Впервые развернутое понятие «гуманитарные технологии» в научный оборот введено В.П. Зинченко, В.М. Шепелем. Гуманитарные технологии понимаются как «практическое использование систематизированного гуманитарного знания в целях обеспечения направленного воздействия на совершенствование личности, ее предметно-вещественной, социальной и природной среды». Гуманитарным технологиям отводится роль самовыражения человека, его самореализации. Определяя гуманитарные технологии как самые ресурсонасыщаемые, В.М. Шепель считает, что с помощью гуманитарных технологий возможно активизировать работу, создавая каждому личностный простор в жизнедеятельности человека.
В рамках высшего профессионального образования возможно выделение гуманитарных технологий как самостоятельного вида учебной работы, направленного на задействование на технологическом уровне потенциалов человека как целостности в практическом плане, так и в рамках использования образовательных технологий акмического типа.
Общей предпосылкой разработки гуманитарных технологий в условиях вузовского образования, и методологическим принципом их конструирования могут выступать положения психологических, акмеологических наук о целостности человека. При этом именно с акмеологических позиций гуманитарные технологии, прежде всего, ориентированы на раскрытие личностного потенциала, духовное и профессиональное самовыражение человека в процессе деятельности и призваны максимально подключить самые разносторонние сведения человекознания.
В этой связи гуманитарные технологии не ограничены только интеллектуальным потенциалом человека, так как в самовыражении его сущностных сил присутствует и эмоционально-чувственный, и волевой, и коммуникативный компонент, а накопление и развитие таких сил, способность к их реализации во многом зависит от самочувствия и здоровья человека. Овладение гуманитарными технологиями актуализирует проблему самоценности человеческой жизни, возможность наиболее полного раскрытия физического, социального и духовного потенциала каждой личности. Гуманитарные технологии рассматриваются как инновационный ресурс управления человеческой сущностью, как метод познания и самопознания человека, развития и саморазвития, самореализации его потенциальных возможностей, реальных способностей (А.А. Деркач, А.С. Гусева).
|
Данные экспертного опроса (50 работников научных учреждений, преподавателей вузов и практиков, в том числе 80 % докторов и кандидатов наук, опрошенных в ходе работы Международной российско-американской научно-практической конференции «Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрение» (Белгород, 18–20 апреля, 1991 г)) показали, что гуманитарные технологии направлены на обеспечение:
Ø «полного раскрытия личностных способностей и «гуманизацию социальных процессов;
Ø «самоценности человеческой жизни»;
Ø «техники максимального самовыражения духовных сил личности»
Ø «соединение научных знаний с гуманистическими ценностями»;
Ø «оптимизации условий жизнедеятельности человека»;
Ø «адаптации человека к окружающей среде»;
Ø «конструирование» с помощью гуманитарных технологий «здоровых социальных сред».
|
Таким образом, интегративно-технологический подход акмеологии, раскрывающий совокупность психологического, этического, экологического, физиологического, эргономического и других аспектов технологии может сыграть существенную роль в подготовке современных специалистов.
В целом процессы интеграции и технологизации акмеологических знаний интеллектуализируют деятельность, придают целеполаганию научную организованность и позволяют выработать модель поведения личности в зависимости от требований социокультурной среды, функциональной (социальной) роли (статуса), условий и задач ее деятельности. Смысл и назначение гуманитарной технологии – оптимизировать процесс деятельности, исключить из него все виды действий и операций, которые не являются необходимыми для получения искомого результата. Объектом технологизации становится личностный и профессиональный ресурс человека, способы и средства жизнедеятельности. В этих пределах находится путь самосовершенствования личности:
Ø социализируется самосознание;
Ø определяется самопознание;
Ø дифференцируется саморазвитие;
Ø актуализируется самоопределение;
Ø формируется самоорганизация.