Игры с пальчиками тема «Весна»
Пальчиковая гимнастика «Капель»
С крыши капает капель – пальцы левой руки стучат по ладошке правой
Это к нам пришел апрель – меняют руки (пальцы правой руки стучат по ладошке левой)
Солнце припекло сильней – «Солнышко» из ладошек И быстрей звенит капель – хлопают в ладоши.
Пальчиковая гимнастика «Ласточка»
Ласточка, милая ласточка — большой палец дважды касается пальцев другой руки
Где была и с чем пришла? — большой палец дважды касается пальцев другой руки
За морем бывала — соединяем в кольцо большой и указательный палец
Весну искала — соединяем в кольцо большой и средний палец Несу весну красну — соединяем в кольцо большой и безымянны палец, потом мизинец.
Пальчиковая гимнастика «Веснянка»
Солнышко, золотое донышко — пальчики по два раза касаются большого пальца
Гори ясно, чтобы не погасло — пальчики по два раза касаются большого пальца
Побежал в саду ручей — указательным и средним пальцами бегают по столу
Прилетели сто грачей — скрещивают кисти и изображают машущие крылья А сугробы тают — работают кистями, сжимая кулачки Цветочки подрастают — трясут пальцами над головой.
Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилела к нам вчера полосатая пчела — машут кистями рук
А за нею шмелек — загибают указательный палец
И быстрый мотылек — загибают средний палец
Два жука и стрекоза — загибают безымянный палец
Как фонарики глаза — делают очки из пальцев на глазах
Пожужжали, полетали — машут кистями рук
От усталости упали - прижимают руки к столу.
Пальчиковая гимнастика «Цвет весны»
На дворе стоит весна — одна рука кулачком, другая выпрямлена, меняем положение
|
После зимней стужи просыпается она — кулачек стучит в кулачек
Просыпается природа, даже лужи — делаем колечки из разных пальчиков
Не покроет лед за ночь — хлопают в ладоши Гонит солнце зиму прочь — хлопают в кулачки.
Пальчиковая гимнастика «Капают капели»
Вот уж две недели капают капели – плавно опускают руки сверху - вниз
Снег на солнце тает – руки ладонями вниз разводят в стороны
И ручьем стекает – обе руки ладонями вниз двигают вперед перед собой.
Динамические паузы (физ. минутки) тема «Весна»
«Весна»
«Кап-кап-кап» - капель звенит - хлопают в ладоши
Словно с нами говорит - хлопают ладонями по ногам
Плачут от тепла сосульки - собирают слезы в ладошку
И на крышах талый снег - гладят себя по голове
А у всех людей весною – кружатся вокруг себя
Это вызывает смех! - поворачиваются к соседу и улыбаются
«Дерево клен»
За окном сосулька тает — дети становятся кругом, четыре раза прыгают на носочках
Ветер тучи разрывает — поднимают руки над головой, наклоняются в стороны. Разжимает, разжимает клен кулаки — руки спереди, локти внизу, разжимают кулачки
Прислонился он к окошку — четыре раза прыгают, руки на поясе
И едва растанет снег — наклоняются
Мне зеленую ладошку — смотрят друг на друга, повернувшись Клен протянет раньше всех — жмут друг другу правые руки.
«Веснянка»
Солнышко, золотое донышко — «рисуют» вытянутыми руками круг над головой
Гори ясно, чтобы не погасло — руки в стороны, перебирают пальцами
Побежал в саду ручей — волнообразные движения руками
|
Прилетели сто грачей — отпуская руки, машут «крыльями»
А сугробы тают — приседают на корточки
Цветочки подрастают — Руки возле груди, ладони соединены, встают, раскрывают ладони.
«Гусеница»
Этот странный дом без окон — дети ложатся в круг на спину и вытягиваются
ровно.
У людей зовется коконом — руки прямо у корпуса, ноги должны быть внутри круга.
Сделав на ветке этот дом — переворачиваются на правый бок
Спит гусеница в нем — сложенный вместе руки под голову
Дремлет она всю зиму — поворачиваются на левый бок, руки под головой
Но зима прошла мимо — ложатся на спину, потянувшись как при пробуждении
Март, апрель, май, весна — тянут руки вверх сидя
Просыпайся ото сна — тянут руку как при потягивании стоя
Под солнышком гусеница не спит, она летит — бегут по кругу, руками машутлетят.
«Грядка»
Я давно жду весну — дети берутся за руки и ходят по кругу
И никак я не засну — идут в другую сторону
Мне участок в огороде — меняют направление
Нынче мамочка дала — идут в другую сторону
Я возьму свою лопатку — имитация копания
И пойду копать на грядку — дальше копают
Мягкой грядка быть должна — работают граблями
Это любят семена — сеют-засевают
Посажу на ней морковку — садят пальчиками круглую морковку
И редиску, а с боков — продолжают садить Будут кустики бобов — показывают кустики до пояса по бокам.
«Цветки»
Наши алые цветки - руки возле груди, ладони соединены
Распускают лепестки - раскрывают ладони
Ветерок чуть дышит – волнообразные движения руками
Лепестки колышет – волнообразные движения руками
|
Наши алые цветки - руки возле груди, ладони соединены
Закрывают лепестки - закрывают ладони
Тихо засыпают – присаживаются на корточки Головками качают – легкие покачивания головой вправо-влево.
"Капля"
Капля раз, капля два - пальцы собраны в щепотку
Очень медленно сперва - раскрываем пальцы медленно
А потом, а потом все бегом все бегом - руки вверх - вниз, пальчики бегут
Мы зонты свои откроем,
От дождя себя укроем - руки в стороны, вверх, пальцы сцепить над головой.
"Птички".
Птички в гнездышке сидят - приседают.
И на улицу глядят - повороты головы,
Погулять они хотят - кивают головой
И тихонечко летят - разлетаются, машут руками.
"Жук".
На лужайке по ромашкам - руки возле груди, ладони соединены
Жук летал в цветной рубашке - машут руками
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу - повороты в стороны Тихо по ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь – наклоны вниз
Дыхательная гимнастика тема «Весна»
«Весенний ветерок»: набрать побольше воздуха и длительно подуть, вытянув губы «трубочкой».
«Подуй на кораблик»: подуть на бумажный кораблик, стоящий на столе.
Речевые и дидактические игры тема «Весна»
«Диалог Зимы и весны»
Воспитатель: - «Говорит весна. Сестра уходить тебе пора! А Зима в ответ» Дети: - «Нет, нет, нет!»
Воспитатель: - «Говорит Весна тогда: с крыши капает вода?»
Дети: - «Да, да, да!»
Воспитатель: - «Тают горки во дворах?»
Дети: - «Ах, ах, ах!»
Воспитатель: - «А на речке треснул лед?» Дети: - «Ой, ой, ой!»
«Назови ласково» (можно использовать мяч) Цель: продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительно ласкательным значением.
Солнце – солнышко
Сосулька – сосулечка
Дождь – дождик
Птица – птичка
Дерево – деревце
Цветок – цветочек и т.д.
«Приметы весны» Цель: уточнить представления детей о приметах весны, активизировать словарь по теме.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.
Ход: Педагог предлагает детям картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, светит солнце, весенний лес, подснежники в лесу, таяние снега, прилет птиц и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только явления весны, называет их.
«Весенняя поляна»
Цель: Упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными. Ход: Воспитатель предлагает детям представить, что они находятся на весенней поляне, где все весеннее.
Воспитатель: Я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».
Например: «День»-весенний день, «Настроение» - весеннее настроение и т.д.
(солнце, сосулька, цветы, погода, лес, трава, небо, цветы, месяцы, гроза)
«Шкатулка с весенними сказками» Цель: Продолжать учить детей пользоваться предметами заместителями, как образами при составлении сказок.
Материал: шкатулка, 6-8 кружков разного цвета.
Ход: Игрок достает кружок из шкатулки, придумывает кто это или что это в сказке. После того, как игрок скажет 3-4 предложения, начинает второй игрок
(продолжает сказку). Когда сказка рассказана кружки собираются в шкатулку. «Скажи наоборот» Цель: активизировать в словаре детей прилагательные с противоположным значением.
Ход: большой - маленький, умный – глупый, светлый – темный, чистый – грязный, добрый – злой, холодный – горячий, солнечный – пасмурный, новый – старый, грустный – веселый и т. д.
«Подбери действие»
Цель: Продолжать активизировать в словаре детей глаголы.
Ход: Птицы весной что делают? (прилетают, готовятся к гнездованию и т. д.) Деревья весной. Звери весной …. Листья весной что делают? …. Снег весной ….
«Чьи листья»
Цель: Продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные
Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и определить лист какого дерева у него в руках (лист тополя – тополиный, березы, ивы, рябины, дуба, клен и т. д.)
«Что сначала, что потом»
Цель: развивать логическое мышление, активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки «Молодое деревце яблоня, с листьями, не цветущее», «Яблоня в цвету», «Яблоня с молодыми зелеными яблоками», «Красные яблоки в корзине».
Ход: Воспитатель: - «Ребята, внимательно посмотрите на картинки. А теперь выложите картинки по - порядку — что было сначала, а что потом».
Игра с прищепками «Тучки и солнышко» Оборудование: прищепки, веревка, рисунки тучек.
Ход: Дети развешивают тучки из бумаги (возможно нарисованные ими на кануне, или во время НОД) на веревке с помощью прищепок.
