Основными процессами нервной деятельности является возбуждение и торможение.
На кору больших полушарий головного мозга одновременно действуют много разных раздражителей, однако на значительное количество раздражителей организм не реагирует, поскольку возбуждение, вызванное ими, тормозиться.
Торможение происходит одновременно с возбуждением. Благодаря торможению целой цепи участков коры возбуждение направляется и сосредотачивается в определенном участке коры.
При определенных условиях возбуждение и торможение расширяются, иррадиируют по коре больших полушарий, вызывая возбуждение или торможение других участков коры, или снова сосредотачиваются в пункте своего возникновения.
Благодаря иррадиации условный рефлекс может проявляться и на сходный раздражитель, например, если зажечь вместо лампочки, фонарик. Иррадиация возбуждения в сознании вызывают различные ассоциации-образы, мысли, чувства, которые или усиливают, или тормозят выполняемую деятельность.
В случае концентрации возбуждения в определенном участке коры другие ее участки тормозятся.
Расширение или сосредоточение возбуждения и торможения осуществляется в соответствии с законом иррадиации и концентрации нервных процессов.
Возбуждение и торможение взаимодействуют. Возбуждение в определенных участках коры больших полушарий головного мозга вызывает торможение в других и наоборот: торможение в одних участках коры вызывают возбуждение в других. Такое явление происходит согласно закона взаимной индукции возбуждения и торможения.
Различают индукцию положительную и отрицательную.
При положительной индукции торможение в определенном участке коры вызывает возбуждение в других ее участках.
|
При отрицательной индукции возбуждение в каком-либо участке коры вызывает торможение в тех ее участках, которые были до этого активными.
Торможение нервых процессов бывает безусловным, или внешним, и условным или внутренним.
Внешнее торможение возникает вследствие действия достаточно сильного постороннего раздражителя. Образованный условный рефлекс, например выделение собакой слюны на зажигание электрической лампочки, прекращается, если начнет действовать сильный звук.
Внешнее торможение является проявлением действия отрицательной индукции. Оно проявляется еще и в виде запредельного торможения, которое возникает тогда, когда сила возбуждения превышает возможности нервной клетки. В этом случае сила раздражителя не только вызывает усиление реакции, а наоборот, реакция ослабевает или совсем тормозиться. Тормозные процессы, которые возникают в клетке из-за ее перенапряжения, охраняют ее от разрушения.
Внутреннее торможение также обусловлено внешними условиями. Одним из проявлений условного или внутреннего торможения является ослабление временных нервных связей. Оно возникает тогда, когда условный раздражитель (например, свет), на который вырабатывается условный рефлекс, время от времени не подкрепляется безусловным раздражителем (например, едой). Созданная связь в этом случае затормаживается, и рефлекс угасает. Если условный раздражитель снова подкрепить безусловным, то заторможенная временная связь легко восстанавливается, и условный раздражитель снова вызывает условный рефлекс. Торможение временных нервных связей лежит в основе забывания.
|
Важным проявлением внутреннего торможения является дифференциация раздражителей и реакций. Если из условных раздражителей, на которые вырабатывался условный рефлекс, подкреплять безусловным раздражителем только некоторые, то условный рефлекс возникает на те условные раздражители, которые подкрепляются безусловным. А возбуждение от других раздражителей, которые не подкрепляются, тормозятся, и условный рефлекс на них не проявляется. Так, если сформирован условный рефлекс на звук, но подкрепляется звук только определенной высоты или интенсивности, то и условный рефлекс далее будет возникать только на звук той высоты или интенсивности, которая подкреплялась. Происходит дифференциация раздражителей. Исследованиями установлено, что собака, например, может дифференцировать звуковые раздражители с точностью до 1/8 тона. Дифференцированное раздражение способствует различению оправданных жизнью раздражителей от неоправданных. Это ярко проявляется в учебно-воспитательной деятельности.
Наряду с замыкательной функцией большие полушария головного мозга выполняют также аналитико-синтетические.
Взаимодействуя со средой организм отвечает не на все раздражители, которые достигают мозга, а только на те, которые служат удовлетворению ее потребностям.
Различая раздражители, мозг на одни из них отвечает, а на другие не отвечает. Так анализируются предметы внешнего мира. Одновременно с анализом большие полушария головного мозга осуществляют синтез, сущность которого заключается в замыкании нервных связей. Образуют целые цепи и системы временных связей. Процессы, которые в психологии называют ассоциациями, являются не чем иным как образованием временных связей, т.е. актами синтеза. Познавательные процессы, мышление – это сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга.