Художественные детские образы Гюго-романтика




Друзья враги

    К О З Е Т Т А  
     
     
     

 

 

ПОРТРЕТ Касым
Внешняя характеристика        
Речевая характеристика        
Поведенческая характеристика        

 

Друзья враги

    К А С Ы М  
     
     
     

Сочинение-рассуждение на тему «Сиротская доля» ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

       
   
 
 

 

 


 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       
   
Викто́р Мари́ Гюго́ (фр. Victor Marie Hugo, 1802 - 1885) — французский писатель (поэт, прозаик и драматург), одна из главных фигур французского романтизма. Член Французской академии.  
Виктор Гюго
Victor Hugo
Имя при рождении Виктор Мари Гюго
Дата рождения 26 февраля 1802[1][2][…]
Место рождения Безансон, Первая французская республика
Дата смерти 22 мая 1885[1][2][…] (83 года)
Место смерти Париж, Третья французская республика
Гражданство (подданство) · Франция[4]
Род деятельности политик, драматург, романист, рисовальщик, либреттист, эссеист, мемуарист, писатель, иллюстратор, писатель-путешественник, поэт
Язык произведений французский[3]
Награды Конкур женераль[d]
Подпись
Произведения в Викитеке
Файлы на Викискладе
Цитаты в Викицитатнике

 

 
 

 


 

       
   
 

 


Анализ произведения:

1. Простой вопрос: 2. Уточняющий вопрос
   
   
   
   
   
3. Интерпритационный вопрос 4. Оценочный вопрос
   
   
   
   
   
5. Творческий вопрос 6. Практический вопрос
   
   
   
   
   

Художественные детские образы Гюго-романтика

Писатель широкого творческого диапазона и огромного общественного темперамента, страстный гуманист и поборник справедливости, Гюго разоблачал бесчеловечные законы буржуазного государства, клеймил монархическую и клерикальную реакцию. «Трибун и поэт, он гремел над миром подобно урагану, возбуждая к жизни все, что есть прекрасного в душе человека»,— писал о Гюго М. Горький.

Художественное своеобразие Гюго-романтика связано самым непосредственным образом с его отвлеченно этическими представлениями и утопическими социальными идеалами. Понимая исторический прогресс как извечную борьбу доброго и злого начал в мире, писатель верил во всемогущество совести и полагал, что одной силы убеждения будет достаточно, чтобы призвать власть имущих к милосердию. Каждый персонаж, при всей его необычности, предстает как олицетворение одного из двух борющихся начал. Отсюда пристрастие Гюго к ярким тонам и резким, контрастным противопоставлениям. При этом физическое безобразие часто оказывается только оболочкой, таящей удивительную душевную щедрость и совершенную нравственность (Квазимодо, Гуинплен), и, наоборот, внешнее благообразие и красота нередко прикрывают холодный эгоизм, низменные животные инстинкты (Феб, Джозиана и др.).

Гюго выдвигает в центр повествования борющуюся титаническую личность. Нормандский рыбак Жильят вступает в единоборство с океаном, утверждая своим героизмом непреоборимую силу разума и созидательного труда («Труженики моря»); Гуинплен, сын опального лорда, выросший среди обездоленных людей и изведавший всю глубину человеческих страданий, предъявляет в парламентской речи грозные обвинения английской знати («Человек, который смеется»); Жан Вальжан, посвятивший себя после девятнадцатилетней каторги служению добру и справедливости, бросает вызов буржуазному закону («Отверженные»).

Отстаивая свои философско-этические принципы, Гюго рисовал широкие исторические и социальные полотна и с огромной силой негодования обличал в каждом произведении общественное зло и его подлинных носителей — бездушных аристократов, церковников-изуверов, своекорыстных богачей, жестоких блюстителей «порядка». Во всех случаях писатель решительно противопоставляет человека из народной среды враждебному эксплуататорскому обществу. У сменяющихся поколений подростков пользуются неизменным успехом исторические романы Гюго, дающие живое представление о средневековом Париже, Англии конца XVII—начала XVIII века и Франции эпохи Великой революции. Знакомство с Гюго начинается уже с младшего возраста. Выходят отдельными книжками «Гаврош» и «Козетта» — отрывки из «Отверженных», превращенные в законченные короткие повести.

Социальную тему романа «Отверженные» определяют, по словам автора, «три основные проблемы нашего века — принижение мужчины вследствие принадлежности его к классу пролетариата, падение женщины вследствие голода, увядание ребенка вследствие мрака невежества». Первую из этих проблем иллюстрирует трагическая судьба Жана Вальжана, вторую — история бедной работницы и третью — жалкая участь сироты Козетты и бесприютного мальчугана Гавроша. Положение ребенка в семье и обществе, эксплуатация детского труда, безнадзорность и бродяжничество подростков — социальный вопрос, занимающий большое место не только в стихах и романах, но и в публицистике великого романтика. Он справедливо считал, что «по размеру покровительства, которым окружены два слабых существа — женщина и ребенок, можно измерить степень цивилизации вообще». «Каждый человек,— писал Гюго,— рождается добрым, чистым, справедливым и честным. Если он изуродован и ужасен, то потому, что его бросили в такую форму, из которой он вышел преступным и страшным» («Высшее милосердие»), Следовательно, формирование человека и его будущие возможности зависят от того, в какие условия он поставлен с детства.

Рассказ о Козетте переносит читателей во французскую провинцию, в мрачную харчевню Тенардье, где словно «муха в услужении у пауков» бьется измученная девочка. Поскольку история Жана Вальжана остается за рамками повествования — он даже не назван по имени,— чудесное спасение ребенка таинственным незнакомцем напоминает волшебную сказку, а сама Козетта походит на Золушку. Резкий переход от мрака к свету, из бездны отчаяния, в которую была ввергнута Козетта, к неожиданному счастью как нельзя лучше характеризует поэтику Гюго и в то же время усиливает сказочный колорит повести, отсутствующий в контексте романа, но в данном случае вполне уместный. Добрый старик, освобождающий маленькую служанку от власти жадного трактирщика и его злой жены, не только восстанавливает попранную справедливость, но и становится как бы ее олицетворением. Обличительный пафос «Отверженных» чувствуется и в этом небольшом отрывке.

Совершенно иным колоритом проникнута повесть «Гаврош», скомпонованная из последующих эпизодов романа. Здесь нет никакой сказочности, каждая деталь дышит суровой жизненной правдой. Гаврош — один из самых впечатляющих детских образов в мировой литературе — изображен как типичный парижский гамен (бездомный ребенок). «Он постоянно был в движении: бродил, распевая песенки, по улицам, рылся в сточных канавах, воровал понемножку, но легко и весело, как воруют кошки или воробушки, смеялся, когда его называли шалопаем, и сердился, когда его обзывали бродягой. У него не было ни крова, ни хлеба, некому было пригреть и приласкать его, но он не тужил».

Прослеживая историю Гавроша, Гюго выступает не только как большой художник, но и как социолог, возлагающий ответственность на общество за то, что оно обрекает детей бедняков на бродяжничество и голод. И финал повести логически вполне обоснован. Неунывающий гамен, с детства научившийся ненавидеть сытых и самодовольных буржуа, оказывается среди участников баррикадных боев во время парижского восстания 1832 года. Сцена героической гибели Гавроша, с задорной песенкой собирающего патроны под пулями гвардейцев, исполнена настоящей революционной патетики.

Образы Козетты и Гавроша зажили своей самостоятельной жизнью независимо от романа «Отверженные», отрывки из которого использовались для детского чтения и в дореволюционной России, между тем как его полный текст упорно запрещался цензурой. (Роман выходил на русском языке с купюрами.) Кроме истории Козетты (рассказ о ней печатался под названием «Сирота в неволе»), известна была еще книжка «Праведный старец» — о встрече каторжника Жана Вальжана с епископом Мериэлем. Трогательная история обращения закоренелого преступника на путь христианского милосердия, к тому же еще соответствующим образом препарированная, превращалась в воскресную проповедь.

Что касается истории Гавроша, то она была извлечена из романа в виде связной повести и получила широкое распространение на многих языках народов, Из имеющихся обработок лучшая — Н. Касаткиной [в дополненном варианте]. Все романы Гюго, не исключая «Отверженных», выпущены в сокращенных переводах для детей среднего и старшего возраста.

 

Гавро́ш Тенардье́ (фр. Gavroche Thénardier) — персонаж романа «Отверженные» Виктора Гюго (1862); жизнерадостный, дерзкий на язык и в то же время смекалистый, пронырливый и одновременно храбрый и отзывчивый парижский бездомный сорванец, сражавшийся на баррикадах и погибший в ходе событий парижских беспорядков в июне 1832 года.

Его родителями были супруги Тенардье, поселившиеся в Париже в лачуге по адресу Горбо, 50-52 под фамилией Жондрет. Нелюбимый родителями мальчишка жил больше на улице, убежищем ему служила скульптура слона (точнее, полномасштабный макет задуманной скульптуры) на площади Бастилии.

В доме родителей Гаврош знакомится с Мариусом Понмерси — молодым революционером, сознательно отказавшимся от состояния и положения буржуа и решившим жить самостоятельно. Мариус знакомит его с другими сторонниками генерала Ламарка, помогая которым, Гаврош и гибнет от пули 6 июня 1832 года на одной из забаррикадированных улиц Парижа.

Гаврош сыграл огромную роль в ходе подготовки восстания и его осуществлении, он долгое время следил за людьми в городе, доставлял Мариусу и его друзьям важные сведения. Именно он помог восставшим распознать личность инспектора Жавера, тайком проникшего на баррикады. Тем самым он спас восставших от скорейшей смерти, но они всё равно погибли на следующий день. Гаврош погиб первым, и его смертью олицетворяется крах восстания, несбывшиеся надежды народа на свободу и благополучие.

У Гавроша было несколько прозвищ, одно из которых — Гаме́н (ближайшее по смыслу русское слово — «сорванец»).

Гамен (Гаврош) — олицетворение Парижа, а Париж — олицетворение всего мира.

Виктор Гюго «Отверженные»

 

Гаврош — парижский мальчик-бродяга. Сын вороватого и жестокого трактирщика Тенардье, впоследствии ставшего настоящим уголовником, он с детства находится на дне общества. Родители выгнали его из дома, и Г. живет на улице, перебиваясь случайными заработками и мелким воровством. Во время республиканского восстания 1832 г. он присоединяется к революционерам, вместе с ними сражается против правительственных войск и погибает во время смелой вылазки, собирая под обстрелом патроны у убитых солдат, лежащих перед баррикадой. Г. — персонаж почти внесюжетный: соприкасаясь с главными героями романа, он не принимает сознательного участия в их взаимоотношениях; лишь однажды, в разгар восстания, он доставляет письмо от Мариуса Понмерси к Козетте, второпях вручив его Жану Вальжану, — эта ошибка окончательно открыла глаза Вальжану на любовь Козетты, привела его на баррикаду, где сражается Мариус, и в конечном счете спасла жизнь молодому человеку и обеспечила его счастье. Подобно главному герою Жану Вальжану, Г. на свой лад воплощает лучшие черты «отверженных» людей народа: независимость, нравственную чистоту, самоотверженность и милосердие. Близко общаясь с ворами и бандитами, он не участвует (в отличие, скажем, от своих сестер) в их налетах, зато охотно содействует побегу арестанта из тюрьмы; при виде кошелька с деньгами, опрометчиво врученного преступнику, он исправляет несправедливость — выкрадывает кошелек и подбрасывает его бедняку, более достойному помощи. Встретив на улице двух бездомных детей, он, даже не узнав в них своих маленьких братьев, немедленно начинает опекать их как взрослый.

Главные герои- сам Гаврош, Козетте, Тенарьдье, Морису. Гаврош — парижский мальчик-бродяга. Сын вороватого и жестокого трактирщика Тенардье, впоследствии ставшего настоящим уголовником, он с детства находится на дне общества Козетта-сначала маленькая и очень пугливая девочка, много работающая, несправедливо наказанная почти постоянно, недокормленный ребенок, сильно исхудавший и болезненный на вид, испуганный и в грязных лохмотьях старой одежды. Это была бедная малютка, которой не было еще и шести лет, когда зимним утром, дрожа в дырявых обносках, с полными слез глазами, она подметала улицу, еле удерживая огромную метлу в маленьких посиневших ручонках. Ее прозвали "Жаворонком". Она вставала раньше всех в доме и все время работала. На вид она была похожа на маленькую старушку. Одно веко у нее почернело от тумака, которым наградила ее Тенардье. Ее били, унижали, упрекали и ненавидели все в доме, где она жила.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: