МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ




№ п/п Название темы Форма занятий Методы и приёмы Техническое оснащение, наглядность Форма подведения итогов
1.Организм и среда
1.1 В.И. Вернадский и его учение о биосфере.   Лекция   Словесный наглядный   Видеофильм опрос
1.2 Современное представление о биосфере.   Беседа   Словесный наглядный Таблица опрос
1.3 Биосфера и её эволюция. Лекция с элемен-тами беседы   Словесный наглядный   Таблица опрос
1.4 Роль жизни в преобразовании верхних оболочек Земли.   Лекция Словесный наглядный Презентация Тест
1.5 Состав атмосферы. Беседа Словесный наглядный Таблицы опрос
1.6 Особенности климата Тамбовской области.   Беседа, работа с картами атласа Тамбов-ской области, настен-ными Словесный наглядный, демонстра-ционный   Климатичес-кая карта Тамбовской области, атласы Тамбовской области опрос
1.7 Водные ресурсы. Беседа, работа с физии-ческой картой России Словесный наглядный, демонстра-ционный Физическая карта России опрос
1.8 Воды Тамбовской области. Беседа, работа с картами атласа Тамбов-ской области, настен-ными Словесный наглядный, демонстра-ционный Физическая карта Тамбовской области, атласы Тамбовской области опрос
1.9 Горные породы. Практи-ческая работа Словесный наглядный, демонстра-ционный Коллекция горных пород опрос
1.10 Состав почвы. Практи-ческая работа Работа с картой Почвенная карта России опрос
1.11   Особенности почв Тамбовской области. Практи-ческая работа Работа с картой Почвенная карта Тамбовской области опрос
1.12 Разнообразие растений и их роль в биосфере. Беседа Словесный наглядный Гербарии, таблицы опрос
1.13 Разнообразие растений Тамбовской области, села Моисеево-Алабушки Экскур-сия Словесный наглядный Природный материал опрос
1.14 Охраняемые растения Тамбовской области. Беседа Словесный наглядный Фотомате-риал опрос
1.15 Экскурсия в природу села Моисеево-Алабушки. Экскур-сия Словесный наглядный Природный материал отчёт
1.16 Экскурсия в Воронинский заповедник. Экскур-сия Словесный наглядный Природный материал отчёт
1.17 Разнообразие животных и их роль в биосфере. Лекция Словесный наглядный Таблицы опрос
1.18 Разнообразие животных Тамбовской области. Лекция Словесный наглядный Таблицы опрос
1.19 Охраняемые животные Тамбовской области. Беседа Словесный наглядный Фотомате-риал опрос
1. 20 Экскурсия в Тамбовский краеведческий музей. Экскур-сия Словесный наглядный Материал караеведчес-кого музея отчёт
1.21 Бактерии и их роль в биосфере. Лекция Словесный наглядный, демонстра-ционный Таблицы опрос
1.22 Грибы и их роль в биосфере. Лекция, беседа Словесный наглядный, демонстра-ционный Таблицы опрос
1.23 Ритмика внешней среды. Лекция Словесный наглядный, демонстра-ционный Таблицы опрос
1.24 Приспособитель-ные ритмы организмов и хозяйственная практика. Лекция Словесный наглядный, демонстра-ционный Таблицы     Научно-практи-ческая конферен-ция
2.Природные экосистемы
2.1 Природные сообщества. Лекция Словесный наглядный, демонстра-ционный Таблицы     опрос
2.2 Потоки энергии и вещества в сообществе. Лекция Словесный наглядный, демонстра-ционный Таблицы     опрос
2.3 Приспособленность организмов к жизни в природном сообществе Лекция, беседа Словесный наглядный, демонстра-ционный Таблицы     опрос
2.4 Изменения в природном сообществе. Лекция, беседа Словесный наглядный, демонстра-ционный Таблицы     опрос
2.5. Экологическая сукцессия. Лекция, беседа Словесный наглядный, демонстра-ционный Таблицы     опрос
2.6 Сукцессионные изменения. Значение сукцессий. Лекция, беседа Словесный наглядный, демонстра-ционный Таблицы     опрос
2.7 Лес как природное сообщество. Лекция, беседа Словесный наглядный, демонстра-ционный Таблицы     опрос
2.8 Луг как природное сообщество. Экскур-сия, беседа Словесный наглядный, демонстра-ционный Природный материал отчёт
2.9 Пруд как экосистема. Лекция, беседа Словесный наглядный, демонстра-ционный Таблицы     опрос
2.10 Экскурсия на местный водоём Экскур-сия Наглядный практичес-кий Водоём отчёт
2.11 Мониторинг местного водоёма. Экскур-сия Наглядный практичес-кий Водоём опрос
2.12 Охрана природных сообществ. Конфе-ренция Словесный Исследо-вательская работа опрос  
3. Агроценозы
3.1 Искусственные экосистемы. Беседа, лекция Словесный наглядный Таблица опрос
3.2 Экологические правила создания и поддержания искусственных экосистем Лекция Словесный Таблица опрос
3.3 Основные типы экосистем Тамбовской области и их антропогенные изменения. Лекция, беседа Словесный наглядный Таблицы опрос    
4. Развитие геоэкологической среды в селе Моисеево-Алабушка
4.1 Эколого-географическое положение села. Практическая работа Наглядныйпрактичес-кий Политико-администра-тивная и физическая карты Тамбовской области опрос
4.2. Геоэкология села. Лекция Словесный   опрос
4.3 Геоэкологический мониторинг Практи-ческая работа Наглядныйпрактичес-кий   практическая
4.4 Действие некоторых веществ на здоровье человека. Лекция Словесный   опрос
4.5 Природосберегаю-щее поведение в повседневной жизни. Конфе-ренция Словесный наглядный   опрос  
               

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

 

1. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. – М., Мысль, 1988.

2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., Наука, 1988.

3. Горощенко В.П., Мельчаков Л.Ф. Основы природоведения. – М. Просвещение, 1996.

4. Егидес А. Лабиринты общения. Практическая психология.

5. Климова В.П. Человек и его здоровье. – М., Знание, 1986.

6. Новиков Ю.В. Природа и человек. М. – Просвещение, 1991.

7. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. – М., Лесная промышленность, 1987.

8. Соловьёва С.А. Психологические исследования школьников. – М., Просвещение, 1993.

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

 

1. Браун В. Настольная книга любителя природы. – Л., Гидрометиздат, 1985.

2. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. – М., Прогресс, 1983.

3. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы.- М., Просвещение, 1986.

4. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. – Дрофа, 1995.

5. Пелевин В.И. Охрана природы.- М., Просвещение, 1989.

 

1.https://stud-baza.ru/ekosistemyi-referat-ekologiya-228662

2. https://www.ecosystema.ru/07referats/sv_eco.htm

3.https://worldofschool.ru/geografiya/stati/fizicheskaya-geografiya/stroenie-zemli/gidrosfera/voda-na-nashej-planete


Календарно-тематическое планирование

№ п/п Наименование темы Количество часов Когнитивный компонент (что узнают) Операционный компонент (что научатся делать) Связь с межпредметными курсами Дата  
Чтение и работа с текстом Информационная грамотность план. факт.  
Организм и среда  
1. В.И. Вернадский и его учение о биосфере.   Познакомятся с биографией В.И. Вернадского, основными положениями его учения Работать с текстом Чтение биографии В.И. Вернадского Работа с информацией об основных положениях учения      
2.   Современное представление о биосфере   Познакомятся с понятием "биосфера",основными процессами в биосфере, её границами Определять границы биосферы Чтение о границах биосферы Работа с таблицей      
3. Биосфера и её эволюция.   Познакомятся с этапами развития биосферы Определять антропогенное влияние на биосферу Чтение об эволюции развития биосферы Обсуждение сообщения "Эволюция биосферы"      
4. Роль жизни в преобразовании верхних оболочек Земли.   Познакомятся с историей формирования литосферы, ролью живых организмов в образовании почв Определять из чего образуется почва, роль растений для атмосферы Обсуждение сообщений: роль живого в в преобразовании оболочек Земли   Работа с таблицами, схемами      
5. Состав атмосферы.   Познакомятся со строением атмосферы, её составом Научатся составлять диаграмму состава воздуха Обсуждение сообщений: от чего может меняться состав атмосферы   Работа со схемами, таблицами      
6. Особенности климата Тамбовской области.   Познакомятся с климатообразующими факторами Тамбовской области, выявят основные его черты   Научатся работать с климатической картой Тамбовщины Чтение климатической карты Чтение климатической карты      
7. Особенности климата Тамбовской области   Выявят основные черты климата Тамбовской области   Закрепят умения работать с климатической картой Тамбовщины Описывать климат своего населённого пункта Чтение климатической карты      
8. Водные ресурсы.   Что включает понятие "Водные ресурсы", их значение Научатся определять водные ресурсы на физической карте. Работа с картой, со схемами Просмотр презентации      
9. Воды Тамбовской области.   Познакомятся: чем представлены воды Тамбовской области Научатся самостоятельно выполнять основные формы, конструировать из основных форм. Работа с физической картой Тамбовской области Описание рек Тамбовской области      
10. Воды Тамбовской области.   Познакомятся с речными системами, озёрами, прудами, водохранилищами Тамбовской области Научатся правильно показывать по физической карте реки, называть их элементы Работа с физической картой Тамбовской области Описание озёр Тамбовской области      
11. Горные породы.   Познакомятся с составом и видами горных пород Научатся самостоятельно определять состав и происхождение горных пород Работа с образцами горных пород Работа с информацией о горных породах      
12. Состав почвы.   Познакомятся с биографией В.В. Докучаева. Что влияет на формирование и состав почв Научатся определять органический состав почвы Чтение почвенных профилей Описание почв: тундры, тайги      
13. Состав почвы   Познакомятся с составом почв Научатся определять минеральный состав почвы Чтение почвенных профилей Описание почв смешанных и широколиственных лесов      
14. Особенности почв Тамбовской области.   Познакомятся с особенности почв Тамбовской области Научатся самостоятельно читать почвенные профили Тамбовской области Чтение почвенных профилей Тамбовской области   Описание почв Тамбовской области      
15. Особенности почв Тамбовской области.   Познакомятся с особенности почв Тамбовской области Научатся самостоятельно составлять почвенные профили Тамбовской области Чтение почвенной карты Тамбовской области   Описание почв Тамбовской области (своего населённого пункта)      
16. Разнообразие растений и их роль в биосфере.   Познакомятся с разнообразием растений и их значением для биосферы Научатся различать растения по продолжительности жизни, по месту обитания, по размерам. Работа с коллекциями растений Просмотр презентации      
17. Разнообразие растений Тамбовской области, села Моисеево-Алабушки   Познакомятся с разнообразием растений Тамбовской области, села Моисеево-Алабушки: лугов, болот Научатся различать растения по продолжительности жизни, по месту обитания, по размерам, в Тамбовской области, селе Моисеево-Алабушка Работа с картой растительности Тамбовской области Просмотр презентации о лесостепи      
18. Разнообразие растений Тамбовской области, села Моисеево-Алабушки   Познакомятся с разнообразием растений Тамбовской области, села Моисеево-Алабушки: лесополос, балок Научатся различать растения по продолжительности жизни, по месту обитания, по размерам, в Тамбовской области, селе Моисеево-Алабушка Работа с картой растительности Тамбовской области Описание растений лесополос      
19.   Охраняемые растения Тамбовской области.   Познакомятся с охраняемыми растениями Тамбовской области Научатся бережно относиться к родной флоре, особенно к исчезающим и редким растениям Работа со стендом "Их надо охранять" Описание и зарисовка редких растений      
20. Разнообразие животных и их роль в биосфере.   Познакомятся с разнообразием животных и их значением для биосферы Научатся различать животных, по месту обитания, по размерам. Работа с зоогеографической картой Просмотр презентации      
21. Разнообразие животных Тамбовской области.   Познакомятся с разнообразием животных Тамбовской области, села Моисеево-Алабушки Научатся различать животных по месту обитания, по размерам в Тамбовской области, селе Моисеево-Алабушка Работа с зоогеографической картой Тамбовской области Обсуждение сообщений      
22. Охраняемые животные Тамбовской области.   Познакомятся с охраняемыми животными Тамбовской области. Научатся бережно относиться к родной фауне, особенно к исчезающим и редким животным Работа с зоогеографической картой Тамбовской области Просмотр презентации и видеоролика      
23. Бактерии и их роль в биосфере.   Познакомятся с термином "бактерии", выявят их отличительные свойства от растений и животных Научатся методам борьбы с болезнетворными бактериями Обсуждение сообщений Работа с микропрепа-ратами      
24. Грибы и их роль в биосфере.   Познакомятся с термином "грибы", выявят их отличительные свойства, их строение, с ролью грибов в природе, в жизни человека Научатся отличать ядовитые от съедобных грибов Работа с муляжами грибов Обмен мнениями: Как правильно и где собирать грибы?      
25. Ритмика внешней среды.   Познакомятся с понятиями «ритмика», "сезонность в природе", "зимний покой" Научатся выделять сезонность в природе Описание зимнего покоя у растений Просмотр презентации      
26. Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика.   Познакомятся с приспособительными ритмами организмов Научатся выделять сезонность в природе, определять зимний покой Описание зимнего покоя у животных Просмотр презентации      
     
     
  Природные экосистемы  
27. Природные сообщества.   Познакомятся с понятиями "биогеоценоз", "экосистема", "ландшафт". Научатся чётко различать эти понятия Работа с таблицами описание сообществ      
28. Потоки энергии и вещества в сообществе.   Познакомятся с понятиями "поток энергии", "поток вещества", "пищевая цепь" Научатся составлять пищевые цепи Работа с таблицей Составление пищевой цепи      
29. Приспособленность организмов к жизни в природном сообществе   Познакомятся с понятиями "автотрофы", "гетеротрофы" "консументы", "редуценты" Научатся различать понятия и давать им характеристику Работа с таблицей Составление пищевой цепи      
30. Изменения в природном сообществе.   Познакомятся с колебаниями численности в сообществе и ролью деятельности человека Научатся определять зависимость численности организмов от различных факторов Работа со схемой Описание схемы      
31. Экологическая сукцессия.   Познакомятся с термином "экологическая сукцессия", видами сукцессий Научатся определять вид сукцессий Работа со схемами Просмотр видеоматериала      
32. Сукцессионные изменения. Значение сукцессий.   Познакомятся с сукцессионными изменениями, продолжительностью сукцессий Научатся определять значение экологической сукцессии. Работа с таблицей Просмотр видеоматериала      
33. Лес как природное сообщество.   Познакомятся с примерами природного сообщества - лес Научатся показывать взаимосвязь и взаимозависимость природных компонентов на определённой территории. На примере леса Работа с таблицей Подбор материала в сети Интернет      
34. Луг как природное сообщество.   Познакомятся с примерами природного сообщества - луг Научатся показывать взаимосвязь и взаимозависимость природных компонентов на определённой территории. На примере луга Работа с таблицей Описание таблицы      
35. Луг как природное сообщество   Познакомятся с примерами природного сообщества - луг Научатся работать в коллективе, описание луга -как сообщества Работа с дополнительной литературой Подбор материала в сети Интернет      
36. Охрана природных сообществ.   Познакомятся с особенностями охраны природы сообществ: леса, луга, Научатся работать в коллективе, слушать друг друга Работа с дополнительной литературой Подбор материала в сети Интернет      
37. Охрана природных сообществ   Познакомятся с особенностями охраны пруда, родников Научатся работать в коллективе, засниматься охраной местных водоёмов Работа с дополнительной литературой Подбор материала в сети Интернет      
Агроценозы  
38. Искусственные экосистемы.   Познакомятся с термином "агроценоз", примерами агроценозов, отличиями агроценозов от биоценозов Научатся отличать агроценозы от биоценозов Работа с таблицей Описание агроценоза      
39. Экологические правила создания и поддержания искусственных экосистем   Познакомятся с экологическими правилами создания и поддержания искусственных экосистем Научатся биологическим методам борьбы с вредителями Работа с дополнительной литературой Подбор материала в сети Интернет      
40. Экологические правила создания и поддержания искусственных экосистем   Познакомятся с экологическими правилами создания и поддержания искусственных экосистем Научатся применять экологические знания в лесоводстве, рыболовстве Работа с дополнительной литературой Просмотр презентации и видеоролика      
41. Основные типы экосистем Тамбовской области и их антропогенные изменения.   Познакомятся с основными типами экосистем Тамбовской области Научатся находить отличия между северной лесостепью и типичной лесостепью Тамбовской области Работа с картой природных комплексов Тамбовской области описание природных комплексов по плану          
42. Основные типы экосистем Тамбовской области и их антропогенные изменения   Познакомятся с экосистемой луг (около школы) Научатся видеть, зарисовывать, описывать луг Экскурсия на луг Описание, зарисовка (фото) луга      
43. Основные типы экосистем Тамбовской области и их антропогенные изменения   Познакомятся с агроценозом поле   Научатся видеть, зарисовывать, описывать агроценоз поле Экскурсия на поле Описание, зарисовка (фото) поле      
  Развитие геоэкологической среды в селе Моисеево-Алабушка  
44. Экономико-географическое положение села.   Познакомятся с особенностями ЭГП села М_Алабушка Научатся определять ЭГП села Работа с политико-административной картой Тамбовской области Описание ЭГП села, сделать вывод      
45. Эколого-географическое положение села. 1практик. Познакомятся с особенностями эколого-географического положения села М_Алабушка Научатся определять эколого-географическое положение села М_Алабушка Работа с политико- административной картой России Описание эколого-географического положения села села, сделать вывод      
46. Геоэкология села.   Познакомятся с общим экологическим состоянием села М-Алабушка Научатся видеть, оценивать состояние окружающей среды Изучение текстового материала "Геоэкология Тамбовской области" Работа с картами Тамбовской области "Загрязнение водной, воздушной среды"      
47. Геоэкологический мониторинг   Познакомятся с причинами загрязнения водной, воздушной средами села Научатся видеть, оценивать состояние водной, воздушной среды села Изучение текстового материала "Геоэкология Тамбовской области" Работа с картами Тамбовской области "Загрязнение воздушной среды"      
48. Геоэкологический мониторинг 1практик. Познакомятся с причинами загрязнения почвенной среды села Научатся видеть, оценивать состояние почвенной среды села Изучение текстового материала "Геоэкология Тамбовской области" Работа с картами Тамбовской области "Загрязнение почвенной среды"      
49. Действие некоторых веществ на здоровье человека.   Познакомятся с отрицательным воздействием некоторых веществ на здоровье человека. Научатся определять как в наш организм могут попадать вредные хим. элементы и какой вред они могут нанести Изучение текстового материала "Геоэкология Тамбовской области" Просмотр презентации      
50. Природосберегающее поведение в повседневной жизни.   Познакомятся с правилами поведения в окружающей среде. Научатся оценивать свое поведение в окружающей среде Работа с дополнительной литературой Поиск материала в сети Интернет      
51. Природосберегающее поведение в повседневной жизни. 1практик. Выработать правилами поведения в окружающей среде применительно к своему селу Научатся: как вести себя в лесу, около водоёма Работа с дополнительной литературой Поиск материала в сети Интернет      
52. Экскурсия в природу села М-Алабушка   Познакомятся с красотами села: Мемориал погибшим в годы В.О.в., окрестности сельской участковой больницы, окрестности школы.   Научатся видеть: "Это хорошо", а самим беречь природу, подавать природосбере-гающий пример окружающим Работа с дополнительной литературой Фото состояния природных объектов, оформление альбома      
53. Экскурсия в природу села М-Алабушка   Познакомятся с "грязными" местами села: лесополосы, несанкционированные свалки. Научатся видеть ", а "Это очень плохо", самим беречь природу, подавать природосбере-гающий пример окружающим Работа с дополнительной литературой Фото состояния природных объектов, оформление альбома      
54. Экскурсия на местный водоём   Познакомятся с внешним видом водоёма Научатся выявлять красивые виды водоёма. Работа с дополнительной литературой   Поиск материала в сети Интернет        
55. Экскурсия на местный водоём   Провести анализ окружающей среды водоёма Сделать фото. Выявить: чем мы можем помочь? Очистка территории Фото: До и После.      
56. Мониторинг местного водоёма (родников)   Очистить родник№1   Научатся работать в коллективе, оказывать посильную помощь Работа с дополнительной литературой Поиск материала в сети Интернет Фото.      
57.   Мониторинг местного водоёма (родников)   Очистить родник№2   Научатся работать в коллективе, оказывать посильную помощь Работа с дополнительной литературой Поиск материала в сети Интернет Фото.      
58. Мониторинг местного водоёма (родников)   Очистить родник№3 Научатся работать в коллективе, оказывать посильную помощь Работа с дополнительной литературой Поиск материала в сети Интернет Фото.      
59. Мониторинг местного водоёма (родников)   Очистить родник №4 Научатся работать в коллективе, оказывать посильную помощь Работа с дополнительной литературой Поиск материала в сети Интернет Фото.      
60. Мониторинг местного водоёма (родников)   Мониторинг родника №2: температура воды, дебит, прозрачность воды. Научатся работать в коллективе, оказывать посильную помощь, приёмам установления свойств родниковой воды Работа с дополнительной литературой Поиск материала в сети Интернет Фото.      
61. Экскурсия в охраняемые природные комплексы (Воронинский заповедник).   История создания заповедника   Научатся видеть то, чему грозит опасность. Наблюденияфото. Обмен мнениями      
62. Экскурсия в охраняемые природные комплексы (Воронинский заповедник).   Географическое положение, особенности рельефа. Научатся видеть то, чему грозит опасность. Наблюденияфото. Обмен мнениями      
63. Экскурсия в охраняемые природные комплексы (Воронинский заповедник).   Наблюдения за погодой. Климат. Роль школьников в наблюдении за погодой   Научатся видеть то, чему грозит опасность. Наблюденияфото. Обмен мнениями      
64. Экскурсия в охраняемые природные комплексы (Воронинский заповедник).   Растительный и животный мир заповедника. Научатся видеть то, чему грозит опасность. Наблюденияфото. Обмен мнениями      
65. Экскурсия в охраняемые природные комплексы (Воронинский заповедник).   Памятники природы   Научатся видеть то, чему грозит опасность. Наблюденияфото. Обмен мнениями      
66. Экскурсия в охраняемые природные комплексы (Воронинский заповедник).   Озёра заповедника Научатся видеть то, чему грозит опасность. Наблюденияфото. Обмен мнениями        
67. Экскурсия в охраняемые природные комплексы (Воронинский заповедник).   Экскурсия по Инжавино Научатся видеть то, чему грозит опасность. Наблюденияфото. Обмен мнениями      
68. Экскурсия в антропогенный территориальный комплекс Тамбовской области.   Физико- географическое положение комплекса   Закрепят знания: что такое территориаль- ные комплексы и каких видов они бывают. Наблюденияфото Обмен мнениями      
69. Экскурсия в антропогенный территориальный комплекс Тамбовской области.   История формирования (создания) Закрепят знания: что такое территориаль- ные комплексы и каких видов они бывают. Наблюденияфото Обмен мнениями      
70. Экскурсия в антропогенный территориальный комплекс Тамбовской области.   Чем представлен комплекс, его характеристика Закрепят знания: что такое территориаль- ные комплексы и каких видов они бывают. Наблюденияфото Обмен мнениями      
71. Экскурсия в антропогенный территориальный комплекс Тамбовской области.   В чём его значимость   Закрепят знания: что такое территориаль- ные комплексы и каких видов они бывают. Наблюденияфото Обмен мнениями      
72. Экскурсия в антропогенный территориальный комплекс Тамбовской области.   Перспективы развития комплекса Закрепят знания: что такое территориаль- ные комплексы и каких видов они бывают. Наблюденияфото Обмен мнениями      
  Итого:                


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: