Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции




В условиях рынка практически все хозяйствующие субъекты наряду со сравнимой товарной продукцией производят несравни­мую товарную продукцию, так как обновление товарного ассорти­мента является одним из основных конкурентных преимуществ при условии спроса на продукцию (работы, услуги).

К сравнимой товарной продукции относятся все виды серийно­го и массового производства, производимые в предшествующем периоде и планируемые на предстоящий период.

К несравнимой товарной продукции относят все виды единично­го производства, а также серийного и массового производства, кото­рые впервые запускаются в серийное или массовое производство. Показателем сравнимой товарной продукции является себестоимость единицы продукции, а несравнимой — затраты на 1 рубль товарной продукции.

Показатель затрат на 1 рубль товарной продукции — универ­сальный: он может рассчитываться в любой отрасли экономики, наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью. Затраты на 1 рубль товарной продукции определяются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к товарному выпуску продукции, исчисленной в оптовых ценах:

где З1ртп — затраты на 1 рубль товарной продукции;

Я— количество, объем выпуска в натуральном выражении;

с— себестоимость;

г — цена.

Показатель затрат на 1 рубль товарной продукции может быть рассчитан для любого предприятия. Этот показатель применятся для контроля за динамикой себестоимости. Используя данные обоб­щающего показателя, можно провести межхозяйственные сравнения.

Объектом анализа является разность между фактическими и плановыми затратами на 1 рубль товарной продукции. Затраты на 1 рубль товарной продукции непосредственно зависят от измене­ния общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости производимой продукции. Общая сумма затрат в свою очередь зависит от объема производства, ее структу­ры, величины постоянных и переменных затрат. Постоянные и пе­ременные затраты в свою очередь зависят от эффективности ис­пользования ресурсов и цен на потребленные ресурсы.

Стоимость товарной продукции зависит от объема и структуры выпуска и цен на продукцию.

В целом на отклонение фактических затрат от плановых оказы­вают влияние следующие факторы:

- изменение объема и структуры продукции;
- изменение себестоимости продукции;

- изменение цен на продукцию.

При изменении объема и структуры товарной продукции в ней происходит увеличение доли одних и уменьшение доли других ви­дов продукции. Так как затраты по видам изделий различаются, то при росте удельного веса тех изделий, затраты на 1 рубль которых ниже, чем по всей товарной продукции, величина затрат на 1 рубль товарной продукции против плана снизится, и наоборот.

Изменение себестоимости товарной продукции приводит к пря­мо пропорциональному изменению затрат на 1 рубль товарной про­дукции. Чем меньше полная себестоимость всей товарной продук­ции, тем меньше показатель затрат на 1 рубль товарной продукции, и наоборот.

Изменение оптовых цен оказывает обратное влияние на величи­ну затрат на 1 рубль товарной продукции. Если оптовые цены сни­жаются, то затраты на 1 рубль товарной продукции растут, и наобо­рот. Анализ показывает, как и на какую сумму изменилась величи­на затрат под воздействием каждого фактора. Анализ производится способом цепных подстановок.

Чтобы проанализировать изменение затрат на 1 рубль товарной продукции, необходимо (табл.):

1..Рассчитать затраты на I рубль товарной продукции при всех
плановых показателях:

2. Рассчитать затраты на один рубль товарной продукции, пересчитанные на фактический выпуск и ассортимент:

3. Рассчитать затраты на один рубль товарной продукции, пересчитанные на фактическую себестоимость, т.е. фактический выпуск в ценах, принятых в плане:

4.Определить фактические затраты в ценах, действовавших в отчетном году:

Таблица Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции

Показатели Сумма
1. Затраты на ] рубль товарной продукции по плану 86,07
2. Затраты фактически выпущенной товарной продукции: А) по плану, пересчитанному на фактический выпуск и ассортимент Б) фактически в плановых оптовых ценах В) фактически в ценах, действовавших в отчетном году     86,38   85,66 85,68

Объект анализа = 85,68 - 86,07 = -0,39.

Изменение объема и структуры продукции привело к увеличе­нию затрат= 86,38 - 86,07 = +0,31.

Сверхплановое снижение себестоимости привело к уменьшению затрат = 85,66 - 86,38 = -0,72.

Снижение оптовых цен на продукцию привело к росту затрат 85,68 - 85,66 = +0,02.

Проверка: +0,31 - 0,72 + 0,02 = -0,39.

Изделия, производимые хозяйствующим субъектом, имеют раз­ную прибыль и рентабельность. Чем больше выпуск продукции с высоким уровнем рентабельности, тем ниже уровень затрат.

Изменение уровня себестоимости отдельных изделий зависит от: • изменения цен на сырье, материалы, топливо и т.д., тарифов на энергию, грузовые перевозки; •изменение затрат по отдельным статьям себестоимости.

Снижение оптовых цен при прочих равных условиях увеличива­ет затраты на 1 рубль товарной продукции, и наоборот.

Чтобы определить фактическую экономию (перерасход) на весь выпуск, необходимо экономию (перерасход) на 1 рубль товарной продукции умножить на фактический выпуск товарной продукции.

Чтобы определить влияние факторов на изменение суммы при­были, необходимо абсолютные приросты (снижения) затрат на 1 рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации, выраженный в плановых ценах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: