Музыкальные произведения




Автор музыки

Витезслав Новак (чеш. Vítězslav Novák, имя при рождении Виктор; 5 декабря 1870, Каменице над Липой — 18 июля 1949,Скутеч) — чешский композитор, пианист и музыкальный педагог.

Биография

Виктор Новак родился в семье врача. Отец музыканта пел в хоре, мать играла на пианино. После смерти отца семья переехала вЙиндржихув-Градец, где молодой Новак окончил гимназию, впервые выступал перед публикой как пианист, сочинил первые песни и фортепианные пьесы. В 1889 году поступил на юридический факультет Пражского университета и одновременно в Пражскую консерваторию, где его главным наставником по композиции был Антонин Дворжак; как пианист Новак учился у Йозефа Йиранека, среди других его педагогов были также Карел Штекер (контрапункт) и Карел Книтль (гармония). В этот период Новак изменил своё имя на славянское Витезслав. Оставив университет, чтобы сосредоточиться на занятиях музыкой, Новак получил консерваторский диплом в 1893 году. По рекомендации Иоганнеса Брамса в берлинском издательстве Зимрока начали публиковаться сочинения Новака. С 1896 года Новак интенсивно занимался собиранием чешского музыкального фольклора.

В 1901—1917 годах неформальный круг музыкантов и других творческих личностей, собиравшихся в доме Новака и получивший название «Подскальской филармонии» (чеш. Podskalská filharmonie), стал одним из главных центров формирования чешского модернизма. В этот круг входили, в частности, Йозеф Сук и Вацлав Талих. В то же время в 1909—1920 гг. Новак преподавал в Пражской консерватории, где среди его учеников были Ярослав Кржичка, Вацлав Добиаш, Отакар Йеремиаш, Карел Болеслав Йирак, Алоис Габа, Илья Гурник и многие другие чешские музыканты; у Новака также учился видный украинский композитор Николай Колесса.

В межвоенный период Новак стал одним из руководителей Пражской консерватории, в 1919—1922 и 1927—1928 годах занимал пост ректора, был председателем музыкального отделения Чешской академии наук и искусства. Во время немецкой оккупации Чехословакии участвовал в организации концертов, в которых исполнялась чешская национальная музыка. В послевоенные годы написал пространные мемуары «О себе и других» (чеш. O sobě a jiných).

Композиции Новака можно отнести к неоромантизму. В них просматривается влияние Дворжака, Брамса и Грига, а с точки зрения некоторых исследователей, такжеКлода Дебюсси и Рихарда Штрауса.

Произведения

§ Оркестры: увертюра Мариша к драме братьев Мрштиков (1899)

§ Оперы: Lucerna, Zvíkovský rarášek, Karlštejn, Dědův odkaz

§ Балет: Signorina Gioventu (1926—1928), Nikotina (1929)

§ Фортепиано: вариации на тему Шумана (1893), Za soumraku (1896), Písně zimních nocí (1903), Exotikon (1911), Sonáta Eroica (1900), Pan (1910)

§ Песни: Jarní nálady (1900), Melancholie (1901), Údolí nového království (1903), Melancholické písně o lásce (1906), Erotikon (1912), Síla a vzdor (1916—1917), Domov (1941), Jihočeské motivy (1947)

 

Перевод

Серге́й Васи́льевич Боло́тин (1912, Киев ― 1994, Санкт-Петербург) ― российский советский трубач, композитор, музыковед и музыкальный педагог. Солист оркестров Кировского и Большого театров, а также симфонического оркестра Московской филармонии; автор уникального в российском музыковедении сочинения: «Биографического словаря музыкантов ― исполнителей на духовых инструментах».

Биография

Сергей Болотин начал заниматься в 1924 году в полковой музыкальной команде. С 1929 до 1931 года он играл в военном духовом оркестре, одновременно учась в Московском музыкальном техникуме им. братьев Рубинштейн Михаила Адамова. В 1931—34 годах он продолжил обучение в Московской консерватории, где он сначала также занимался у Адамова, а затем после его ухода из консерватории в 1932 году у Сергея Ерёмина. Одновременно с учёбой консерватории в 1931-33 годах Болотин работал солистом оркестра Большого театра. С 1933 по 1936 год он был солистом симфонического оркестра Московской филармонии.

В 1936 году Сергей Болотин переехал в Ленинград, где до 1960 года работал солистом оркестра Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Периодически он выступал также в составесимфонического оркестра Ленинградской филармонии в качестве приглашённого музыканта. В 1954 году Болотин, так и не завершивший в Москве своё высшее образование, окончил Ленинградскую консерваторию по классу Михаила Ветрова.

С 1961 года Сергей Болотин, прекратив работу в Кировском театре, посвятил себя педагогической деятельности и стал старшим преподавателем Ленинградской музыкальной школы-интерната № 38. Также к этому периоду относится большинство его композиторских работ. Многие его сочинения создавались в качестве учебного и концертного репертуара для молодых музыкантов. Помимо более 150 музыкальных произведения, Болотин является автором методической работы для педагогов музыкальных школ «Методика преподавания игры на трубе».

Одной из важнейших работ Сергея Болотина является его «Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах». Этот словарь стал справочником, не имеющим аналогов в музыковедческой литературе. Первое издание этой книги было издано в 1969 году. Над вторым изданием Болотин работал над ним до конца своей жизни. Однако оно вышло из печати уже после смерти музыканта в 1994 году.

Награды

§ Дипломант Всесоюзного конкурса музыкантов ― исполнителей на духовых инструментах (1941)

§ Почётный член Международной гильдии трубачей (1983)

Сочинения

Музыкальные произведения

Более 150 сочинений, в т. ч.:

§ Концерт для трубы с оркестром

§ Романтический этюд для трубы и фортепиано

§ «Тарас Бульба» ― фантазия для трубы и фортепиано

§ Элегия для трубы и фортепиано

Книги

§ Методика преподавания игры на трубе (1980)

§ Биографический словарь музыкантов ― исполнителей на духовых инструментах (1969 - 1е изд.; 1995 - 2е изд.)

ТАТЬЯНА СИКОРСКАЯ (1901-1984)
1 декабря 1901 г. (по нов. стилю) в Елабужском уезде в п. Сюгинский, основанном елабужским купцом Федором Черновым, родилась Татьяна Сергеевна Сикорская — поэтесса и одна из известнейших советских переводчиков. Справедливости ради стоит отметить, что в биографических сведениях о Сикорской отмечают, что родилась она в г. Можга Вятской губернии. В популярном в свое время фильме «В людях» о Максиме Горьком (1938 г.) режиссера Марка Донского (1901–1981) звучит песня «Город на Каме» на стихи Сикорской (есть версия, что Сикорская выступила соавтором Горького).
За плечами у Сикорской литературный факультет Московского университета: его она окончила в 1930 г., а печататься стала с 1919 г. Песни на слова Сикорской звучали в анимационно-игровой сатирической комедии «Новый Гулливер» (1935), снятой мастером сказочного жанра Александром Птушко (1900–1973). В 1937 г. в контексте военных событий в Испании была популярна ее песня «Враг не пройдет», ставшая гимном Народного фронта Испании (Н. Ф. — политический союз, объединяющий коммунистов, выступающий против фашизма и войны, а также в защиту экономических интересов трудящихся). Популярных песен на стихи Сикорской в довоенном Советском Союзе было много, но практически все они в силу своей идеологической составляющей были забыты (или по указанию свыше запрещены к исполнению) после смерти Сталина. Примечательно, что изданная в 1954 г. книга «Песни простых людей» (тираж 20 тыс. экз.) — сборник стихов в переводах Сикорской и Болотина — изымалась из библиотек и магазинов за частое упоминание имени Сталина. Творчеству Сикорской в этой книге весьма высокую оценку дал автор гимнов нашей страны Сергей Михалков (1913–1959).
В 1980 г. набиравшая тогда обороты Алла Пугачева включила в свой третий студийный альбом «Поднимись над суетой» композицию американского певца и музыканта Вуди Гатри (1912–1967) «Что не сможет сделать атом» в переводе Т. Сикорской. В 2002 г. в 16-й альбом А. Пугачевой («Речной трамвайчик») войдет песня «Голубка» в переводе Сикорской. О «Голубке» стоит сказать особо: музыку к этой кубинской народной песне написал испанский композитор Себастьян Ирадье (1809–1865), а русский текст песни уже в 1950-е годы написали Самуил Болотин и Татьяна Сикорская. «Голубку» на стихи этого творческого семейного дуэта в 1952 г. впервые исполнила Клавдия Шульженко (1906–1984). Впрочем, эти песни — результат переводческой деятельности Сикорской: с процессом стихотворчества Татьяна Сергеевна в послевоенные годы «завязала».
Газета «Сталинский путь» 5 декабря 1941 г. в заметке «Хроника культуры» сообщает о группе писателей и поэтов, эвакуированных в Елабугу: «Группа писателей полна творческих замыслов и желания работать. Темы и жанры этих работ чрезвычайно разнообразны и в большинстве продолжают творческую линию каждого писателя в недавнем прошлом».
Среди прочих имен упоминается и «драматург Т. С. Сикорская», которая «работает над киносценарием «Талка» о жене командира Красного Флота». Сообщает газета и том, что «в ближайшее время в Елабуге открывается литературный театр, организованный группой писателей. В планах театра — создание и постановка коротких пьес и интермедий на современные и злободневные темы. В работе находятся лирическая комедия С. Болотина и Т. Сикорской «Тулупчик», одноактная сценка тех же авторов «Чужой дом» <…> Репетиционная работа и первые спектакли литературного театра будут происходить в помещении Пионерского клуба. Венгерский композитор Имре Кальман (1882–1953) написал в расцвете своей славы оперетту «Фиалка Монмартра»: ее премьера в 1931 г. в Париже прошла с невероятным успехом. В России оперетта была впервые поставлена в 1954 г. и благодаря либретто — литературному тексту музыкально-драматического произведения, над которым работала Сикорская, — стала невероятно популярной. По мотивам этой оперетты в 1975 г. режиссер Владимир Гориккер (1925 г. р.) снял музыкальный фильм «Под крышами Монмартра», и успехом своим лента во многом обязана Сикорской. Ей же обязана невероятной популярностью грузинская народная песня «Сулико»…

Перейдем к музыкально-теоретическому анализу произведения:

Произведение "Гусары" написано для однородного мужского хора. По форме представляет собой хоровую миниатюру, состоящую из 2х частей.

Несколько слов о тональном плане произведения:

Основной тональностью является a moll. Имеется ряд отклонений: в C dur и в d moll.

Гармонический язык произведения достаточно прост, но в то же время красив и интересен. Преобладают аккорды тонической и доминантовой группы, но так же встречаются субдоминантовые аккорды и аккорды других ступеней, в том числе, септаккорды и их обращения. Для примера разберем первую фразу "Вдоль дубов старых в раннюю пору". Данная фраза состоит из следующих аккордов: тоническое трезвучие, второй ступени секундаккорд, субдоминантовый квартсекстаккорд, четвертой ступени секундаккорд, доминантовое трезвучие.

Так же для подтверждения своих вышеуказанных доводов считаю нужным детально разобрать основные каденции:

Начнем с фразы "Саблю ты не снимешь, не уйдешь ты с ними, Янко, милый мой, Янко, милый мой!". В начале фразы изложение - одноголосное, далее движение терциями, мы же более детально рассмотрим каденционный момент: каденция начинается с бифункционального аккорда (для основной тональности произведения a moll - он является терцквартаккордом второй ступени, а для дальнейшего отклонения в C dur, к которому и приводит данная каденция - он является терцквартаккордом седьмой ступени), но так как он применим к каденции, которая ведет в C dur, мы будем рассматривать его, как терцквартаккорд седьмой ступени. За ним следует тонический секстаккорд к C dur, далее доминантовый терцквартаккорд, который разрешается в тоническое трезвучие C dur. Далее следует еще одна каденция, которая ведет в a moll. Начинается она с субдоминантового трезвучия к a moll, далее следует доминантовое трезвучие, которое разрешается в тоническое трезвучие a moll.

Так же имеет смысл рассмотреть отклонение в d moll, которое происходит в первом такте последней фразы произведения, но начинается оно с последнего такта предыдущей фразы:

Отклонение происходит за счет уменьшенного вводного септаккорда седьмой ступени к d moll, затем следует разрешение в тоническое трезвучие d moll, но оно является бифункциональным, представляя собой так же субдоминантовое трезвучие к a moll,так как одновременно служит началом для следующей каденции, которая ведет нас в основную тональность произведения - a moll, рассмотрим эту каденцию более детально: субдоминантовое трезвучие к a moll, доминантовое трезвучие, тоника(октава ля малой - ля первой).

Склад письма - гомофонно-гармонический.

Приступим к вокально-хоровому анализу партитуры произведения:

Диапазон всего хора составляет около трех октав (октава + большая терцдецима) - он ноты до большой октавы до ноты ля первой октавы.

Диапазон партий:

вторые басы - от ноты до большой октавы до ноты си малой октавы, или же от ноты ми большой октавы до ноты си малой октавы

первые басы - от ноты ми малой октавы до ноты си малой октавы

вторые тенора - от ноты ми малой октавы до ноты фа первой октавы

первые тенора - от ноты ми малой октавы до ноты ля первой октавы (в случае пропевания верхней ля в последнем такте) или же до ноты соль первой октавы.

Тесситура:

вторые басы - низкая

первые басы - средняя

вторые тенора - высокая

первые тенора - высокая

Характер звуковедения - legato, характер голосоведения - плавный.

Исполнительские трудности:

Интонационные:

скачки на октаву в партии вторых басов, например, в третьем такте. Скачки на кварту вниз у партии первых басов, так же, к примеру, в третьем такте. Скачки на квинту вниз в партии 1ых и 2ых теноров, например, в 4ом такте. Скачек на малую нону в партии вторых басов в конце 14ого, начале 15ого тактов (слова "милый мой"), на малую септиму вниз в партии вторых басов в конце 16, начале 17 тактов (слова "Янко, милый"), так же определенные сложности могут вызвать хроматические звуки в партиях вторых и первых басов в четвертом такте, считая от конца произведения (слова "в бой!"). Так же высокая тесситура в конце второй части может вызвать затруднения у партий 1ых и 2ых теноров (я бы рекомендовал сохранять высокую позиционность, при этом усиливая опору на дыхание, сохраняя грудное резонирование. Но все же большую долю звука должно составлять головное, так как ноты соль и ля первой октавы являются нотами выше переходных нот у теноров)

Ритмические:

Часто встречаются синкопы (например, в 1ом такте).

Дикционные:

Часто встречаются сонорные и шипящие согласные. Например: старых, гусарским, уйдешь

Тембровые:

Важно показать тембром контраст 1ой и 2ой частей:если в 1ой части произведение исполняется от имени девушки, то во второй лирическим героем является мужественный Янко, следовательно, это должно быть отображено не только динамически, но и тембрально.

Динамические:

Главная динамическая трудность данного произведения - это показать контраст 1ой и 2ой частей произведения. Как уже говорилось выше, важно создать контраст двух образов.

 

Таким образом, данное произведение является хоровой миниатюрой, написанной для однородного мужского хора, исполняется в умеренном темпе, не очень сложное в исполнительском плане, имеет простую, но разнообразную гармонию, требует плавного характера звуковедения, написано для малого или среднего хора. Может быть исполнено как самодеятельным хором, так и хором с более высоким уровнем профессиональной подготовки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: