Ребята слушают один из рассказов и должны определить, о

каком рисунке идёт речь. Вот примерные рассказы:

1) This is a house. It is blue. It has 4 windows. It has no chimney.

2) This is a small house. It has a door and a window. There is a

tree near the house.

3) This house is very big. It is black and green. Thereisadognear

thehouse.

К этой игре учитель обращается часто, меняя сюжеты рисунков

в зависимости от изучаемой темы.

 

«Introductions»

Учитель предложил всем сесть в круг и объяснил, что ребята

пришли на вечер, где никто никого не знает. Надопознакомиться:

«Introduce yourselves to one another, and give yourselves

numbers. Say, I am Victor, number one, I am Katya, number two, and so

on». Ребята сели и стали знакомиться. Одному из учеников стула

не досталось - он водит, но у него самая интересная роль. Он

ходит по кругу и говорит с играющими:

It: Number 3.

Number 3: I am Lena.

It: Number 3, sit down. Number 10.

Number 10: I am Kolya.

It: Number 10, sit down.

Едва водящий «притупил бдительность играющих», как вдруг сказал:

«Number 11, number 6 – changeplaces».

Названные ученики выполняют команду, а водящий старается быстро

занять место одного из них. Оставшийся без места водит.

 

«FollowMyDirections»

Учитель напомнил учащимся хорошо известную игру «Холодно -

жарко» и предложил один из её вариантов. Водящий выходит из

класса, тем временем прячется какой – нибудь предмет – кусочек

мела, пуговица, карандаш и т.д. Ученики хором приглашают водящего в

класс:

Ring the bell!

Knock at the door!

Draw the latch!

Ting-a-ling!

Rat-tat-tat!

Click-clack!

AND WALK RIGHT IN!

Между водящим и классом возникает шуточный диалог:

It: Silly Billy! Silly Billy!

Guides: Why is Billy silly?

It: Silly Billy had a shilling;

Isn`t Billy silly?

Guides: No. (Теперь ребята начинают говорить по очереди).

Take 3 steps forward. Turn to the right. Turn to the

left. Go up to

Go up to Misha`sdesk (Спрятанныймелнаходится

где-то около парты, за которой сидит Миша, и водящий должен

найти его. Класс ему помогает).Сold. Colder. Warm. Warmer.

Hot. Hotter.Veryhot!

 

Вариант.

 

Цель водящего – пройти, скажем, от двери до окна с завязанными

глазами. На пути возникают препятствия: «горы, моря, реки, заборы,

рвы» (стулья, портфели и т.д.). Как только водящему завяжут глаза,

между ним и «проводником» Возникает диалог:

 

It: Which is the way to London Town

 

To see the king in his golden crown?

 

Guides: One foot up, and one foot down –

 

That’s the way to London Town.

 

«GoodMorning, Misha»

 

Время от времени учитель бывает крайне забывчив. Вот и сегодня

перепутал, как кого зовут:

Teacher: Katya, who is away?

Masha: I am not Katya, I am Masha.

Teacher: Are you? Lena!

Jane: I am not Lena, I am Jane.

Teacher: Oh, sorry! But after all does it matter much? All people are

people, all are alike.

Katya: No, not at all.

Teacher: No? How can you tell one man from another?

Katya: By the face.

Victor: By the colour of the face.

Andrei: One is tall, another is short.

Kolya: One is fat, another is thin.

Teacher: And how else?

Masha: By the voice.

Teacher: Oh, yes, let’s see if you can tell one another by the voice.

Misha, comehere.

Миша выходит к доске и становится спиной к классу. Учитель жестом

указывает на Катю, и она говорит: «Goodmorning, Misha.» Миша должен

догадаться по голосу, кто с ним здоровается. «Goodmorning, Katya,»

отвечает он. Теперь Катя сменяет Мишу, и игра продолжается. Для того

чтобы отгадчику было трудней, ученики могут передвигаться по классу и

менять свои голоса. На самых первых уроках ученики используют формулы

приветствия: How do you do, Good afternoon, Good morning, Good evening,

Good-bye.

 

«Right — Left»

Все встали в круг, выбрали водящего. Указывая на одного из играющих,

водящий говорит «Right!» и считает до 5. Это означает, что ученик, на

которого указал водящий, должен назвать по имени своего соседа справа: «His

(her) name is Kolya (Masha)». Если играющий не успевает это сделать на

счёт 5, он становится водящим. После этого все меняются местами, игра

продолжается.

 

«Draw a House and Colour It Brown»

«Children, take sheets of paper and coloured pencils and listen to my

commands». Команды были заранее записаны на магнитную ленту:

Draw a small house in the middle. Colour the house brown Colour the

roof red. The house has 2 windows and a door. You can see flowers in one

of the windows. Draw a tree to the right of the house. Draw a bird flying

over the house. Sign your name. Give the pictures to me.

 

«MakeItLogical»

 

Учитель предложил игру. Суть её заключалась в следующем. На компакт-диск записан небольшой рассказ (5-6 предложений), в котором намеренно

нарушена логика повествования. Ученики должны восстановить логику рассказа.

За каждую правильную перестановку они получают одно очко. Вот один из

текстов игры:

It saved me. I went alone. Once I went to the forest. But the dog knew

the way home very well. Only my dog was with me. Suddenly I lost my way.

После исправления текст звучит следующим образом:

Once I went to the forest. I went alone. Only my dog was with me.

Suddenly I lost my way. But the dog knew the way home very well. Itsaved

me.

 

«Guide Me Тthrough the Town»

Ввести эту игру не составляло особого труда: ученики уже совершили много

путешествий в другие города, ещё больше у них было планов:

Teacher: I know that in the coming holidays you are going to visit the

town of N.Let me guide you through the town. I want to see how you can

follow the directions of the guide. Masha, give out the schemes and let’s

getaboutthetown. (План воображаемого города размножен заранее). Ready?

Let’s start at point A. Walk down the street. Take the second turning on

the left and walk as far as the bridge. Cross the bridge. Turn to the left.

Where are you, Katya?

Katya: I’m near the Museum.

Teacher: That’s right. One point to you.

В дальнейшем роль гида могут исполнять ученики.

 

«WhenShall I Arrive? «

Игра является логическим продолжением предыдущей. Для её проведения

учитель специально готовит «расписание поездов», копию которого получает

каждый играющий. Пункты, указанные в расписании, должны быть хорошо

известныучащимся.

Teacher: When travelling you may have to address an inquiry office.

Let’s see how you’ll do it. At first you’ll play inquiry office clerks.

You’ll answer my question and I’ll pay you (1 point) for each correct

answer. Here are my questions:

— What time does the first train leave «A» for «B»?

— When does it arrive at «B»?

— I don’t live in this town. I live in «D». I’m going to the theatre today.

The performance finishes at 10 o’clock. When shall I arrive home?

Все вопросы и возможные ответы к ним составляются учителем заранее, с

тем, чтобы он мог проверить правильность работы «справочного бюро». Далее

рекомендуется играть по командам, каждая команда исполняет роль

пассажиров и справочного бюро по очереди.

«I knowHisTrade»

Игра заключается в следующем. На компакт-диск записывается 5-6

предложений, в которых говорится о том, что обычно делает человек той или

иной профессии. Все предложения прослушиваются сразу, без остановки.

Среди правильных утверждений попадаются 1-2 неверных или недостаточно

точных по содержанию. За каждую замеченную ошибку или поправку даётся 1

очко. Вот предложения для разговора о профессиях:

— The builder builds houses.

— The driver drives car.

— The scientist makes experiments.

— The waiter serves meals.

— The fitter fits up new machines.

— The turner turns new metal parts.

— The joiner makes furniture.

— The conductor conducts the orchestra.

— The tailor makes clothes.

— The barber shaves and cuts hair.

— The hairdresser dresses hair

— The artist draws pictures.

— The shoemender mends shoes.

— The gardener takes care of the garden.

— The forester takes care of the forest.

— The frontier-guard guards frontiers.

— The woodcutter cuts wood.

— The weaver weaves cloth.

— The captain controls the work of the crew.

— The milkmaid milks cows.

 

«Solve Logical Problems»

Эта игра является своеобразной проверкой способности воспринимать речь на

слух. Каждая логическая задача требует не только понимания английской речи,

но и умения, одновременно с восприятием услышанного, совершать мыслительную

операцию. В этом, с нашей точки зрения, одна из целей аудирования. Все

тексты должны быть записаны на компакт-диск. Высшая оценка даётся

ученику, решившему задачу после первого прослушивания. Данные тексты

являются лишь примерами подобного рода упражнений. Мы рассчитываем, что

учитель, систематически работающий над аудированием, может сам

дополнительно подобрать тексты подобного рода.

— Five brothers have each a sister. How many children are there in the

family? (6)

— Two mothers and two daughters have three apples. Each gets an apple. Is

it possible? (Yes, it is possible when one of the mothers is the daughter

of the other mother).

— In what month does a man speak least of all? (In February).

— Six birds were sitting on a branch. A hunter shot at one of them. How

many birds remained on the branch? (No birds remained on the branch).

Итак, вышеуказанные игры способствуют развитию навыков аудирования.

Учебный процесс становится более привлекательным и разнообразным. Во

время урока игры позволяют переходить с одного вида деятельности на другой.

Аудитивные игры учитывают психологические особенности детей младшего

школьного возраста. Игры имеют и воспитательное значение: позволяют

воспитывать такие качества как умение работать в коллективе, дружелюбие,

внимательность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: