Важным разделом в работе над голосом является формирование и развитие слухового контроля. Главным условием нормального процесса воспитания и коррекции голоса является достаточная острота физического слуха.
Известно, что всякие отклонения слуха от нормы сказываются на развитии мелодико-интонационной стороны речи.
Исследования физиологов, акустиков, психолингвистов доказывают, что слух и голос тесно связаны между собой, влияют друг на друга, обеспечивая компенсаторное развитие утраченных навыков. Речевой (фонематический) слух осуществляет контроль за произносимым текстом, обеспечивает овладение интонацией, тональным развитием голоса, а слуховое восприятие и проприорецепторы — обратную афферентацию от двигательного анализатора.
К сформированным качествам фонематического слуха и восприятия относят способность различать силу, высоту звука, нормальный и патологический тембр голоса (охриплость, назализацию, тремолирование, глухость и т.д.), изменение интонации (вопросительная, утвердительная, восклицательная), логическое ударение во фразе.
Различают активный и пассивный фонематический слух и восприятие. Под пассивным фонематическим слухом понимается способность воспринимать звуки и интонационные фигуры. Активный фонематический слух и восприятие — это воспроизведение услышанного (имитация).
Нередко несформированный пассивный фонематический слух является причиной неэффективности ортофонического воздействия. Поэтому совершенствованию и развитию слухового восприятия уделяется пристальное внимание, так как в дальнейшем именно слуховой и мышечный контроль позволяет проводить корректировку звучания, доводя его до автоматизма.
|
Для воспитания фонематического восприятия используются магнитофонные записи голоса больных, фиксируется внимание обучающихся на ошибках в голосоведении. После того как сформирован навык выделения патологического звучания, обсуждаются недостатки голоса самого тренирующегося. Способность анализировать собственные ошибки голосоведения позволяет сократить сроки воспитания правильного голосового стереотипа. Последовательность работы над развитием речевого слуха может быть представлена следующим образом:
1)развитие слухового внимания;
2)сравнение и сопоставление различных образцов;
3)попытки воспроизведения;
4)анализ собственного звучания;
5)внутреннее проговаривание с опорой на эталонный образец логопеда;
6)сопряженное произнесение образца;
7)достижение оптимального качества звучания в спонтанной речи на основе самоконтроля.
Для повышения эффективности обучения используют наглядные пособия, позволяющие трансформировать звуковое восприятие в зрительный образ, подкрепляя звук различными схемами, позволяющими наглядно представить повышение или понижение, усиление или ослабление голоса, мелодичность или отрывистость звучания, темп и ритм речи.
«Негативная практика» — эффективный метод обучения, применяемый в коррекционной работе. Сознательное подчеркивание нежелательных качеств звучания позволяет ускорить процесс их различения тренирующимися. Сначала демонстрируются логопедом элементы правильной и патологической фонации (слишком высокий или низкий, задавленный, охриплый), а затем под контролем логопеда обучающийся улавливает разницу при формировании нормального и патологичного голоса.
|
Наиболее эффективна методика при гипертонусной дисфонии, при устранении недостатков резонирования звучания.
Важным моментом правильного голосообразования является использование в речи системы резонаторов. Известно, что верхний резонатор, или «надставная труба» (полость глотки, рта, носа и придаточных пазух), обеспечивает такие качества голоса, как звонкость, «полетность» звучания, а за счет нижнего резонатора (грудная клетка) достигается сила голоса.
В работе над резонированием звучания можно выделить следующие направления коррекционной работы:
=> Настройка резонаторно-артикуляционной системы с помощью слуховых и вибрационных ощущений. => Укрепление резонаторно-артикуляционной системы. => Совершенствование системы резонирования звучания.
Обучение расслаблению — одна из самых важных задач голосовой терапии. Логопед должен обучить пациента кинестетическим ощущениям релаксации мышечного аппарата. Чрезмерная активность наружных мышц нарушает процесс фонации, приводит к переутомлению. Слишком низкое или высокое положение гортани во время речи дестабилизирует звучание, делает голос задавленным, глухим. Для опытных ораторов характерны незначительные экскурсии гортани вверх.
При твердой атаке голосообразования гортань, как правило, поднимается вверх, при мягкой — практически остается неподвижной. Необходимо добиваться низкого положения гортани во время речи (West, Ansberry, 1968).
|
Д. К. Вильсон (1990) для опускания гортани рекомендует специальный комплекс артикуляционных упражнений, придыхательную атаку голоса как промежуточный вариант.
Bush (1978), Walker (1969) советуют использовать мимику и различные жесты невербального общения, снимающие напряжение с мускулатуры лица и гортани. Они считают, что особенно эффективно лечение у лиц с психическими отклонениями, сверхагрессивных, излишне разговорчивых, чрезмерно перенапрягающих свой голос. Язык жестов они рекомендуют использовать в ключевых ситуациях на различных этапах коррекционной работы.
Aronson (1985) видит основную причину нарушения голоса в напряжении внутренних и наружных мышц гортани, поэтому расслабление, по его мнению, приводит к нормализации звучания. Релаксации можно достичь с помощью массажа и фиксации гортани в нижнем положении.
Наибольшую популярность у зарубежных фониатров и логопедов получил «жевательный метод» Froeschels (1943). Основываясь на том, что жевание и речь чем-то подобны друг другу, автор рекомендует сочетать жевательные движения с одновременной подачей звука. Упражнения такого рода способствуют снятию излишней напряженности мускулатуры, участвующей в голосообразовании, что в свою очередь приводит к нормализации фонации.
Orthmann (1956), Brodnitz (1965), Pahn (1965), Hearth (1967), Boone (1971), Kotby (1995) положительно оценивают «жевательный метод», полагая, что он не только способствует снятию напряженности, выработке мягкой голосовой атаки, но и позволяет добиться оптимального звучания.
Orthmann (1956) указывает, что метод Фрешельса является не просто методом релаксации, а объединяет напряжение и расслабление и тем самым приводит к уравновешиванию мышечного тонуса фонационной мускулатуры. Orthmann и Hearth предлагают свои модификации, которые, по их данным, повышают терапевтический эффект, способствуют снижению рецидивов и сокращению сроков лечения. Orthmann (1956) одновременно с обучением жевательным упражнениям применил технические приборы, позволяющие тренирующимся оценивать качество голоса. Hearth (1967), проводя занятия групповым методом, использовал специальный прибор, позволяющий быстрее сформировать навыки разговорной речи.
Другую точку зрения высказывают Wulfe (1962), Wyatt (1977), А.Т. Рябченко и Ю.С. Василенко (1973). Так, Wulfe (1962) пишет, что недостатком «жевательного метода» является развитие в некоторых случаях назализации, нечеткая артикуляция определенных звуков, недостаточное расширение надставной трубки.
Wyatt (1977) указывает, что пациенты по-разному относятся к «жевательному методу». Как правило, экстраверты не испытывают затруднений в процессе фонации, интроверты чувствуют неловкость.
А.Т. Рябченко и Ю.С. Василенко (1973) отрицательно отзываются об эффективности этого метода. Применив его у 10 больных со спастической дисфонией, они лишь у 2 добились незначительного улучшения. На взгляд автора, получить стойкое улучшение качества голоса только снижением гиперфункции фонационных мышц не представляется возможным, поскольку требуется перестройка всего динамического стереотипа голосообразования. Поэтому для снятия напряжения следует применять комплексный медико-педагогической подход.
И.П. Козлянинова и Э.М. Чарели (1985, 1995) большое внимание уделяют упражнениям, направленным на снятие «мышечных зажимов» с дыхательной мускулатуры, вехнереберных мышц, мышц затылка и шеи, гортанной и артикуляционной мускулатуры, предлагая специальные комплексы.
К. Линклейтер (1993) также считает, что основное внимание в воспитании голоса должно уделяться умению расслабления в различных жизненных ситуациях, тренировке умений снятия мышечного и нервного напряжения.
Занятия по развитию резонаторно-артикуляционной системы начинают с массажа или самомассажа. Массаж способствует активизации процесса кровообращения, обмена веществ, улучшает иннервацию. Массируя мышцы, участвующие в процессе речеобразования, достигают расслабления или повышения тонуса в зависимости от приема проведения процедуры.
Гигиенический массаж позволяет добиться снятия излишней напряженности артикуляционной мускулатуры, мышц шеи. Техника проведения массажа традиционна — поглаживание или разминание.
Вибрационный массаж сопровождается произнесением сонорных звуков, звонких щелевых согласных и гласных в зависимости от области массируемого участка тела.
Точечный массаж, разработанный А.А. Уманской, рекомендуется для предупреждения острых респираторных и вирусных заболеваний верхних дыхательных путей.
Для выведения звука в «маску», активизации верхнего резонатора применяют упражнения с сонорными звуками «м», «н». При произнесении этих звуков обучающиеся добиваются ощущения вибрации крыльев носа, верхней губы и альвеолярного отростка. Некоторым детям трудно добиться указанных ощущений на первых занятиях, в этом случае следует усиливать вибрацию легким постукиванием по крыльям носа, губе, произнося слоги «биммм», «бэммм», «доннн»,
Занятия с аппара- «диннн», удлиняя последний со- том «Мастер Саунд» гласный.
Лучшего резонирования и выведения звука можно достичь при помощи специального аппарата «Мастер саунд», который позволяет за счет отражения звука и повышенного слухового контроля самостоятельно коррелировать звучание.
При недостаточной активности грудного резонирования применяются голосовые упражнения с произнесением гласных звуков «о» или «у», которые усиливаются искусственно вызванной вибрацией путем надавливания на грудную клетку или с помощью вибраторов, применяемых при проведении гигиенического массажа. Указанные приемы способствуют включению грудного резонатора в процесс фонации.
Всем пациентам, у которых отмечается вялость артикуляции или, напротив, чрезмерное напряжение оральной мускулатуры, для укрепления артикуляционно-резонаторной системы рекомендуется артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика развивает подвижность нижней челюсти, губ, языка и мягкого нёба. Упражнения проводятся медленно, плавно, четко с обязательным зрительным контролем перед зеркалом. Задача тренировок заключается в воспитании легкости и свободы движений органов артикуляции.
Обычно артикуляционные упражнения подбираются из комплексов, развивающих подвижность нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба.
Особое внимание уделяется отработке артикуляции гласных звуков. В начале тренировок это беззвучная артикуляция, затем шепот и далее озвучивание артикулемы. Задания усложняются при последовательном переключении от одного артикуляционного уклада к другому: сначала попарное произнесение звуков, затем трезвучия, далее весь ряд гласных звуков. Темп выполнения заданий ускоряется.
А-0 А-Э А-И
А-У
А-О-У А-Э-И А-И-У А-У-0
А-О-У-Э-И А-Э-У-И-0 А-И-У-О-Э А-У-О-Э-И
Во время речи смена положений языка, губ, нёба при различных артикулемах должна происходить достаточно быстро, четко и согласовано. Эти качества определяют ясное произношение, или дикцию. Для совершенствования артикуляционно-резонаторной системы отрабатывается произнесение различных согласных звуков.
Используется произнесение слоговых рядов из однотипных согласных звуков. Вначале отрабатывается прямой открытый, затем закрытый слоги; усложняя задание, произносят слоги со стечением согласных.
Например:
ба-бо-бу-бэ-би | баб-боб-буб-бэб-биб | бра-бро-бру-брэ-бри
ва-во-ву-вэ-ви | вав-вов-вув-вэв-вив | вра-вро-вру-врэ-ври
га-го-гу~гэ-ги | гаг-гог-гуг-гэг-гиг | гра-гро-гру-грэ-гри
и т. д. по алфавиту.
Слоговые ряды произносятся равноударно или с перемещением ударения поочередно на первый, второй и последующие слоги. Например:
МА-мо-му-мэ-ми ма-МО-му-мэ-ми ма-мо-МУ-мэ-ми ма-мо-му-МЭ-ми ма-мо-му-мэ-МИ
МРА-мро-мру-мрэ-мри мра-МРО-мру-мрэ-мри мра-мро-МРУ-мрэ-мри мра-мро-мру-МРЭ-мри мра-мро-мру-мрэ-МРИ
МЛРА-млро-млру-млрэ-млри
млра-МЛРО-млру-млрэ-млри
млра-млро-МЛРУ-млрэ-млри млра-млро-млру-МЛРЭ-млри млра-млро-млру-млрэ-МЛРИ
Упражнения выполняются с постепенным ускорением темпа.
Далее речевой материал усложняется при тренировке слогов с двойным, тройным стечением согласных близких фонетических групп, отличающихся по одному корреляционному признаку.
На этапе автоматизации в работу включаются простые и сложные скороговорки:
Мама, мам, молока бы нам. Мед медведь в лесу нашел, Мало меду — много пчел.
На мели мы лениво налима ловили На мели мы ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили? И в туманы лимана манили меня...