Характеристика основных образовательных (педагогических) систем.




Обучение и воспитание осуществляются как образовательный процесс, единый в образовательной среде. Но в реальной образовательной практике учителю как предметнику приходится проектировать обучающие (дидактические) системы, а как классному руководителю – проектировать воспитательные системы. Аналогичное разделение происходит и в работе управлении образовательной системой образовательного учреждения (существуют подразделения на учебную и воспитательную работу, урочную и внеурочную деятельность). В одном из подходов, воспитательная и дидактическая системы как равноуровневые подсистемы интегрируются в общую педагогическую систему, в другом подходе дидактическая система рассматриваются как подсистема воспитательной системы.

Структурно в общем виде дидактическая и воспитательная системы идентичны исходной педагогической системе, рассмотренной ранее.

 

 

Данная структура сохраняется при любом «объеме» - от уровня обучения учебному предмету (например, математике) в общеобразовательной школе в целом до уровня конкретного урока или даже учебного задания. Аналогичную схему можно использовать для проектирования воспитательных систем, заменив «обучение» на «воспитание».

Рассмотрим сущность дидактической системы. Это система процесса и результатов обучения, сложная по составу, ее центральными элементами являются преподавание (деятельность учителя как преподавателя) и учение (учебная деятельность учащихся). При всей динамичности элементов дидактической системы их общая совокупность остается неизменной и включает в себя следующие компоненты:

1. Цели образования.

2. Цели обучения (чаще всего они более конкретизированы, чем цели образования).

3. Содержание обучения (теории, законы, явления, понятия, фактологический материал, подлежащий усвоению учащихся).

4. Методы обучения (методы преподавания и учения).

5. Дидактические средства обучения (книги, учебные пособия, компьютерные обучающие программы и т.п.).

6. Методы контроля и оценки результатов обучения.

7. Результаты обучения (это те знания, умения, опыт познавательной и творческой деятельности, которых достигли учащиеся в обучении).

8. Преподавание - деятельность учителя.

9. Учение или учебная деятельность учащихся.

10. Формы организации обучения (урок, лекция, семинар и др.).

11. Дидактические принципы, которые задают определенную стратегию обучения.

12. Дидактические условия, характеризующие в целом процесс обучения.

Теперь перейдем к рассмотрению воспитательной системы. Воспитательная система – это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся (Е.Н. Степанов).

Центральное ядро системы составляет цель воспитания. Исходя из цели, создается концепция, которая определяет содержание, формы, средства, методы, характер управления. Диагностика успешности воспитания должна быть согласована с целью. Вся совокупность воспитательных влияний создает особый образ жизни в условиях конкретной воспитательной системы.

Характеризуя внутреннее строение воспитательной системы, ученые высказывают разные точки зрения о составе компонентов системы, что объясняется сложностью и полиструктурностью этого системного образования. Исследователи и практики описывают множество вариантов воспитательных систем разного уровня. На наш взгляд, удобным для образовательной практики является описание воспитательной системы класса по следующим компонентам:

- индивидуально-групповой (классный руководитель, учащиеся класса, родители учащихся, педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива);

- ценностно-ориентационный (цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного сообщества; принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса);

- функционально-деятельностный (системообразующий вид деятельности; формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции воспитательной системы; педагогическое обеспечение самоуправление, жизнедеятельности классного общества);

- пространственно-временной (эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда; связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых; место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения; этапы становления и развития воспитательной системы;

- диагностико-результативный (критерии эффективности воспитательной системы; методы и приёмы изучения результативности воспитательной системы; формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов).

Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и воспитательных задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации. Воспитательная работа – это понятие более широкое и включает в себя внеурочную деятельность.

 

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Сегодня актуальными в свете ФГОС является проектирование образовательных систем внеурочной деятельности в целом, - на уровне школы, на уровне различных школьных детских объединений (кружок, секция, клуб и пр.), на уровне класса, в также на уровне сетевого взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей и других социальных партнеров.

В конце лекции вернемся к тому, с чего начинали – это проблема осмысления образовательной среды как системы. Данная схема демонстрирует интеграцию урочной деятельности (обеспечивается дидактическими системами) и внеурочной деятельности (обеспечивается воспитательными системами), дополнительного образования (обеспечивается соответствующими образовательными системами), семьи ребенка и социума как социальных систем в процессе формирования единой образовательной среды развития личности. Важно понять, что для того, чтобы ребенок стал субъектом своей образовательной среды, для ее эффективного функционирования, необходимо психолого-педагогическое сопровождение, основой которого является проектирование, что будет предметом изучения следующей лекции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: