Вступительные испытания по специальности состоят из следующих разделов:
исполнение сольной программы;
музыкально-теоретическая подготовка, проверка музыкальных данных
Исполнение сольной программы;
I уровень (с частичным музыкальным образованием)
1. Проверка музыкальных данных:
а) простукивание ритма
б) проверка музыкального слуха и музыкальной памяти
в) исполнение 2-х любых песен
Собеседование.
II уровень (с музыкальной подготовкой)
Исполнение сольной программы
Поступающий должен исполнить:
гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
этюд;
две разнохарактерные пьесы, либо часть концерта, сонаты.
Определение творческих способностей:
Не зачет – слабые музыкальные способности, уровень подготовки и программа не соответствует минимальным профессиональным требованиям.
Зачет – выявлены музыкальные способности, владение профессиональными навыками, исполнена программа.
Музыкально-теоретическая подготовка, проверка музыкальных данных
Проводится в письменной и устной форме.
Сольфеджио (письменно)
Письменная форма предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 7-8 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4.
Интонационные и ритмические трудности:
• различные виды мажора и минора;
• ритмические группы с шестнадцатыми, длительности с точками, синкопы, триоли.
Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12 раз в течение 25-30 минут.
Пример
Сольфеджио (устно):
Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера (Калмыков, Фридкин «Сольфеджио», часть 1, №№ 331, 335).
|
Слуховой анализ.
Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Устный диктант. Пример проигрывается два раза.
Интервалы вне лада. Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов.
Интервалы в ладу: все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VI b ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 5-7 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.
Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде).
Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VI b ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора в основном виде. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 5-7 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона).
Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз от звука, с последующим разрешением в тональности мажора и минора, а также пение указанных интервалов и аккордов в ладу с разрешением.
|
Вступительное испытание по музыкальной грамоте проводится в устной форме по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм»; «Тональности первой степени родства»; «Наиболее употребительные музыкальные термины»; «Буквенные названия звуков и тональностей; «Группировка длительностей».
Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает задания по музыкальной грамоте по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм звуков и интервалов»; «Тональности первой степени родства»; «Наиболее употребительные музыкальные термины».
Определение творческих способностей:
Не зачет – слабые музыкальные способности, уровень подготовки и программа не соответствует минимальным профессиональным требованиям, отсутствие понимания назначения профессии музыканта. Отсутствие музыкального слуха, вокальных данных. Незнание основных теоретических положений курса теории музыки.
Зачет:
– диктант написан; продемонстрировано вокальное интонирование; продемонстрировано чувство ритма; знание теоретических основ музыкальной грамотности, понимание назначения профессии музыканта.