- Постучите пальчиками по столу, как будто капельки дождевые падают на землю. Вот пошел сильный дождь и наши капельки стучат сильно и быстро. Вот дождик стал слабеть, стучим тихо, редко. Вот упала последняя капелька, стукните пальчиком один раз. Вот и солнышко выглянуло. Давайте сделаем нашему солнышку лучики из прищепок.
- Подул легкий ветерок, подуйте тихонько. Вот ветерок подул сильнее, подуйте сильно. Ветер разогнал тучи, снимайте их с веревочки.
«Рассматривание иллюстраций на тему «Весна»
Цель: Продолжать расширять представления детей о весне, ее признаках и явлениях, продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя используя распространенные предложения.
Работа со стихами
«Чтение отрывка из стихотворения «Весна» Е. Баратынского и обсуждение прочитанного (беседа)»
Цель: Помочь детям почувствовать красоту природы в стихотворении, активизировать речь детей.
Ход:
Воспитатель: Ребята, я прочитаю вам отрывок из стихотворения «Весна» Е.
Баратынского, а вы внимательно послушайте.
«Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурею живой Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!»
Воспитатель читает стихотворение.
Воспитатель: Ребята. Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
Дети: Светлое, доброе, весеннее, радостное, яркое.
Воспитатель: О чем в нем говориться?
Дети: О весне, солнце, облаках.
Воспитатель: Послушайте стихотворение еще раз и обратите внимание на «интересные» и незнакомые вам слова, которыми поэт описывает весну. Воспитатель еще раз читает стихотворение, акцентируя голосом «необычные» слова (небосклон, лазурею, очи).
Воспитатель: Как вы понимаете выражение «как ясен небосклон!».
(Небо чистое, светлое, светит солнышко).
Воспитатель: А выражение «Своей лазурею живой слепит мне очи он!». (Цвет неба становиться ярче, насыщеннее, как будто, смешиваются цвета: синий и салатовый, про такое небо говорят лазурное). Воспитатель: Кто скажет, что обозначает слово «очи»?
(Глаза).
Воспитатель: Правильно, но точнее «красивые глаза». Ведь в стихотворении описывается красота весенней природы.
Воспитатель: Молодцы ребята, я надеюсь, вы запомнили новые слова и их значение, давайте еще раз повторим все вместе.
Дети хором повторяют новые слова (небосклон, лазурь, очи).
Воспитатель: Какими словами поэт говорит о весне?
Дети: Восторженными, восхищенными, нежными, ласковыми, красивыми. Воспитатель: Правильно, а теперь, может еще кто-то захочет сказать о весенних приметах красивое выражение? Дети по желанию отвечают.
«Чтение стихотворений о весне и обсуждение прочитанного (беседа)»
Цель. Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.
Ход
Воспитатель напоминает детям, что по земле шагает звонкий весенний месяц апрель: "Замечательный месяц! Природа оживает, просыпается.
Помните, мы учили стихотворение Ивана Белоусова "Осень" о зеленом цветущем садике, который опустошили холода и злые ветры. Мы обещали садику, что все изменит весна. Как тебя утешить, Что тебе сказать? Жди – весна вернется, Зацветешь опять!
И вот весна вернулась, и вас пора познакомить с весенними стихами".
Воспитатель читает 3–4 стихотворения (Ф. Тютчев "Зима недаром злится…", А.
Плещеев "Весна", И. Белоусов "Весенняя гостья", А. Барто "Апрель" (см.
Приложение), С. Есенин "Черемуха").
Педагог выясняет у детей, кому какое стихотворение особенно понравилось. Затем повторяет стихотворение, которое понравилось большинству ребят.
Стихи о весне
Цель: Помочь детям почувствовать красоту природы в стихотворении.
*** (Ф.Тютчев)
Зима недаром злится
Прошла её пора -
Весна в окно стучится И гонит со двора.
И всё засуетилось, Всё гонит зиму вон.
И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима ещё хлопочет И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит!
Взбесилась ведьма злая
И снегу, захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало,
Умылася в снегу.
И лишь румяней стала Наперекор врагу.
«Весна» (А. Плещеев)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят.
«Весна!»- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.
Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех Природы любит обновленье!
«Салют весне» (З. Александрова)
Ударил гром двенадцать раз И замер в стороне.
Природа отдала приказ Салютовать весне.
Приказ черёмухе цвести, Крапиве быть не злой. Дождю дорожки подмести Серебряной метлой.
Чтоб каждый кустик был певуч
Всем птицам звонче петь, А солнцу выйти из-за туч И веселее греть.
«Весна» (И. Токмакова) К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами. Чёрные проталины На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.
*** (Алферов)
Отшумели все метели, И морозы не трещат. С крыш закапали капели, И сосульки в ряд висят. Веселее и теплее Стали мартовские дни. В нашем садике в аллеях Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится Настоящая весна!
«Весна» Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга, Капли падают, звеня.
Солнце землю нагревая, Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая И ручьями слёзы льёт.
Беседы, составление рассказов о весне