Цель: актуализация знаний о весне, активизация и пополнение словаря. Воспитатель: ребята, скажите, какое сей час время года.
весна Воспитатель: Молодцы ребята, а кто из вас знает загадки о весне?
(дети загадывают загадки 1-2)
В. - Конечно всё это бывает весной. Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном времени года – весне. Какие приметы весны вы знаете?
(Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, закапали сосульки с крыш домов, дни стали длиннее, снег потемнел, стал рыхлым, появились проталины).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете почему тает снег, лёд, бегут ручьи?
(Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать).
Воспитатель: Скажите, какие изменения происходят весной в жизни животных?
(Весной медведи просыпаются после зимней спячки, у них появляется потомство, птички прилетают из тёплых стран, они начинают вить гнёзда и выводить птенцов).
Воспитатель: Ребята, а что весной происходит с растениями?
(Начинают набухать почки, появляются из под снега первые цветы – подснежники).
Воспитатель: Дети, как по другому можно назвать первые цветы?
(Первоцветы).
Воспитатель: Давайте все вместе проговорим это слово пер-во-цве-ты.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая весна в марте ранняя или поздняя?
(Весна в марте ранняя).
Воспитатель: А как можно определить по деревьям, птицам, земле, что весна ранняя
(На земле еще лежит тёмный снег, но появились первые проталины, лужи, ручьи, скоро появятся подснежники).
Воспитатель: Что происходит с деревьями?
(Деревья ещё стоят голые, они прозрачные сквозь них видно небо, но скоро начнут набухать почки).
Воспитатель: Расскажите, что происходит с птицами
(Птицы громко чирикают, купаются в лужах воробьи, радуются солнышку). Воспитатель: Молодцы вы все правильно сказали, спасибо за ваши рассказы.
|
Составление рассказа по картине И. Левитана «Весна. Март».
ЦЕЛИ: познакомить с картиной; развивать воображение с помощью приема «вхождение в картину»; подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для определения состояния погоды на картине.
ХОД
На стенд выставляется репродукция картины и предлагается детям для рассматривания. В это время воспитатель читает отрывок из стихотворения Е.
Баратынского:
Весна, весна!
Как воздух чист!
Как ясен небосклон! Своей лазурию живой, Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака!
— Вы уже знакомы с автором этой картины, он написал картину «Осень. Слободка». Кто этот художник?
— Всмотритесь в картину, какие краски, какие тона преобладают в ней? Почему, как вы думаете? Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?
— Что художник изобразил на картине? О чем он хотел нам рассказать?
— Какое настроение, какие чувства вызывает у вас эта картина?
— Какими словами можно сказать о снеге на картине, о небе, о деревьях, о солнце, о дне на улице, о погоде, о настроении природы, о настроении картины?
— Дайте свое название картине.
Воспитатель предлагает детям по желанию попробовать «войти в картину и осмотреться», затем рассказать всем, что они в картине увидели. Путешествие в
картину можно совершить с 3—4 детьми. Во время рассказывания воспитатель отмечает в речи детей сложные синтаксические конструкции и побуждает к применению простых и односложных.
|
«Расскажи красиво о весне» Цель: активизировать речь детей.
Ход: Воспитатель: весна, уже вступила в свои права и гонит злую, холодную зиму прочь со двора. Ребята, давайте вспомним, как пробуждается природа в самом начале весны. Что происходит с деревьями, со снегом, с погодой? Как рассказать об этом красиво?
Дети: Снег тает, деревья снимают снежные наряды, погода становится все теплее и теплее.
Воспитатель: А может кто-нибудь из вас знает стихи про весну, прочтите нам их, пожалуйста.
Если дети затрудняются с ответами, воспитатель помогает им.
«Знакомство с поговорками»
Цель: Продолжать учить детей понимать образное значение пословиц и поговорок.
Матушка весна – всем красна. В апреле земля преет. Февраль богат снегом, апрель водой. Весна и осень – на дню погод восемь.
Составить рассказ о весне По следующему плану:
- Когда наступает весна?
- Назови весенние месяцы.
- Приметы ранней весны в природе.
- Какие стихи о весне ты знаешь?
- Приметы поздней весны. Труд человека в весенний период.
Подвижные и развлекательные игры
По теме «Весна»
Старинная народная игра "ЗАРЯ - ЗАРНИЦА"
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые - За водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
|
Игра "МЕТАНИЕ ВАЛЕНКА"
Суть игры заключена в названии. Мол, прощай, валенок!
Метание на дальность, точность, близость падения второго валенка от первого. Подходит и для большого зала, но лучше, конечно, для улицы.
Игра "СОЛНЫШКО"
По считалке выбирают водящего – "Солнышко". Остальные дети встают в круг.
"Солнышко" стоит посредине круга, все поют:
Гори, солнце, ярче!
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!
Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к "Солнцу", оно говорит "ГОРЯЧО!" и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры.
Игра "ЗАЙМИ ДОМИК"
Готовы для птиц дома, Готовы дома-терема!
Летите, веселые птицы, Скорей занимайте дома!
