Что такое профессия, специальность?




Климов Е.А. Психология профессионала. М. - Воронеж. 1996.

Первобытный человек, чтобы выжить в борьбе за существование, должен был уметь делать все необходимое для своей жизни – добывать пищу. изготовлять одежду, оборудовать жилище, защищаться от опасностей и врагов. объяснять (исследовать)

с.194

причины успехов и неудач, предвидеть ход событий и созда­вать условия для успеха. Кстати, первичные формы искус­ства (песня, танец, изображение) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом. Песня орга­низовала ритм труда или создавала необходимое (скорбное, радостное или боевое) настроение, рисунок или танец кон­кретизировали намерения, цели, планы, служили подго­товкой к охоте, бою и т.п.

По ряду причин постепенно произошло первое крупное общественное разделение труда. Одни люди или целые пле­мена стали заниматься специально (преимущественно) скотоводством, другие — земледелием. Специалисты-ско­товоды и специалисты—земледельцы не могли обойтись друг без друга, ибо у одних были в избытке продукты скотовод­ства (мясо, молоко, шерсть, шкуры и т.п.), но не было или было мало продуктов земледелия (зерна, волокна, а значит, и ткани и т.п.), у других же возникал избыток этих продук­тов, но не было продуктов скотоводства. В результате воз­ник обмен продуктами труда, ценностями.

Затем постепенно... произошло второе крупное разделе­ние труда — выделились ремесла, на основе которых воз­никла в дальнейшем промышленность. Это также было связано с взаимным обменом производимыми ценностями между разными специалистами — ремесленниками, ското­водами, земледельцами.

Деятельность по обмену стала настолько сложной и хло­потной, что отвлекала производителя ценностей от его пря­мого дела. Поэтому возникло третье общественное разделение труда — выделились специалисты по обмену — торговцы, купцы.

В процессе развития человеческого общества произошло отделение производства духовных ценностей (научных, ху­дожественных) от производства материальных. Появились специалисты по общественному управлению, научному, художественному и религиозному осмысливанию жизни. Это также предполагает обмен; например, ученые и худож­ники должны отдавать созданные ими ценности в обмен на материальные средства существования, которые они сами не производят, но жить без которых не могут. Однако дело было осложнено тем, что это разделение труда произошло

 

с.195

в связи с развитием классового эксплуататорского, а имен­но — рабовладельческого общества. Так или иначе, но на­ука и искусство поступили «нечестно»: возникнув как детища материально—производственного труда, они оказа­лись на службе не тех, за счет кого существуют, а на службе угнетателей. Более того, эксплуататоры и их идеологи стре­мились всячески противопоставить труд по созданию ду­ховных ценностей труду в сфере создания материальных ценностей, подчеркивая их различие, а не родство. Пере­житки этого противопоставления имеют место и сейчас и проявляются в наблюдающемся иногда чванстве, «чисто­плюйстве», в сознании собственной исключительности у отдельных работников науки и искусства, в пренебрежении к создателям материальных ценностей. Косвенно это выра­жается и в том умилении, с которым мы подчас говорим, что вот—де симфонический оркестр играет для колхозников, рабочих и т.п. Поводов для умиления здесь не больше, -чем тогда, когда симфонический оркестр пьет молоко. Взаим­ный обмен между производителями материальных и духов­ных ценностей — это естественная норма общественной жизни...

В соответствии с исторически сложившимся (и не зави­сящими от желания отдельных людей) разделением труда, в обществе существуют рабочие посты, должности, места. Каждый такой пост не только имеет традиционно сложив­шееся оснащение, оборудование, но и характеризуется си­стемой прав, обязанностей, норм поведения, требований к знаниям, навыкам, культуре работника. Например, суще­ствует такой пост в обществе — машинист башенного кра­на. С этим постом неразрывно связано не только собственно техническое оборудование — подъемный кран. Машинист имеет право требовать от соответствующих лиц полного выполнения правил техники безопасности при монтаже здания, при работе людей вблизи крана, право требовать законной оплаты труда и т.д. Вместе с тем он обязан точно выполнять команды определенного лица, руководящего монтажом, обязан многое знать и уметь. В противном слу­чае человек будет считаться непригодным для того, чтобы занимать данный пост (должность). Точно так же обстоит дело с любой другой должностью, а именно: она всегда дает определенные права, возможности и предъявляет опреде­ленные требования. Учеба — тоже своего рода пост, должность.

Вместе с правами и обязанностями тот или иной пост (должность) определяет место человека в обществе.

Пост (должность) может существовать без человека (т.е. быть вакантным, незанятым). В этом смысле можно гово­рить, что в обществе объективно, реально существует сис­тема постов, должностей.

Каждый такой пост, со всей системой его требований, можно назвать специальностью, ею надо овладеть, а для этого учиться. Когда человек овладел специальностью, т.е. усвоил сумму соответствующих знаний и навыков, говорят: его специальность, у него есть специальность.

Специальность — это необходимая для общества огра­ниченная (вследствие разделения труда) область приложе­ния физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченно­го) им труда необходимые средства существования и разви­тия.

Профессия — это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универ­сал и т.д. Все эти специальности теоретически объединяют­ся в группу, обозначаемую как «токарная профессия». Нет учителя вообще, а есть учитель математики, учитель рус­ского языка и т.д., мысленно объединяемые в группу «педа­гогическая профессия»... В дальнейшем мы будем часто говорить «профессия», имея в виду «специальность» (за исключением особо оговоренных случаев)

О системе народного хозяйства

Слово «хозяйство» часто употребляется в обыденном, узком смысле для обозначения совокупности предметов, необходимых в быту. Иногда хозяйством называют не груп­пу предметов, а определенный способ или организацию об­щественного производства. Вам известны такие термин, как «натуральное хозяйство», «крепостническое хозяйство», «социалистическое хозяйство». Термин «народное хозяйст­во» имеет очень широкий смысл и обозначает совокупность всех отраслей производства и труда. Вот почему, строго говоря, не только материальное производство, но и наука и искусство (духовное производство) охватываются поняти­ем «народное хозяйство».

 

с.197

Система народного хозяйства является...необозримой системой, о которой далеко не всякий старшеклассник име­ет сколько-нибудь ясное представление. Однако ориенти­ровка в этой системе — необходимое условие правильного выбора жизненного пути...

О группировке видов трудовой деятельности

Специальностей — тысячи, и для удобства ориентировки в этом множестве профессий нужно их сгруппировать. Возможны различные группировки: по отраслям народного
хозяйства, по уровню требуемой квалификации, по сходст­ву психологических требований и по многим другим при­знакам.

Наиболее естественной является такая группировка профессий, которая отражает и историю разделения труда, и важнейшие требования работы к человеку. Эти требова­ния в большой степени зависят от особенностей объекта, с которым практически взаимодействует человек в труде. Можно выделить пять видов таких объектов: природные (...живые), технические, социальные (коллективы, группы и отдельные люди), знаковые системы (формулы, системы обозначений, естественные и искусственные языки), худо­жественные образы. В соответствии с этим можно выделить пять крупных групп профессий, указанных в верхней части схемы [7 ].

Следует оговориться, что выделенные группы не могут быть разграничены очень строго; в каждом случае имеется в виду лишь преобладание признаков, обозначаемых назва­нием каждой из групп (взаимодействие работника с природ­ными или техническими объектами и т.д.).

Например, в любой профессии обязательно есть элемент взаимодействия между людьми, однако в работе мастера производственного участка цеха главный объект воздейст­вия— люди; межличностные взаимодействия — это глав­ное содержание его работы, тогда как в профессии наладчика токарных автоматов, работающего в том же це­хе, главный объект воздействия — машины. Поэтому про­фессию наладчика отнесем к группе «человек — техника», а профессию мастера производственного участка — к груп­пе «человек — человек». Мастер — это руководитель лю­дей в процессе производства, а не лицо, непосредственно воздействующее на [технические ] орудия и средства про­изводства...

 

Схема. Общественно-историческое разделение труда

 

       
 
Управление людьми, обмен материальными и духовными ценностями, защита общества, здравоохранение
 
Производство духовных ценностей (открытие законов природы и общества,. создание художественных образов действительности, обучение

 


 

               
 
 
   
Примитивно-универсальная деятельность первобытных людей по жизнеобеспечению
     
 
     
 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: