Факторы, влияющие на нагрузку | Увеличение нагрузки | Уменьшение нагрузки |
Исходное положение | Стоя. Смещение центра тяжести вверх | Лежа, сидя. Смещение центра тяжести вниз |
Число участвующих в упражнении мышечных групп | Вовлекать максимальное число крупных мышечных групп | Ограниченное число мышечных групп |
Степень и характер мышечного напряжения | Оказание активного сопротивления движению, использование отягощения (эластичная резина, гантели и др.) | Исключение отягощения движений |
Амплитуда движений | Полная | Ограниченная |
Сложность упражнений | Увеличение сложных упражнений | Увеличение простых упражнений |
Число повторений | Увеличивается | Уменьшается |
Темп выполнения | Быстрый и средний | Средний и медленный |
Продолжительность пауз отдыха | Укороченные паузы отдыха | Продолжительные паузы отдыха |
В комплекс тренировочных упражнений для воспитания правильного дыхания включают активизирующие и релаксационные упражнения, что позволяет достичь эластичности, упругости мышц, предупреждает их утомление и излишнюю напряженность.
Для автоматизации и закрепления правильных механизмов дыхания подбираются упражнения, приближенные к естественным условиям жизни человека: (ходьба, подъем по лестнице, выполнение физических нагрузок). Так как дыхание подчинено одновременно и произвольному, и непроизвольному воздействию, то выполнение динамических упражнений совершенствует произвольный компонент регуляции дыхания
Многократно повторяемые упражнения становятся стереотипными и автоматизированными, в результате чего изменяется характер и ритм дыхания. Взамен поверхностного и частого дыхания формируется более спокойное и глубокое, которое обеспечивает оптимальное звучание.
Глава 4. Фонационные дыхательные упражнения
Работу над фонацией начинают с глухих щелевых согласных, которые не вызывают трудностей. Выполнение этих упражнений осуществляется статически или динамически (медленное разведение рук в стороны, наклоны и повороты головы и туловища, движение ног и т.д.), тренируется длительный
выдох. Далее выбор речевого материала зависит от индивидуальных особенностей детей, подбирается в соответствии с задачами обучения.
При гипотонусной дисфонии рекомендуется произнесение сонорных звуков «м» и «н» как физиологически наиболее удобных и контролируемых. Далее отрабатываются гласные звуки.
При узелках голосовых складок, воспалительных заболеваниях гортани и глотки в некоторых случаях как промежуточный вариант используют придыхательную фонацию, занятия начинают с мысленного произнесения звуков, далее отрабатывают артикуляцию гласных, и упражнения постепенно усложняются: от звука к слогу, слову, словосочетанию и фразе. Основное внимание обращают на распределение дыхания во время речи: следует избегать излишней потери воздуха во время занятий, следить за равномерностью дыхания при выполнении задания.
Особо необходимо контролировать правильный вдох воздуха через нос при выполнении речевого тренинга, избегая перебора воздуха.
Тренировку выдоха лучше проводить при произнесении одних и тех же коротких простых пословиц и поговорок, далее переходить к сложным. Отрабатывая сложные пословицы и скороговорки, обучающиеся произносят первую часть, делают логическую паузу и добирают воздух для завершения высказывания.
Далее в тренинг включается рифмизированная стихотворная речь, прозаические тексты, проводят работу над диалогом.
При выборе речевого материала нужно ориентироваться на звуки, наиболее хорошо произносимые тренирующимися. Тексты по возможности подбирать с учетом интересов детей, что во многом облегчает процесс автоматизации.
Иногда у некоторых подростков при проведении дыхательных упражнений отмечается избыточная вентиляция, вызывающая неприятные ощущения. При гипервентиляции удаляется избыточное количество углекислого газа, нарушается постоянство внутренней среды организма, что приводит к головокружению. Но соблюдая принцип постепенности и дозированности при выполнении упражнений, можно избежать этих осложнений впоследствии.
Оптимальный результат дают тренировки, продолжающиеся 5-10 минут с интервалом в 10-15 минут. В зависимости от соматического состояния обучающихся и времени проведения занятий в рамках учебной дневной нагрузки рекомендуется повторять упражнения два раза в день самостоятельно.