V. Работа над понятием «гражданин».




Ведущий. Молодость! Возьми с собой в дорогу

Самую заветную мечту,

За людей душевную тревогу,

Сердца жар и мыслей красоту,

Мудрость чувства,

Стойкость в бурях жизни,

Мужество во всём и до конца,

Верность другу,

Преданность отчизне,

Имя гражданина и борца.

Классный руководитель. Гражданин – это человек, обладающий гражданскими правами и обязанностями. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это житель какой-то страны, имеющий право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времён и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданами могли немногие, это было почётно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьёзные обязанности: прежде всего соблюдать законы и защищать отечество.

Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?

Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно обсудить с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц и вас. (Учащиеся смотрят видеокассеты.)

Ситуация 1. Учитель обсуждает с учеником вопрос о его курении за пределами школы.

В о п р о с ы:

1. Личное ли это дело каждого? Почему?

2. Имеет ли человек право курить в общественном месте? Почему?

3. Наносит ли вред окружающим и себе? Почему?

4. Какую гражданскую позицию такой человек занимает? Какие законы, права нарушает?

5. Какой вред он наносит государству?

6. Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе?

Ситуация 2. Двое учеников во время перемены о чём-то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.

В о п р о с ы:

1. Имел ли ученик право брать стул учителя? Почему?

2. Какое право здесь нарушено? (Право неприкосновенности чужой собственности.)

3. Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном? Если должен, то как и с какими последствиями?

Классный руководитель. Как мы видим на этом простом примере, наказывается не один человек, а целый класс. Получается наказание невиновных. Способно ли оно пробудить совесть в том, кто сломал стул?

Какое отношение будет к этому человеку в классе, если одноклассники потом всё-таки узнают, кто истинный виновник?

Что должен сделать данный школьник, чтобы исправить сложившееся положение?

VI. Заключение.

Классный руководитель. Заканчивая эту часть классного часа, я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции каждого школьника не окончен и вы ещё не раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее всего более сложных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет правильное решение. Пусть задаёт себе такие вопросы:

Зачем любить и ненавидеть?

Растить цветы и звёзды видеть?

Зачем терять, зачем искать,

Зачем былое вспоминать?

<…>

В чём смысл жизни заключён?

В чём заключён её закон?

И не даёт покоя мне,

Моей недетской голове,

Один-единственный вопрос:

Зачем родился я и рос?

Мы закончили рассматривать вопросы нашего классного часа. Но мне хотелось бы узнать, интересен, полезен ли был вам наш сегодняшний разговор, какие проблемы вы намерены обсудить в дальнейшем. Для этого я прошу вас заполнить анкету. С правилами анкетирования вы уже знакомы. А кто забыл, посмотрите на доску, где они вывешены.

П р а в и л а з а п о л н е н и я а н к е т ы

1. Не подглядывать в анкету соседа, так как это не контрольная и здесь нужно именно ваше мнение.

2. Вы имеете право не отвечать на любой вопрос.

3. Отвечая, старайтесь не задумываться. Вписывать лучше первую пришедшую в голову мысль, даже если она же и последняя.

4. Опрос проводится не из любопытства, а в общих интересах.

5. Педагог не имеет права разглашать информацию, полученную в процессе анкетирования. Если он разгласит ваши ответы с указанием фамилий отвечавших, то в разведку ему придётся идти одному.

6. Писать фамилию не обязательно.

7. Можно не очень беспокоиться о грамотности, оценку никто ставить не будет.

8. Помните: всегда приятно узнать о себе что-то новое.

Классный руководитель. Перед вами анкеты. Отвечая на вопросы, поставьте «+», если ваш ответ «да», и «–», если ваш ответ «нет». На вопрос о том, какие ещё проблемы вы хотели бы обсудить на классных часах, ответьте, сформулировав ответ самостоятельно. В конце командиры групп собирают анкеты и сдают мне.

АНКЕТА

1. Понравился ли тебе классный час?

2. Стал ли ты более чётко разбираться в понятиях и проблемах, затронутых сегодня?

3. Многое ли тебе это дало?

4. Сможешь ли ты в дальнейшем применить данные знания?

5. Какие ещё проблемы ты хотел бы обсудить на классном часе?

Классный руководитель. Классный час подходит к концу. Сегодня мы с вами рассмотрели очень важные понятия. Хочется, чтобы это осталось у вас в памяти. И надеюсь, вы всегда будете следовать золотому правилу Дейла Карнеги: «Поступай с друзьями так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой». А помогут вам в этом наши подарки. Небольшой сборник с подборкой стихов о человеке и песня в исполнении учителей. (Раздаются книжки со стихами, и под гитару исполняется песня «Я возьму этот большой мир…».)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: