Специфика гуманитарных технологий и их возможности в практике высшего профессионального образования.




Впервые развернутое понятие «гуманитарные технологии» в научный оборот введено В.П. Зинченко, В.М. Шепелем. Гуманитарные технологии понимаются как «практическое использование систематизированного гуманитарного знания в целях обеспечения направленного воздействия на совершенствование личности, ее предметно-вещественной, социальной и природной среды». Гуманитарным технологиям отводится роль самовыражения человека, его самореализации. Определяя гуманитарные технологии как самые ресурсонасыщаемые, В.М. Шепель считает, что с помощью гуманитарных технологий возможно активизировать работу, создавая каждому личностный простор в жизнедеятельности человека.

В рамках высшего профессионального образования возможно выделение гуманитарных технологий как самостоятельного вида учебной работы, направленного на задействование на технологическом уровне потенциалов человека как целостности в практическом плане, так и в рамках использования образовательных технологий акмического типа.

Общей предпосылкой разработки гуманитарных технологий в условиях вузовского образования, и методологическим принципом их конструирования могут выступать положения психологических, акмеологических наук о целостности человека. При этом именно с акмеологических позиций гуманитарные технологии, прежде всего, ориентированы на раскрытие личностного потенциала, духовное и профессиональное самовыражение человека в процессе деятельности и призваны максимально подключить самые разносторонние сведения человекознания.

В этой связи гуманитарные технологии не ограничены только интеллектуальным потенциалом человека, так как в самовыражении его сущностных сил присутствует и эмоционально-чувственный, и волевой, и коммуникативный компонент, а накопление и развитие таких сил, способность к их реализации во многом зависит от самочувствия и здоровья человека. Овладение гуманитарными технологиями актуализирует проблему самоценности человеческой жизни, возможность наиболее полного раскрытия физического, социального и духовного потенциала каждой личности. Гуманитарные технологии рассматриваются как инновационный ресурс управления человеческой сущностью, как метод познания и самопознания человека, развития и саморазвития, самореализации его потенциальных возможностей, реальных способностей (А.А. Деркач, А.С. Гусева).

Данные экспертного опроса (50 работников научных учреждений, преподавателей вузов и практиков, в том числе 80 % докторов и кандидатов наук, опрошенных в ходе работы Международной российско-американской научно-практической конференции «Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрение» (Белгород, 18–20 апреля, 1991 г)) показали, что гуманитарные технологии направлены на обеспечение:

Ø «полного раскрытия личностных способностей и «гуманизацию социальных процессов;

Ø «самоценности человеческой жизни»;

Ø «техники максимального самовыражения духовных сил личности»

Ø «соединение научных знаний с гуманистическими ценностями»;

Ø «оптимизации условий жизнедеятельности человека»;

Ø «адаптации человека к окружающей среде»;

Ø «конструирование» с помощью гуманитарных технологий «здоровых социальных сред».

Таким образом, интегративно-технологический подход акмеологии, раскрывающий совокупность психологического, этического, экологического, физиологического, эргономического и других аспектов технологии может сыграть существенную роль в подготовке современных специалистов.

В целом процессы интеграции и технологизации акмеологических знаний интеллектуализируют деятельность, придают целеполаганию научную организованность и позволяют выработать модель поведения личности в зависимости от требований социокультурной среды, функциональной (социальной) роли (статуса), условий и задач ее деятельности. Смысл и назначение гуманитарной технологии – оптимизировать процесс деятельности, исключить из него все виды действий и операций, которые не являются необходимыми для получения искомого результата. Объектом технологизации становится личностный и профессиональный ресурс человека, способы и средства жизнедеятельности. В этих пределах находится путь самосовершенствования личности:

Ø социализируется самосознание;

Ø определяется самопознание;

Ø дифференцируется саморазвитие;

Ø актуализируется самоопределение;

Ø формируется самоорганизация.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: