Климов Е.А. Психология профессионала. М. - Воронеж. 1996.
…
Первобытный человек, чтобы выжить в борьбе за существование, должен был уметь делать все необходимое для своей жизни – добывать пищу. изготовлять одежду, оборудовать жилище, защищаться от опасностей и врагов. объяснять (исследовать)
с.194
причины успехов и неудач, предвидеть ход событий и создавать условия для успеха. Кстати, первичные формы искусства (песня, танец, изображение) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом. Песня организовала ритм труда или создавала необходимое (скорбное, радостное или боевое) настроение, рисунок или танец конкретизировали намерения, цели, планы, служили подготовкой к охоте, бою и т.п.
По ряду причин постепенно произошло первое крупное общественное разделение труда. Одни люди или целые племена стали заниматься специально (преимущественно) скотоводством, другие — земледелием. Специалисты-скотоводы и специалисты—земледельцы не могли обойтись друг без друга, ибо у одних были в избытке продукты скотоводства (мясо, молоко, шерсть, шкуры и т.п.), но не было или было мало продуктов земледелия (зерна, волокна, а значит, и ткани и т.п.), у других же возникал избыток этих продуктов, но не было продуктов скотоводства. В результате возник обмен продуктами труда, ценностями.
Затем постепенно... произошло второе крупное разделение труда — выделились ремесла, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность. Это также было связано с взаимным обменом производимыми ценностями между разными специалистами — ремесленниками, скотоводами, земледельцами.
Деятельность по обмену стала настолько сложной и хлопотной, что отвлекала производителя ценностей от его прямого дела. Поэтому возникло третье общественное разделение труда — выделились специалисты по обмену — торговцы, купцы.
|
В процессе развития человеческого общества произошло отделение производства духовных ценностей (научных, художественных) от производства материальных. Появились специалисты по общественному управлению, научному, художественному и религиозному осмысливанию жизни. Это также предполагает обмен; например, ученые и художники должны отдавать созданные ими ценности в обмен на материальные средства существования, которые они сами не производят, но жить без которых не могут. Однако дело было осложнено тем, что это разделение труда произошло
с.195
в связи с развитием классового эксплуататорского, а именно — рабовладельческого общества. Так или иначе, но наука и искусство поступили «нечестно»: возникнув как детища материально—производственного труда, они оказались на службе не тех, за счет кого существуют, а на службе угнетателей. Более того, эксплуататоры и их идеологи стремились всячески противопоставить труд по созданию духовных ценностей труду в сфере создания материальных ценностей, подчеркивая их различие, а не родство. Пережитки этого противопоставления имеют место и сейчас и проявляются в наблюдающемся иногда чванстве, «чистоплюйстве», в сознании собственной исключительности у отдельных работников науки и искусства, в пренебрежении к создателям материальных ценностей. Косвенно это выражается и в том умилении, с которым мы подчас говорим, что вот—де симфонический оркестр играет для колхозников, рабочих и т.п. Поводов для умиления здесь не больше, -чем тогда, когда симфонический оркестр пьет молоко. Взаимный обмен между производителями материальных и духовных ценностей — это естественная норма общественной жизни...
|
В соответствии с исторически сложившимся (и не зависящими от желания отдельных людей) разделением труда, в обществе существуют рабочие посты, должности, места. Каждый такой пост не только имеет традиционно сложившееся оснащение, оборудование, но и характеризуется системой прав, обязанностей, норм поведения, требований к знаниям, навыкам, культуре работника. Например, существует такой пост в обществе — машинист башенного крана. С этим постом неразрывно связано не только собственно техническое оборудование — подъемный кран. Машинист имеет право требовать от соответствующих лиц полного выполнения правил техники безопасности при монтаже здания, при работе людей вблизи крана, право требовать законной оплаты труда и т.д. Вместе с тем он обязан точно выполнять команды определенного лица, руководящего монтажом, обязан многое знать и уметь. В противном случае человек будет считаться непригодным для того, чтобы занимать данный пост (должность). Точно так же обстоит дело с любой другой должностью, а именно: она всегда дает определенные права, возможности и предъявляет определенные требования. Учеба — тоже своего рода пост, должность.
Вместе с правами и обязанностями тот или иной пост (должность) определяет место человека в обществе.
|
Пост (должность) может существовать без человека (т.е. быть вакантным, незанятым). В этом смысле можно говорить, что в обществе объективно, реально существует система постов, должностей.
Каждый такой пост, со всей системой его требований, можно назвать специальностью, ею надо овладеть, а для этого учиться. Когда человек овладел специальностью, т.е. усвоил сумму соответствующих знаний и навыков, говорят: его специальность, у него есть специальность.
Специальность — это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) им труда необходимые средства существования и развития.
Профессия — это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универсал и т.д. Все эти специальности теоретически объединяются в группу, обозначаемую как «токарная профессия». Нет учителя вообще, а есть учитель математики, учитель русского языка и т.д., мысленно объединяемые в группу «педагогическая профессия»... В дальнейшем мы будем часто говорить «профессия», имея в виду «специальность» (за исключением особо оговоренных случаев)
О системе народного хозяйства
Слово «хозяйство» часто употребляется в обыденном, узком смысле для обозначения совокупности предметов, необходимых в быту. Иногда хозяйством называют не группу предметов, а определенный способ или организацию общественного производства. Вам известны такие термин, как «натуральное хозяйство», «крепостническое хозяйство», «социалистическое хозяйство». Термин «народное хозяйство» имеет очень широкий смысл и обозначает совокупность всех отраслей производства и труда. Вот почему, строго говоря, не только материальное производство, но и наука и искусство (духовное производство) охватываются понятием «народное хозяйство».
с.197
Система народного хозяйства является...необозримой системой, о которой далеко не всякий старшеклассник имеет сколько-нибудь ясное представление. Однако ориентировка в этой системе — необходимое условие правильного выбора жизненного пути...
О группировке видов трудовой деятельности
Специальностей — тысячи, и для удобства ориентировки в этом множестве профессий нужно их сгруппировать. Возможны различные группировки: по отраслям народного
хозяйства, по уровню требуемой квалификации, по сходству психологических требований и по многим другим признакам.
Наиболее естественной является такая группировка профессий, которая отражает и историю разделения труда, и важнейшие требования работы к человеку. Эти требования в большой степени зависят от особенностей объекта, с которым практически взаимодействует человек в труде. Можно выделить пять видов таких объектов: природные (...живые), технические, социальные (коллективы, группы и отдельные люди), знаковые системы (формулы, системы обозначений, естественные и искусственные языки), художественные образы. В соответствии с этим можно выделить пять крупных групп профессий, указанных в верхней части схемы [7 ].
Следует оговориться, что выделенные группы не могут быть разграничены очень строго; в каждом случае имеется в виду лишь преобладание признаков, обозначаемых названием каждой из групп (взаимодействие работника с природными или техническими объектами и т.д.).
Например, в любой профессии обязательно есть элемент взаимодействия между людьми, однако в работе мастера производственного участка цеха главный объект воздействия— люди; межличностные взаимодействия — это главное содержание его работы, тогда как в профессии наладчика токарных автоматов, работающего в том же цехе, главный объект воздействия — машины. Поэтому профессию наладчика отнесем к группе «человек — техника», а профессию мастера производственного участка — к группе «человек — человек». Мастер — это руководитель людей в процессе производства, а не лицо, непосредственно воздействующее на [технические ] орудия и средства производства...
Схема. Общественно-историческое разделение труда
|
|
| |||||||