Лекции
Лекция 18 Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
Цель - способствовать всестороннему, гармоническому развитию и подготовке детей к жизни, в первую очередь, к приобретению профессии и успешному включению в трудовую деятельность.
В теории и практике физическом культуры детей всё многообразие задач приведено в стройную систему. Её основу составляют общие задачи, рассчитанные на решение во всех формах направленного использования средств физической культуры. К общим задачам относятся:
1. Содействовать нормальному формированию, гармоническому развитию растущего организма; укрепить здоровье, повысить сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды; повысить общую работоспособность;
2. Обучать основам техники движений; формировать и совершенствовать необходимые в разнообразной двигательной деятельности знания, умения и навыки, обучить сознательному, творческому применению их в изменяющихся условиях двигательной практики; формировать культуру двигательных действий, воспитывать стремление к обеспечению их целесообразности, экономичности, практической эффективности и эстетической выразительности;
3. Совершенствовать двигательные и связанные с двигательной деятельностью, интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества; приучить детей к рациональной организации физических усилий, разумному использованию сил в соответствии с задачами и конкретными условиями соответствующей деятельности;
4. Воспитывать потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и использовании других средств физической культуры; обучить элементарным организаторским и методическим знаниям и умениям, обеспечивающим самостоятельное использование средств физической культуры в личной жизни и при руководстве занятиями других лиц; приобщить к доступной спортивной деятельности и обеспечить постепенное повышение спортивных достижений;
|
5. Воспитывать высокие нравственные качества, приучить к организованности, дисциплинированности, ответственности за свои действия и поступки; воспитывать любознательность, трудолюбие, активность и самостоятельность в ученье и труде, творческую инициативность; формировать эстетические потребности и взгляды, воспитывать эстетические чувства.
Видоизменяясь в формулировках, перечисленные общие задачи представлены в программах, других официальных документах, а также в методических пособиях по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, коллективов физической культуры, ДЮСШ и др. Однако они являются лишь самыми общими ориентирами для практической работы, так как недостаточно определяют её конкретное содержание. Ими не раскрывается специфика основных направлений физического воспитания (общеподготовительного, профессионально-прикладного, спортивно-тренировочного) и не определяются составные элементы каждой общей задачи. Например, остается неизвестным, на какие органы необходимо оказывать влияние в целях гармонического развития растущего организма; какие конкретно знания, умения и навыки необходимо формировать или совершенствовать в определённом возрасте, учебной группе; какие специфические проявления тех или других двигательных качеств развивать и т.п. Остаются совершенно невыясненными частные методические задачи текущей учебно-воспитательной работы по успешному подведению учащихся к требуемому знанию, умению (или их совершенствованию) и др. Поэтому общие задачи требуют конкретизация применительно к отдельных учебным заведениям, возрастным группам учащихся, формам использования физической культуры, этапам обучения и воспитания и даже непредвидимым ситуациям, возникающим в условиях реального учебно-воспитательного процесса.
|
План
1. Значение занятий физической культуры для детей школьного возраста.
2. Цель, задачи и направленность физического воспитания детей школьного возраста.
3. Формы занятия физической культурой в школе.
4. Содержание предмета «Физическая культура» в школе.
5. Задачи и особенности физического воспитания в младшем, среднем и старшем школьном возрасте.
Литература:
1. ТМФВ/ под ред. Т.Ю. Круцевич. – Т. 2. – Киев: Олимпийская литература. – 2003. – С. 77 – 111.
К школьному возрасту относятся дети от 6 – 7 лет до 17 – 18 лет. Он определяется на три этапа:
- младший – 1 – 4 классы;
- средний – 5 – 9 классы;
- старший – 10 – 11 классы.
Во время обучения в школе предусмотрен обязательный курс физического воспитания, который осуществляется в соответствии государственной программе.
1. Значение занятий физической культуры для детей школьного возраста.
Занятия физической культурой позволяют:
- создать фундамент гармоничного физического развития, развитие личности в целом;
|
- укреплению здоровья;
- повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам;
- улучшение физического развития школьников;
- физическое образование и воспитание;
- подготовленность к успешному овладению производственно-трудовыми навыками;
- подготовленность к успешному овладению воинскими и другими специальными двигательными действиями;
- поддержание физической и умственной работоспособности с целью повышения успеваемости в школе, а также выполнения любой общественно-полезной деятельности;
- рационально организовать людей;
- повысить нравственную, интеллектуальную, эстетическую и трудовую культуру подросткового поколения;
- повысить двигательную активность;
- формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки;
- всестороннее развитие двигательных качеств;
- расширить двигательную базу.
Цель, задачи и направленность физического воспитания детей школьного возраста.
Цель и направленность физической культуры в школе – укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и работоспособности, формирование духовного и физически развивающегося человека.
Основные задачи физического воспитания школьников.
См. значение занятий физической культурой для детей школьного возраста (вопрос 1), но все глаголы «переделать» деепричастиями.
Урок физической культуры в школе – основная форма физического воспитания школьников.
Факторы, определяющие специфику уроков физической культуры в школе:
1. направленность и конкретные задачи.
2. возрастные особенности и возможности школьников.
3. многочисленность и неоднородность классов.
4. место занятий, оборудование, инвентарь (материально-техническая база школы).
5. продолжительность урока (45 минут).
6. место урока в расписании учебных занятий.
Уроки проводятся два три раза в неделю в соответствии с расписанием учебных занятий. Содержание уроков определяется программой по физическому воспитанию в школе. На каждом уроке должны решаться образование, оздоровление и восприятие задач. Уроки физической культуры призваны решать основные задачи физического воспитания учащихся в школе (см. вопрос 2).
Требование к уроку физической культуры в школе:
1. Учет мотивов и заинтересованность школьников к занятию физическими упражнениями.
2. Тесная связь урока с предыдущими и последующими уроками.
3. Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке, использование приемов самоконтроля и самообладания.
4. Применение широкого разнообразия форм, средств, методических приемов и методов обучения.
5. Достижение оптимальной двигательной активности на каждом уроке.
6. Обеспечение рациональных условий проведения урока (материально-техническое обеспечение, соблюдение гигиенических требований, техники безопасности на уроке, морально-этических норм).