Дети разбиваются на пары, берутся за руки — это домики. Группа детей — "птицы", их больше, чем "домиков". "Птицы" летают, по сигналу ведущего занимают «домики». Кому не хватило домика, те выбывают из игры, а потом меняются с детьми"домиками".
Ритмическая игра "ВЕСНЯНКА"
(вариант физкультминутки с ходьбой, бегом и т.д. по тексту)
Солнышко, солнышко (Поочерёдно выбрасываем руки вверх)
Золотое донышко! (Покачиваем туловище со сцепленными над головой руками)
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло! (2 раза прыжки на двух ногах)
Побежал в саду ручей, (Бег на месте)
Прилетело сто грачей, (Взмахи руками, как крыльями)
И сугробы тают, тают, (Медленно приседаем)
И цветочки вырастают! (Ладошки разводим в стороны в форме цветка)
Загадки о весне
Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой Взмахнёт, В лесу подснежник Расцветёт. (Весна) Была белая да седая, Пришла зелёная, молодая. (Зима и весна) Тает снежок, Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (Весна) Я раскрываю почки, В зелёные листочки. Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня... (Весна) Солнце печёт, Липа цветёт. Рожь поспевает, Когда это бывает? (Весной) Прилетела пава, Села на лаву, Распустила перья Для всякого зелья. (Весна) Снег чернеет на полянке, С каждым днем теплей погода. Время класть в кладовку санки. Это, что за время года. (Весна) | Рыхлый снег На солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, К нам пришла... (Весна) Шагает красавица, Легко земли касается, Идёт на поле, на реку, И по снежку, и по цветку. (Весна) Зазвенели ручьи, Прилетели грачи. В улей пчела Первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Весной) Солнце печёт, Липа цветёт. Рожь поспевает, Когда это бывает? (Весной) У занесённых снегом кочек, Под белой шапкой снеговой Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник) Первым вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. (Подснежник) В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка. (Ручеек) |
Зеленоглаза, весела, Девица- красавица. Нам в подарок принесла, То что всем понравится: Зелень - листьям, Нам - тепло, Волшебство - Чтоб все цвело. Вслед ей прилетели птицы - Песни петь все мастерицы. Догадались, кто она? Эта девица -... (Весна) В тёплых солнечных сапожках, С огонёчком на застёжках, По снегам бежит мальчишка - Снег пугает, шалунишка: Только ступит - стаял снег, Раскололся лёд у рек. Охватил его азарт. А мальчишка этот -... (Март) Яростно река ревёт И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришёл? (Апрель) Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель - В гости к нам пришёл... (Апрель) В ночь - мороз, С утра - капель, Значит, на дворе... (Апрель) Будит лес, поля и горы, Все полянки и сады. Он во все стучится норы, Напевает у воды. "Просыпайтесь!Просыпайтесь! Пойте, смейтесь, улыбайтесь!" Далеко слышна свирель. Это будит всех... (Апрель) Зеленеет даль полей, Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчёлы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? (Май) Сад примерил белый цвет, Соловей поет сонет, В зелень наш оделся край - Нас теплом встречает... (Май) В лапотках бежит малыш, Ты шаги его услышь. Он бежит, и всё цветёт, Он смеётся - всё поёт. Спрятал счастье в лепестках У сирени на кустах. "Ландыш мой, благоухай!" - Повелел весёлый... (Май) Шорохом неслышным Лепестков Жемчуг белоснежный Распустился, Свежим нежным крохотным Цветком Из-под снега К солнцу устремился. (Подснежник) | Не пешеход, а идёт. Мокнут люди у ворот. Ловит дворник его в кадку. Очень трудная загадка? (Дождь) Белые горошки На зелёной ножке. (Ландыш) Жёлтые, пушистые Шарики душистые. Их укроет от мороза В своих веточках... (Мимоза) Он - Цветочный принц-поэт, В шляпу жёлтую одет. Про весну сонет на бис Прочитает нам... (Нарцисс) Их в Голландии найдёте, Там везде они в почёте. Словно яркие стаканы, В скверах там цветут... (Тюльпаны) Все знакомы с нами: Яркие, как пламя, Мы однофамильцы С мелкими гвоздями. Полюбуйтесь дикими Алыми... (Гвоздиками) Дует тёплый южный ветер, Солнышко всё ярче светит. Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (Март) Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад - Заглянул к нам месяц... (Март) Новоселье у скворца Он ликует без конца. Чтоб у нас жил пересмешник, Смастерили мы... (Скворечник) Здесь на ветке чей-то дом Ни дверей в нем, ни окон, Но птенцам там жить тепло. Дом такой зовут... (Гнездо) На зелёной хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик) В самый разгар Весенней поры Капает сок С белоснежной коры. (Береза) Длинный тонкий стебелёк, Сверху - алый огонёк. Не растенье, а маяк - Это ярко-красный... (Мак) Солнце жжёт мою макушку, Хочет сделать погремушку. (Мак) Стоит в саду кудряшка - Белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка) |