Практическое задание № 6
По дисциплине: «Практика петербургских художников-прикладников второй половины ХХ – начала ХХI вв.»
Выполнила:
студентка 1 курса группы ИГН М -1
Егорова В.А.
Приняла:
ст. преп., к. иск.
Сталинская Е.П.
Санкт-Петербург, 2020
Александр Евгеньевич Задорин
(1941-2006)
Александр Задорин вошёл в историю искусства Санкт-Петербурга как яркая художественная индивидуальность и мастер глубокого многогранного таланта.
Художник декоративно-прикладного искусства, график, живописец. Заслуженный художник РФ с 1998 г.
Родился в 1941 г. в Кемерово, там его семья находилась в эвакуации. В 1944 г. вернулся с родителями в Ленинград.
1954-1960 учился в Средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина АХ СССР.
1965-1969 учился в ЛВХПУ им. Мухиной на кафедре керамики и стекла у профессоров: Владимира Маркова, Владимира Васильковского и Валентина Козенюка.
1973 – стал членом Союза художников СССР.
С 1974 постоянный участник отечественных и зарубежных выставок, и симпозиумов по ДПИ.
1977-1986 участвовал в выставках группы художников-керамистов «Одна композиция» в «Голубой гостиной» ЛОСХа.
Член объединения «Санкт-Петербургская Академия современного искусства (СПАСИ).
Персональные выставки: 1988, 1989, 1995, 1999, 2003, 2004, 2005, 2006 – СПб.
Его произведения хранятся в коллекциях:
§ Государственной Третьяковской галерее,
§ Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства,
§ Государственном историко-архитектурном, художест-венном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно»,
§ Государственном музее керамики «Усадьба Кусково XVIII века»,
|
§ Нижнетагильском музее изобразительных искусств,
§ Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля,
§ В частных собраниях в России и за рубежом,
§ Музей международной керамики (Кечкемет, Венгрия),
§ Музей декоративного искусства (Пиза, Италия),
§ Художественной Галереи, г. Саусэмптон (Англия).
Александр Задорин посвятил свою жизнь искусству, которое было единственной цель и предметом обожания на долгие годы жизни. Будто он сам был частичкой этого мира кисти, пера, карандаша, керамики и фарфора.
В советское время он учил себя и окружающих друзей-художников быть свободными. Друзья и коллеги даже прозвали его «наш Пикассо». В 70-е он выбрал Пабло в собеседники, и если взять их «союз» как пример, то можно долго рассуждать о диалоге культур, длящемся не одно десятилетие. Самое удивительное, что Александр никогда не подражал Пикассо, он всю исключительно черпал вдохновение, проникаясь его личностью, жизнью, искусством. Он сотворил себе кумира с абсолютной верой в собственные силы, и стал неповторимым явлением в истории ленинградского-петербургского искусства.
В рисунке Александр оттачивал художественное кредо, раскрыв в линии своё виртуозное владение формой. Именно графика стала своеобразной экспериментальной платформой для художника. Все найденное в графике он использовал в живописи, керамических пластах, фигурах.
Познав суть эстетического, лирического и философского в его работах, можно увидеть образ художника, прошедшего путь от жизнерадостного, восторженного фантазёра, играющего со штрихом, с цветовым пятном к вдумчивому седовласому философу, способному так ограничить и соединить форму и пространство, что печаль становится трагедией, а избранный стиль приводит, к духовному очищению.
|
Его владение тушью и акварелью поистине виртуозно. И при этом такая стихия энергии, впечатлений, такое ощущение временного пространства.
Задорин создавал свой театр формы. В своем творчестве он был властным, жестким, эгоистичным. Он включал в творческий процесс такие ценные качества, как воля, интеллект, воображение, интуиция и на свет рождалось уникальное произведение.
«Произведение не должно пахнуть потом», говорил Александр. И в его произведениях легкость, виртуозность, артистизм - подкупают. Фантазия Задорина – бесконечна, но все его произведения объединяет то, что художник не желает держаться одной стилистической нормы.
Творческий дар Александра наиболее ярко проявился в керамике. Работы, выполненные в этом материале, демонстрируют невероятный размах фантазии и художественной страсти художника. Он не боялся трансформаций и смело превращал керамические вазы и сосуды в портреты, натюрморты и даже пейзажи, а из отдельных элементов компоновал масштабные жанровые скульптуры и инсталляции. Именно в этих скульптурных композициях наиболее полно и ярко проявилось стремление мастера к театральной зрелищности.
В 1976 году Задорин вместе со своими коллегами организовал группу художников-керамистов «Одна композиция». В течение 10 лет группа ежегодно устраивала показ одной, главной работы года. Художники стремились доказать право на новый пластический язык, свойственный только керамике. В эти годы у Александра появился ряд монументальных работ: «Летарь», «Всадник», «Автопортрет», «Человек и конь», «Сидящая», «Отдых», «Семья» и др. Эти работы тяготеют к скульптуре, но основаны на технологических приемах керамического языка (гончарных формах, формах пласта) и включают элементы деревянных конструкций — стульев, дверей и т. д. Они принесли Задорину известность не только в России, но и в других странах.
|
С 1990 Александр Задорин участвовал в международных симпозиумах и выставках, проводил мастер-классы в университетах США, Финляндии, Израиля, Франции, Литвы, Венгрии. Благодаря помощи фарфорового завода им. Ломоносова в Санкт-Петербурге художник создал большую серию пластических композиций из фигур, сделанных в бисквите.
Главные черты творческого темперамента Задорина – мощнейшая жизненная сила, созидательная энергия и внутренняя свобода, позволяющие ему воплощать свои идеи и образы в разных материалах. Художник легко переходил от одного вида искусства к другому – от скульптуры и декоративно-прикладного искусства к живописи и графике – и везде достигал успеха, сохраняя свой узнаваемый авторский почерк.
Особое место в творчестве Задорина занимала «любовь». Она многогранна, всеобъемлюща в интерпретации художника, в ней много юмора, задора. Через неё автор постигал мир глубже и ярче. Персонажи античных мифов и герои библейских историй столь же современны, как и образы людей сегодняшнего дня – сидящих в баре, играющих джаз, катающихся на велосипедах. Их жизнь разворачивается перед нами здесь и сейчас. Эта потрясающая способность разглядеть в истории и современности схожие ситуации, характерные для всех эпох взаимоотношения людей ставит Задорина в один ряд с великими мастерами прошлого. Он относился к редко встречающемуся во все времена типу универсального, разностороннего художника, наследие которого и по сей день дарит зрителям чувство безграничной внутренней свободы и радости от общения с искусством.
На мой взгляд творчество Александра Евгеньевича не может не очаровывать своей многогранностью. И дело не в тысячах образов и цветовых контрастов. Его манера писать о серьезном очень простым языком кисти впечатляет и заставляет о многом задуматься. Он «русский Пикассо» без малейшего преувеличения.
Его герои застыли в моменте вместе со своим создателем. Я вижу музыкальные предметы, которые на мгновение остановили свою мелодию, чтобы стать образом в картине. Люди, занимающиеся своими делами, становили взгляд на художнике, которые подсматривает за ними и делает легкие, непринужденные эскизы. Как будто каждый предмет его творчества позирует, чтобы остаться в истории многогранного мира искусства.
К моему большому сожалению, поколение художников Александра Задорина постепенно будет покидать нас, и очень важно, как можно больше сохранить памятных слов о них, чтобы следующие поколения знали о талантливых творцах такого не далекого прошлого.