Развитие слухового восприятия




Важным разделом в работе над голосом является формиро­вание и развитие слухового контроля. Главным условием нор­мального процесса воспитания и коррекции голоса является достаточная острота физического слуха.

Известно, что всякие отклонения слуха от нормы сказыва­ются на развитии мелодико-интонационной стороны речи.

Исследования физиологов, акустиков, психолингвистов до­казывают, что слух и голос тесно связаны между собой, влияют друг на друга, обеспечивая компенсаторное развитие утрачен­ных навыков. Речевой (фонематический) слух осуществляет контроль за произносимым текстом, обеспечивает овладение интонацией, тональным развитием голоса, а слуховое восприя­тие и проприорецепторы — обратную афферентацию от двига­тельного анализатора.

К сформированным качествам фонематического слуха и восприятия относят способность различать силу, высоту звука, нормальный и патологический тембр голоса (охриплость, на­зализацию, тремолирование, глухость и т.д.), изменение инто­нации (вопросительная, утвердительная, восклицательная), ло­гическое ударение во фразе.

Различают активный и пассивный фонематический слух и восприятие. Под пассивным фонематическим слухом понима­ется способность воспринимать звуки и интонационные фигу­ры. Активный фонематический слух и восприятие — это вос­произведение услышанного (имитация).

Нередко несформированный пассивный фонематический слух является причиной неэффективности ортофонического воздействия. Поэтому совершенствованию и развитию слухо­вого восприятия уделяется пристальное внимание, так как в дальнейшем именно слуховой и мышечный контроль позволя­ет проводить корректировку звучания, доводя его до автома­тизма.

Для воспитания фонематического восприятия используют­ся магнитофонные записи голоса больных, фиксируется вни­мание обучающихся на ошибках в голосоведении. После того как сформирован навык выделения патологического звучания, обсуждаются недостатки голоса самого тренирующегося. Спо­собность анализировать собственные ошибки голосоведения позволяет сократить сроки воспитания правильного голосово­го стереотипа. Последовательность работы над развитием рече­вого слуха может быть представлена следующим образом:

1)развитие слухового внимания;

2)сравнение и сопоставление различных образцов;

3)попытки воспроизведения;

4)анализ собственного звучания;

5)внутреннее проговаривание с опорой на эталонный обра­зец логопеда;

6)сопряженное произнесение образца;

7)достижение оптимального качества звучания в спонтан­ной речи на основе самоконтроля.

Для повышения эффективности обучения используют на­глядные пособия, позволяющие трансформировать звуковое восприятие в зрительный образ, подкрепляя звук различными схемами, позволяющими наглядно представить повышение или понижение, усиление или ослабление голоса, мелодич­ность или отрывистость звучания, темп и ритм речи.

«Негативная практика» — эффективный метод обучения, применяемый в коррекционной работе. Сознательное подчер­кивание нежелательных качеств звучания позволяет ускорить процесс их различения тренирующимися. Сначала демонстри­руются логопедом элементы правильной и патологической фо­нации (слишком высокий или низкий, задавленный, охрип­лый), а затем под контролем логопеда обучающийся улавлива­ет разницу при формировании нормального и патологичного голоса.

Наиболее эффективна методика при гипертонусной дисфонии, при устранении недостатков резонирования звучания.

Важным моментом правильного голосообразования являет­ся использование в речи системы резонаторов. Известно, что верхний резонатор, или «надставная труба» (полость глотки, рта, носа и придаточных пазух), обеспечивает такие качества голоса, как звонкость, «полетность» звучания, а за счет нижне­го резонатора (грудная клетка) достигается сила голоса.

В работе над резонированием звучания можно выделить следующие направления коррекционной работы:

=> Настройка резонаторно-артикуляционной системы с по­мощью слуховых и вибрационных ощущений. => Укрепление резонаторно-артикуляционной системы. => Совершенствование системы резонирования звучания.

Обучение расслаблению — одна из самых важных задач го­лосовой терапии. Логопед должен обучить пациента кинесте­тическим ощущениям релаксации мышечного аппарата. Чрез­мерная активность наружных мышц нарушает процесс фона­ции, приводит к переутомлению. Слишком низкое или высокое положение гортани во время речи дестабилизирует звучание, делает голос задавленным, глухим. Для опытных ораторов характерны незначительные экскурсии гортани вверх.

При твердой атаке голосообразования гортань, как прави­ло, поднимается вверх, при мягкой — практически остается неподвижной. Необходимо добиваться низкого положения гортани во время речи (West, Ansberry, 1968).

