Оздоровительное плавание




Плавание относится к числу наиболее эффективных средств оздоровления. Оно показано без ограничения практически всем здоровым людям любого возраста.

 

В отличие от программ с использованием других циклических упражнений, где индивидуализация нагрузок достигается с учетом уровня физического состояния или физической подготовленности, в оздоровительном плавании необходимо знать уровень плавательной подготовленности.

Определение плавательной подготовленности проводится в стандартном плавательном бассейне. При этом фиксируется:

- способ (способы) передвижения на воде;

- общая длина дистанции;

- общее время безостановочной дистанции;

- средняя скорость плавания.

где V - средняя скорость плавания, м/мин; S - длина дистанции, м; t - время преодоления дистанции, мин).

Выделяют следующие способы плавания:

спортивные - кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй;

самобытные - брасс на боку, кроль на боку, кроль без выноса рук;

составные - состоящие из различных сочетаний одного или двух элементов спортивного плавания.

Затем полученные данные сопоставляют с данными таблицы 1, где представлена шкала оценки уровня плавательной подготовленности.

Параметры нагрузок в оздоровительном плавании можно определять либо с ориентацией на интенсивность нагрузок по величине физиологической реакции (по Комаровой Л.Г.), либо на конкретные соотношения скорости и длины дистанции.

 

Таблица 28.

Оценка уровней плавательной подготовленности (по Комаровой Л.Г.)

 

Уровни плавательной подготовленности Способы реализации плавательной подготовленности Скорость, м/мин
мужчины женщины
Высокий Кроль на груди с полной координацией движений 45-55 40-55
Кроль на спине с полной координацией движений 42-50 -
Брасс с полной координацией движений 42-45 35-45
Выше среднего Кроль на груди без выдохов в воду 35-40 30-35
Кроль на спине с движениями ногами брассом 30-32 30-32
Брасс без выдоха в воду 35-40 33-40
Средний Кроль на груди с движениями ногами брассом без выдоха в воду 30-32 -
Кроль на спине с движениями одними ногами 28-30 25-28
Брасс без выдоха в воду с хлестным движением обеих ног 27-30 25-30
Ниже среднего Кроль на груди без выноса рук 20-25 -
Кроль на боку с гребковыми движениями одной рукой 22-25 20-25
Плавание на боку с хлестным движением обеих ног и поддерживающими движениями рук 27-30 23-28
Низкий Кроль на груди с движениями одними ногами и поддерживающими движениями руками >20 >15
Плавание на боку с хлестным движением обеих ног >22 >17

 

Согласно рекомендациям Комаровой Л. Г., выделяют 3 вида интенсивности плавательной нагрузки: низкую, среднюю и высокую (табл. 29).

 

 

Таблица 29.

Шкала оценки интенсивности нагрузок в плавании

 

Интенсивность нагрузки Показатели 20-29 лет
Низкая ЧСС уд/мин менее 120
АД мм. рт. ст. без изменения или снижение
Средняя ЧСС уд/мин 120-130
АД мм. рт. ст. повышение не более 20 мм рт. ст.
Высокая ЧСС уд/мин более 130
АД мм. рт. ст. повышение свыше 20 мм рт. ст.

 

Примечание: У людей с повышенным исходным АД (свыше 140/95 мм рт.ст.) возможна реакция понижения АД при нагрузках низкой и средней интенсивности. У людей с пониженным АД (ниже 100/60 мм рт. ст.) возможна реакция повышения АД при нагрузках низкой и средней интенсивности.

У лиц с низким и ниже среднего уровнями плавательной подготовленности используют нагрузки низкой интенсивности, со средним уровнем - средней интенсивности, с выше среднего и высоким - средней и высокой интенсивности.

При низком и ниже среднего уровне плавательной подготовленности значительную часть времени занятий отводят обучению технике плавания, упражнениям в воде. При среднем, выше среднего и высоком уровнях плавательной подготовки до 75% времени занятия отводится на плавательные нагрузки средней и высокой интенсивности (в зависимости от уровня плавательной подготовленности и уровня физического состояния).

 

Исходя из представленных авторских апробированных оздоровительных программ, можно составить для себя наиболее соответствующую систему занятий, освоение которой не составит особых осложнений для самостоятельного изучения и выполнения.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агаджанян, Н. А, Учение о здоровье и проблемы адаптации. / Н. А. Агаджанян, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. - 204 с.

2. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л. А. Попова. - Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000.- 248 с.

3. Апанасенко, Г.Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко // Теория и практика физической культуры. -1988. -№4. -С. 29-31.

4. Баевский, Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р.М. Баевский. - М.: Медицина, 1979. - 156 с.

5. Белов, В.И. Жизнь без лекарств / В.И. Белов. - М., 1995. - Т.1. - 320 с.

6. Виру, А. А. Физиологические основы оздоровительного эффекта физической тренировки / А.А. Виру // Теория и практика физической культуры. -1984. №9. - С. 16-19.

7. Доскин, В.А. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник \ В.А. Доскин [и др.]; под. ред. Н.М. Мураенко.- М. Медицина, 1997. - 288 с.

12. Иващенко, Л. Я. Программирование занятий оздоровительным фитнесом / Л. Я. Иващенко, А. Л. Благий, Ю. А. Усачев. – К.: Наук. світ, 2008. – 198 с.

9. Купер, К. Новая аэробика / К. Купер -. М.: ФиС, 1976. - 125 с.

10. Мильнер, Е.Г. Формула жизни / Е.Г. Мильнер -. М.: ФиС, 1991 - 134 с..

13. Муртазин, Ш.Н. Моделирование интегративной технологии мониторинга психофизического здоровья студентов: автореф. канд. дис. … пед.наук. / Ш.Н. Муртазин; Набережные Челны, 2008 – 24 с.

14. Пирогова, Е.А. Совершенствование физического состояния человека / Е.А. Пирогова. - Киев, 1989. - 168 с.

15. Сайт Лаборатории физической культуры и практической психологии [Электронный ресурс]. М., 2002. - Режим доступа: https://www.self-master-lab.ru/index.php, свободный. – Загл. с экрана.

16. Сайт обзора статей о здоровом образе жизни [Электронный ресурс]. М., 2001. -Режим доступа: https://fiz-kultura.info, свободный. – Загл. с экрана

 


Вопросы для самоподготовки:

 

1. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность.

2. Основные мотивы занятий физическими упражнениями.

3. Формы самостоятельных занятий.

4. Содержание самостоятельных занятий.

5. Планирование объема и интенсивности физических упражнений, учет нагрузки при использовании различных физических упражнений.

6. Учет интенсивности физических упражнений при проведении самостоятельных занятиях.

7. Частота занятий в неделю, интервалы отдыха при самостоятельных занятиях физическими упражнениями на примере какой-либо формы самостоятельных занятий.

8. Построение циклов в оздоровительный тренировке.

9. Основные принципы оздоровительной тренировки.

10. Три основные системы энергетического обеспечения мышечной работы, ПАНО, МПК.

11. Энерготраты при физической нагрузке разной интенсивности.

12. Участие в спортивных соревнованиях в процессе самостоятельных занятий.

13. Гигиена при проведении самостоятельных занятий (место занятий, одежда, обувь, профилактика травматизма).

14. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: