Цель, задачи и направленность физического воспитания детей школьного возраста.




Лекции

Лекция 18 Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста

Цель - способствовать всестороннему, гармоническому развитию и подготовке детей к жизни, в первую очередь, к приобретению профессии и успешному включе­нию в трудовую деятельность.

В теории и практике физическом культуры детей всё многообразие задач приве­дено в стройную систему. Её основу составляют общие задачи, рассчитанные на решение во всех формах направленного использования средств физической куль­туры. К общим задачам относятся:

1. Содействовать нормальному формированию, гармоническому развитию растущего организма; укрепить здоровье, повысить сопротивляемость организма не­благоприятным воздействиям внешней среды; повысить общую работоспособность;

2. Обучать основам техники движений; формировать и совершенствовать необ­ходимые в разнообразной двигательной деятельности знания, умения и навыки, обучить сознательному, творческому применению их в изменяющихся условиях дви­гательной практики; формировать культуру двигательных действий, воспитывать стремление к обеспечению их целесообразности, экономичности, практической эффективности и эстетической выразительности;

3. Совершенствовать двигательные и связанные с двигательной деятельностью, интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества; приучить детей к рациональ­ной организации физических усилий, разумному использованию сил в соответствии с задачами и конкретными условиями соответствующей деятельности;

4. Воспитывать потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и использовании других средств физической культуры; обучить элементарным орга­низаторским и методическим знаниям и умениям, обеспечивающим самостоятель­ное использование средств физической культуры в личной жизни и при руковод­стве занятиями других лиц; приобщить к доступной спортивной деятельности и обес­печить постепенное повышение спортивных достижений;

5. Воспитывать высокие нравственные качества, приучить к организованности, дисциплинированности, ответственности за свои действия и поступки; воспитывать любознательность, трудолюбие, активность и самостоятельность в ученье и труде, творческую инициативность; формировать эстетические потребности и взгляды, воспитывать эстетические чувства.

Видоизменяясь в формулировках, перечисленные общие задачи представлены в программах, других официальных документах, а также в методических пособиях по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, коллективов физи­ческой культуры, ДЮСШ и др. Однако они являются лишь самыми общими ориен­тирами для практической работы, так как недостаточно определяют её конкретное содержание. Ими не раскрывается специфика основных направлений физического воспитания (общеподготовительного, профессионально-прикладного, спортивно-тренировочного) и не определяются составные элементы каждой общей задачи. Например, остается неизвестным, на какие органы необходимо оказывать влияние в целях гармонического развития растущего организма; какие конкретно знания, умения и навыки необходимо формировать или совершенствовать в определённом возрасте, учебной группе; какие специфические проявления тех или других двига­тельных качеств развивать и т.п. Остаются совершенно невыясненными частные ме­тодические задачи текущей учебно-воспитательной работы по успешному подве­дению учащихся к требуемому знанию, умению (или их совершенствованию) и др. Поэтому общие задачи требуют конкретизация применительно к отдельных учеб­ным заведениям, возрастным группам учащихся, формам использования физичес­кой культуры, этапам обучения и воспитания и даже непредвидимым ситуациям, возникающим в условиях реального учебно-воспитательного процесса.

План

1. Значение занятий физической культуры для детей школьного возраста.

2. Цель, задачи и направленность физического воспитания детей школьного возраста.

3. Формы занятия физической культурой в школе.

4. Содержание предмета «Физическая культура» в школе.

5. Задачи и особенности физического воспитания в младшем, среднем и старшем школьном возрасте.

 

Литература:

1. ТМФВ/ под ред. Т.Ю. Круцевич. – Т. 2. – Киев: Олимпийская литература. – 2003. – С. 77 – 111.

 

К школьному возрасту относятся дети от 6 – 7 лет до 17 – 18 лет. Он определяется на три этапа:

- младший – 1 – 4 классы;

- средний – 5 – 9 классы;

- старший – 10 – 11 классы.

Во время обучения в школе предусмотрен обязательный курс физического воспитания, который осуществляется в соответствии государственной программе.

 

1. Значение занятий физической культуры для детей школьного возраста.

Занятия физической культурой позволяют:

- создать фундамент гармоничного физического развития, развитие личности в целом;

- укреплению здоровья;

- повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам;

- улучшение физического развития школьников;

- физическое образование и воспитание;

- подготовленность к успешному овладению производственно-трудовыми навыками;

- подготовленность к успешному овладению воинскими и другими специальными двигательными действиями;

- поддержание физической и умственной работоспособности с целью повышения успеваемости в школе, а также выполнения любой общественно-полезной деятельности;

- рационально организовать людей;

- повысить нравственную, интеллектуальную, эстетическую и трудовую культуру подросткового поколения;

- повысить двигательную активность;

- формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки;

- всестороннее развитие двигательных качеств;

- расширить двигательную базу.

 

Цель, задачи и направленность физического воспитания детей школьного возраста.

Цель и направленность физической культуры в школе – укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и работоспособности, формирование духовного и физически развивающегося человека.

Основные задачи физического воспитания школьников.

См. значение занятий физической культурой для детей школьного возраста (вопрос 1), но все глаголы «переделать» деепричастиями.

Урок физической культуры в школе – основная форма физического воспитания школьников.

Факторы, определяющие специфику уроков физической культуры в школе:

1. направленность и конкретные задачи.

2. возрастные особенности и возможности школьников.

3. многочисленность и неоднородность классов.

4. место занятий, оборудование, инвентарь (материально-техническая база школы).

5. продолжительность урока (45 минут).

6. место урока в расписании учебных занятий.

Уроки проводятся два три раза в неделю в соответствии с расписанием учебных занятий. Содержание уроков определяется программой по физическому воспитанию в школе. На каждом уроке должны решаться образование, оздоровление и восприятие задач. Уроки физической культуры призваны решать основные задачи физического воспитания учащихся в школе (см. вопрос 2).

Требование к уроку физической культуры в школе:

1. Учет мотивов и заинтересованность школьников к занятию физическими упражнениями.

2. Тесная связь урока с предыдущими и последующими уроками.

3. Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке, использование приемов самоконтроля и самообладания.

4. Применение широкого разнообразия форм, средств, методических приемов и методов обучения.

5. Достижение оптимальной двигательной активности на каждом уроке.

6. Обеспечение рациональных условий проведения урока (материально-техническое обеспечение, соблюдение гигиенических требований, техники безопасности на уроке, морально-этических норм).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: