Плавание относится к числу наиболее эффективных средств оздоровления. Оно показано без ограничения практически всем здоровым людям любого возраста.
В отличие от программ с использованием других циклических упражнений, где индивидуализация нагрузок достигается с учетом уровня физического состояния или физической подготовленности, в оздоровительном плавании необходимо знать уровень плавательной подготовленности.
Определение плавательной подготовленности проводится в стандартном плавательном бассейне. При этом фиксируется:
- способ (способы) передвижения на воде;
- общая длина дистанции;
- общее время безостановочной дистанции;
- средняя скорость плавания.
где V - средняя скорость плавания, м/мин; S - длина дистанции, м; t - время преодоления дистанции, мин).
Выделяют следующие способы плавания:
спортивные - кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй;
самобытные - брасс на боку, кроль на боку, кроль без выноса рук;
составные - состоящие из различных сочетаний одного или двух элементов спортивного плавания.
Затем полученные данные сопоставляют с данными таблицы 1, где представлена шкала оценки уровня плавательной подготовленности.
Параметры нагрузок в оздоровительном плавании можно определять либо с ориентацией на интенсивность нагрузок по величине физиологической реакции (по Комаровой Л.Г.), либо на конкретные соотношения скорости и длины дистанции.
Таблица 28.
Оценка уровней плавательной подготовленности (по Комаровой Л.Г.)
Уровни плавательной подготовленности | Способы реализации плавательной подготовленности | Скорость, м/мин | |
мужчины | женщины | ||
Высокий | Кроль на груди с полной координацией движений | 45-55 | 40-55 |
Кроль на спине с полной координацией движений | 42-50 | - | |
Брасс с полной координацией движений | 42-45 | 35-45 | |
Выше среднего | Кроль на груди без выдохов в воду | 35-40 | 30-35 |
Кроль на спине с движениями ногами брассом | 30-32 | 30-32 | |
Брасс без выдоха в воду | 35-40 | 33-40 | |
Средний | Кроль на груди с движениями ногами брассом без выдоха в воду | 30-32 | - |
Кроль на спине с движениями одними ногами | 28-30 | 25-28 | |
Брасс без выдоха в воду с хлестным движением обеих ног | 27-30 | 25-30 | |
Ниже среднего | Кроль на груди без выноса рук | 20-25 | - |
Кроль на боку с гребковыми движениями одной рукой | 22-25 | 20-25 | |
Плавание на боку с хлестным движением обеих ног и поддерживающими движениями рук | 27-30 | 23-28 | |
Низкий | Кроль на груди с движениями одними ногами и поддерживающими движениями руками | >20 | >15 |
Плавание на боку с хлестным движением обеих ног | >22 | >17 |
|
Согласно рекомендациям Комаровой Л. Г., выделяют 3 вида интенсивности плавательной нагрузки: низкую, среднюю и высокую (табл. 29).
Таблица 29.
Шкала оценки интенсивности нагрузок в плавании
Интенсивность нагрузки | Показатели | 20-29 лет |
Низкая | ЧСС уд/мин | менее 120 |
АД мм. рт. ст. | без изменения или снижение | |
Средняя | ЧСС уд/мин | 120-130 |
АД мм. рт. ст. | повышение не более 20 мм рт. ст. | |
Высокая | ЧСС уд/мин | более 130 |
АД мм. рт. ст. | повышение свыше 20 мм рт. ст. |
Примечание: У людей с повышенным исходным АД (свыше 140/95 мм рт.ст.) возможна реакция понижения АД при нагрузках низкой и средней интенсивности. У людей с пониженным АД (ниже 100/60 мм рт. ст.) возможна реакция повышения АД при нагрузках низкой и средней интенсивности.
|
У лиц с низким и ниже среднего уровнями плавательной подготовленности используют нагрузки низкой интенсивности, со средним уровнем - средней интенсивности, с выше среднего и высоким - средней и высокой интенсивности.
При низком и ниже среднего уровне плавательной подготовленности значительную часть времени занятий отводят обучению технике плавания, упражнениям в воде. При среднем, выше среднего и высоком уровнях плавательной подготовки до 75% времени занятия отводится на плавательные нагрузки средней и высокой интенсивности (в зависимости от уровня плавательной подготовленности и уровня физического состояния).
Исходя из представленных авторских апробированных оздоровительных программ, можно составить для себя наиболее соответствующую систему занятий, освоение которой не составит особых осложнений для самостоятельного изучения и выполнения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агаджанян, Н. А, Учение о здоровье и проблемы адаптации. / Н. А. Агаджанян, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. - 204 с.
2. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л. А. Попова. - Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000.- 248 с.
3. Апанасенко, Г.Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко // Теория и практика физической культуры. -1988. -№4. -С. 29-31.
4. Баевский, Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р.М. Баевский. - М.: Медицина, 1979. - 156 с.
5. Белов, В.И. Жизнь без лекарств / В.И. Белов. - М., 1995. - Т.1. - 320 с.
|
6. Виру, А. А. Физиологические основы оздоровительного эффекта физической тренировки / А.А. Виру // Теория и практика физической культуры. -1984. №9. - С. 16-19.
7. Доскин, В.А. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник \ В.А. Доскин [и др.]; под. ред. Н.М. Мураенко.- М. Медицина, 1997. - 288 с.
12. Иващенко, Л. Я. Программирование занятий оздоровительным фитнесом / Л. Я. Иващенко, А. Л. Благий, Ю. А. Усачев. – К.: Наук. світ, 2008. – 198 с.
9. Купер, К. Новая аэробика / К. Купер -. М.: ФиС, 1976. - 125 с.
10. Мильнер, Е.Г. Формула жизни / Е.Г. Мильнер -. М.: ФиС, 1991 - 134 с..
13. Муртазин, Ш.Н. Моделирование интегративной технологии мониторинга психофизического здоровья студентов: автореф. канд. дис. … пед.наук. / Ш.Н. Муртазин; Набережные Челны, 2008 – 24 с.
14. Пирогова, Е.А. Совершенствование физического состояния человека / Е.А. Пирогова. - Киев, 1989. - 168 с.
15. Сайт Лаборатории физической культуры и практической психологии [Электронный ресурс]. М., 2002. - Режим доступа: https://www.self-master-lab.ru/index.php, свободный. – Загл. с экрана.
16. Сайт обзора статей о здоровом образе жизни [Электронный ресурс]. М., 2001. -Режим доступа: https://fiz-kultura.info, свободный. – Загл. с экрана
Вопросы для самоподготовки:
1. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность.
2. Основные мотивы занятий физическими упражнениями.
3. Формы самостоятельных занятий.
4. Содержание самостоятельных занятий.
5. Планирование объема и интенсивности физических упражнений, учет нагрузки при использовании различных физических упражнений.
6. Учет интенсивности физических упражнений при проведении самостоятельных занятиях.
7. Частота занятий в неделю, интервалы отдыха при самостоятельных занятиях физическими упражнениями на примере какой-либо формы самостоятельных занятий.
8. Построение циклов в оздоровительный тренировке.
9. Основные принципы оздоровительной тренировки.
10. Три основные системы энергетического обеспечения мышечной работы, ПАНО, МПК.
11. Энерготраты при физической нагрузке разной интенсивности.
12. Участие в спортивных соревнованиях в процессе самостоятельных занятий.
13. Гигиена при проведении самостоятельных занятий (место занятий, одежда, обувь, профилактика травматизма).
14. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.