Д. К. Вильсон (1990) для опускания гортани рекомендует специальный комплекс артикуляционных упражнений, приды­хательную атаку голоса как промежуточный вариант.

Bush (1978), Walker (1969) советуют использовать мимику и различные жесты невербального общения, снимающие напря­жение с мускулатуры лица и гортани. Они считают, что осо­бенно эффективно лечение у лиц с психическими отклонения­ми, сверхагрессивных, излишне разговорчивых, чрезмерно пе­ренапрягающих свой голос. Язык жестов они рекомендуют использовать в ключевых ситуациях на различных этапах кор­рекционной работы.

Aronson (1985) видит основную причину нарушения голоса в напряжении внутренних и наружных мышц гортани, поэтому расслабление, по его мнению, приводит к нормализации зву­чания. Релаксации можно достичь с помощью массажа и фик­сации гортани в нижнем положении.

Наибольшую популярность у зарубежных фониатров и ло­гопедов получил «жевательный метод» Froeschels (1943). Осно­вываясь на том, что жевание и речь чем-то подобны друг другу, автор рекомендует сочетать жевательные движения с одновре­менной подачей звука. Упражнения такого рода способствуют снятию излишней напряженности мускулатуры, участвующей в голосообразовании, что в свою очередь приводит к нормали­зации фонации.

Orthmann (1956), Brodnitz (1965), Pahn (1965), Hearth (1967), Boone (1971), Kotby (1995) положительно оценивают «жева­тельный метод», полагая, что он не только способствует сня­тию напряженности, выработке мягкой голосовой атаки, но и позволяет добиться оптимального звучания.

Orthmann (1956) указывает, что метод Фрешельса является не просто методом релаксации, а объединяет напряжение и расслабление и тем самым приводит к уравновешиванию мы­шечного тонуса фонационной мускулатуры. Orthmann и Hearth предлагают свои модификации, которые, по их данным, повы­шают терапевтический эффект, способствуют снижению реци­дивов и сокращению сроков лечения. Orthmann (1956) одно­временно с обучением жевательным упражнениям применил технические приборы, позволяющие тренирующимся оцени­вать качество голоса. Hearth (1967), проводя занятия групповым методом, использовал специальный прибор, позволяю­щий быстрее сформировать навыки разговорной речи.

Другую точку зрения высказывают Wulfe (1962), Wyatt (1977), А.Т. Рябченко и Ю.С. Василенко (1973). Так, Wulfe (1962) пишет, что недостатком «жевательного метода» является развитие в некоторых случаях назализации, нечеткая артикуля­ция определенных звуков, недостаточное расширение надстав­ной трубки.

Wyatt (1977) указывает, что пациенты по-разному относятся к «жевательному методу». Как правило, экстраверты не испы­тывают затруднений в процессе фонации, интроверты чувству­ют неловкость.

А.Т. Рябченко и Ю.С. Василенко (1973) отрицательно отзы­ваются об эффективности этого метода. Применив его у 10 больных со спастической дисфонией, они лишь у 2 доби­лись незначительного улучшения. На взгляд автора, получить стойкое улучшение качества голоса только снижением гипер­функции фонационных мышц не представляется возможным, поскольку требуется перестройка всего динамического стерео­типа голосообразования. Поэтому для снятия напряжения сле­дует применять комплексный медико-педагогической подход.

И.П. Козлянинова и Э.М. Чарели (1985, 1995) большое внимание уделяют упражнениям, направленным на снятие «мышечных зажимов» с дыхательной мускулатуры, вехнереберных мышц, мышц затылка и шеи, гортанной и артикуляцион­ной мускулатуры, предлагая специальные комплексы.

К. Линклейтер (1993) также считает, что основное внима­ние в воспитании голоса должно уделяться умению расслабле­ния в различных жизненных ситуациях, тренировке умений снятия мышечного и нервного напряжения.

Занятия по развитию резонаторно-артикуляционной систе­мы начинают с массажа или самомассажа. Массаж способству­ет активизации процесса кровообращения, обмена веществ, улучшает иннервацию. Массируя мышцы, участвующие в про­цессе речеобразования, достигают расслабления или повыше­ния тонуса в зависимости от приема проведения процедуры.

Гигиенический массаж позволяет добиться снятия излиш­ней напряженности артикуляционной мускулатуры, мышц шеи. Техника проведения массажа традиционна — поглажива­ние или разминание.

Вибрационный массаж сопровождается произнесением со­норных звуков, звонких щелевых согласных и гласных в зави­симости от области массируемого участка тела.

Точечный массаж, разработанный А.А. Уманской, рекомен­дуется для предупреждения острых респираторных и вирусных заболеваний верхних дыхательных путей.

Для выведения звука в «маску», активизации верхнего резонатора применяют упражнения с сонор­ными звуками «м», «н». При произ­несении этих звуков обучающиеся добиваются ощущения вибрации крыльев носа, верхней губы и аль­веолярного отростка. Некоторым детям трудно добиться указанных ощущений на первых занятиях, в этом случае следует усиливать виб­рацию легким постукиванием по крыльям носа, губе, произнося сло­ги «биммм», «бэммм», «доннн»,

Занятия с аппара- «диннн», удлиняя последний со- том «Мастер Саунд» гласный.

Лучшего резонирования и выведения звука можно достичь при помощи специального аппарата «Мастер саунд», который позволяет за счет отражения звука и повышенного слухового контроля самостоятельно коррелировать звучание.

При недостаточной активности грудного резонирования применяются голосовые упражнения с произнесением гласных звуков «о» или «у», которые усиливаются искусственно вы­званной вибрацией путем надавливания на грудную клетку или с помощью вибраторов, применяемых при проведении гиги­енического массажа. Указанные приемы способствуют вклю­чению грудного резонатора в процесс фонации.

Всем пациентам, у которых отмечается вялость артикуля­ции или, напротив, чрезмерное напряжение оральной муску­латуры, для укрепления артикуляционно-резонаторной систе­мы рекомендуется артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика развивает подвижность ниж­ней челюсти, губ, языка и мягкого нёба. Упражнения проводятся медленно, плавно, четко с обязательным зрительным конт­ролем перед зеркалом. Задача тренировок заключается в воспи­тании легкости и свободы движений органов артикуляции.

Обычно артикуляционные упражнения подбираются из комплексов, развивающих подвижность нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба.

Особое внимание уделяется отработке артикуляции глас­ных звуков. В начале тренировок это беззвучная артикуляция, затем шепот и далее озвучивание артикулемы. Задания услож­няются при последовательном переключении от одного арти­куляционного уклада к другому: сначала попарное произнесе­ние звуков, затем трезвучия, далее весь ряд гласных звуков. Темп выполнения заданий ускоряется.

А-0 А-Э А-И

А-У

А-О-У А-Э-И А-И-У А-У-0

А-О-У-Э-И А-Э-У-И-0 А-И-У-О-Э А-У-О-Э-И

Во время речи смена положений языка, губ, нёба при раз­личных артикулемах должна происходить достаточно быстро, четко и согласовано. Эти качества определяют ясное произно­шение, или дикцию. Для совершенствования артикуляционно-резонаторной системы отрабатывается произнесение раз­личных согласных звуков.

Используется произнесение слоговых рядов из однотипных согласных звуков. Вначале отрабатывается прямой открытый, затем закрытый слоги; усложняя задание, произносят слоги со стечением согласных.

Например:

ба-бо-бу-бэ-би | баб-боб-буб-бэб-биб | бра-бро-бру-брэ-бри

ва-во-ву-вэ-ви | вав-вов-вув-вэв-вив | вра-вро-вру-врэ-ври

 

га-го-гу~гэ-ги | гаг-гог-гуг-гэг-гиг | гра-гро-гру-грэ-гри

и т. д. по алфавиту.

Слоговые ряды произносятся равноударно или с перемеще­нием ударения поочередно на первый, второй и последующие слоги. Например:

МА-мо-му-мэ-ми ма-МО-му-мэ-ми ма-мо-МУ-мэ-ми ма-мо-му-МЭ-ми ма-мо-му-мэ-МИ

МРА-мро-мру-мрэ-мри мра-МРО-мру-мрэ-мри мра-мро-МРУ-мрэ-мри мра-мро-мру-МРЭ-мри мра-мро-мру-мрэ-МРИ

МЛРА-млро-млру-млрэ-млри
млра-МЛРО-млру-млрэ-млри

млра-млро-МЛРУ-млрэ-млри млра-млро-млру-МЛРЭ-млри млра-млро-млру-млрэ-МЛРИ

Упражнения выполняются с постепенным ускорением темпа.

Далее речевой материал усложняется при тренировке сло­гов с двойным, тройным стечением согласных близких фоне­тических групп, отличающихся по одному корреляционному признаку.

На этапе автоматизации в работу включаются простые и сложные скороговорки:

Мама, мам, молока бы нам. Мед медведь в лесу нашел, Мало меду — много пчел.

На мели мы лениво налима ловили На мели мы ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили? И в туманы лимана манили меня...

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: