№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины (результаты по разделам) | Код контролируемой компетенции (или её части) / и ее формулировка – по желанию | наименование оценочного средства |
1. | Особенности планирования научного и прикладного исследования | способность выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей | коллоквиум |
знатьактуальные проблемы развития современной системы образования | |||
уметьвыделять актуальные проблемы развития современной системы образования | Практическая работа № 1. | ||
владетьметодиками и техникамианализа проблемобучения и развития детей | |||
способность критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы | доклад | ||
знатьтеоретические основы методологии науки | |||
уметь анализировать адекватность методов решения исследуемой проблемы | Практическая работа №2. | ||
владетьметодами оценкиадекватности методов решения исследуемой проблемы. | |||
2. | Представление результатов исследования | готовность использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем | коллоквиум |
знатьтеоретические основы методологии науки | |||
уметь применять современные научные методы для решения исследовательских проблем; ориентироваться в современных научно-исследовательских и прикладных проблемах педагогической психологии; грамотно ставить перед собой исследовательские задачи, формулировать проблему и гипотезу исследования; квалифицированно представить и изложить полученные результаты исследования | Практическая работа №3. | ||
владетьсовременными научными методами исследования. | |||
3. | Мониторинг социализации результатов исследования | способность разработать и представить обоснованный перспективный план исследовательской деятельности | Доклад |
знатьтеоретические основы научного исследования; этапы планирования, организации и проведения исследования; особенности организации и проведения научных и прикладных исследований; особенности различных способов обработки результатов исследований; способы представления полученных в результате исследования данных | |||
уметьадекватно представить обоснованный перспективный план исследовательской деятельности; | Практическая работа № 4. | ||
владетьспособамиразработки плана исследовательской деятельности, методами обоснования его перспективности; понятийным аппаратом, связанным с организацией и проведением исследования, а так же с описанием полученных результатов; навыками самостоятельной организации и проведения психологического исследования; навыками профессионального оформления его результатов | |||
4. | Специфика исследовательской работы научной школы | способность планировать и проводить переговоры с российскими и зарубежными партнерами | Коллоквиум |
знатьтеоретические основы организации переговоров | |||
уметьпланировать переговоры с российскими и зарубежными партнерами | Практическая работа № 5. | ||
владетьметодиками и способамипроведения переговоров с российскими и зарубежными партнерами. |
Типовые контрольные задания или иные материалы
Зачет
а) типовые вопросы:
1. Типы исследований в психологии.
2. Общая характеристика и классификация методов педагогической психологии.
3. Общая характеристика методов сбора данных.
4. Характеристика методов воздействия.
5. Методы обработки данных.
6. Определение и соотношение понятий методология, метод, методика, процедура, техника исследований.
7. Общая характеристика программы исследования.
8. Определение и соотношение понятий "цель", "задача", "объект", "предмет" исследования.
9. Гипотезы исследования.
10. Общая характеристика процедурного раздела программы исследования.
11. Проблема выборочного метода в педагогической психологии.
12. Способы построения выборки.
13. Основные принципы и типичные ошибки при подборе методического инструментария исследования.
14. Характеристика и виды документов, необходимых для качественной организации и проведения полевого исследования.
15. Особенности и стилистические характеристики научного текста.
16. Структура отчета по прикладному исследованию.
17. Требования к структуре, стилистике изложения и оформлению научной диссертации.
18. Понятие научной школы. Специфика организации научно-исследовательской работы научной школы.
19. Отличительные особенности научных школ.
20. Формы и методы организации подготовки в научных школах. Учитель и ученик в научной школе.
б) критерии оценивания компетенций (результатов)
Оценка сформированности компетенций осуществляется по четырехбалльной шкале
в) описание шкалы оценивания
Отметка «3» ставится, если ответы студента на основные вопросы билета, а также дополнительные вопросы отличаются глубиной и содержательностью:
· студент свободно владеет научной терминологией;
· ответ студента структурирован, содержит анализ существующих направлений и их авторов по вопросу билета;
· логично и доказательно раскрывает проблему, предложенную в билете;
· ответ характеризуется глубиной, полнотой и не содержит фактических ошибок;
· ответ иллюстрируется примерами, в том числе из собственной практики;
· студент демонстрирует умение аргументировано вести диалог и научную дискуссию.
Отметка «2» ставится, если полностью раскрыто содержание вопросов билета, имеются отдельные затруднения в ответах на уточняющие вопросы, при этом:
· знания имеют достаточный содержательный уровень, однако отличаются слабой структурированностью;
· содержание билета раскрывается, но имеются неточности при ответе на дополнительные вопросы;
· имеющиеся в ответе несущественные фактические ошибки, студент способен исправить самостоятельно, благодаря наводящему вопросу;
· недостаточно раскрыта проблема по одному из вопросов билета;
· недостаточно логично изложен вопрос;
· студент не может назвать авторов той или иной теории по вопросу билета;
· ответ прозвучал недостаточно уверенно;
· студент не смог продемонстрировать способность к интеграции теоретических знаний и практики.
Отметка «1» ставится, если:
· студент обнаружил знания только основного материала, но не усвоил детали и допускает ошибки принципиального характера по основным и дополнительным вопросам;
· справляется с вопросами, предусмотренными программой, но допускает погрешности в ответе;
· для устранения допущенных ошибок необходимо руководство преподавателя;
· при ответах на дополнительные вопросы не может увязать материал со смежными разделами курса;
· у студента недостаточно сформированы представления о межпредметных связях.
Отметка «0» ставится, если:
· студент не смог раскрыть содержание вопросов билета, обнаружены пробелы в знаниях основного программного материала;
· допускаются существенные фактические ошибки, которые студент не может исправить самостоятельно;
· допущены принципиальные ошибки в ответах на основные и дополнительные вопросы;
· студент не способен к их исправлению без дополнительных занятий по дисциплине.
Коллоквиум
а) типовые вопросы
1. Признаки образовательной системы.
2. Типы данных, получаемых в исследовании.
3. Особенности прикладного исследования.
4. Определение и соотношение понятий методология, метод, методика, процедура, техника исследований.
5. История происхождения и развития культурно-исторической парадигмы.
6. Естественнонаучная традиция в психологии. Общая характеристика, история происхождения и развития.
7. Соотношение понятий проблема и проблемная ситуация.
8. Особенности программы прикладного и теоретического исследования.
9. Определение и соотношение понятий "цель", "задача", "объект", "предмет" исследования.
10. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам.
11. Рабочий план исследования.
12. Полевое исследование.
13. Особенности и стилистические характеристики научного текста.
14. Виды научных текстов, их особенности.
15. Требования к структуре, стилистике изложения и оформлению научной диссертации.
16. Специфика организации научно-исследовательской работы научной школы.
17. Отличительные особенности научных школ.
18. Система классификаций многообразия научных школ.
19. Педагогические цели и функции научных школ.
20. Содержание научной подготовки в научных школах.
б) критерии оценивания компетенций (результатов)
Устный ответ на коллоквиуме позволяет оценить степень форсированности знаний по различным компетенциям. Ответ оценивается по 4 балльной системе.
в) описание шкалы оценивания
Отметка «3» ставится, если:
– знания отличаются глубиной и содержательностью, дается полный исчерпывающий ответ, как на основные вопросы билета, так и на дополнительные;
– студент свободно владеет научной терминологией;
– ответ студента структурирован, содержит анализ существующих теорий, научных школ, направлений и их авторов по вопросу коллоквиума;
– логично и доказательно раскрывает проблему, предложенную в вопросе;
– ответ характеризуется глубиной, полнотой и не содержит фактических ошибок;
– ответ иллюстрируется примерами, в том числе из собственной практики;
– студент демонстрирует умение аргументировано вести диалог и научную дискуссию.
Отметка «2» ставится, если:
– знания имеют достаточный содержательный уровень, однако отличаются слабой структурированностью; содержание вопроса раскрывается, но имеются неточности при ответе на дополнительные вопросы;
– имеющиеся в ответе несущественные фактические ошибки, студент способен исправить самостоятельно, благодаря наводящему вопросу;
– недостаточно раскрыта проблема по одному из вопросов коллоквиума;
– недостаточно логично изложен вопрос;
– студент не может назвать авторов той или иной теории по вопросу;
– ответ прозвучал недостаточно уверенно;
– студент не смог продемонстрировать способность к интеграции теоретических знаний и практики.
Отметка «1» ставится, если:
– содержание вопроса раскрыто слабо, знания имеют фрагментарный характер, отличаются поверхностностью и малой содержательностью, имеются неточности при ответе;
– программные материал в основном излагается, но допущены фактические ошибки;
– студент не может обосновать закономерности и принципы, объяснить факты;
– студент не может привести пример для иллюстрации теоретического положения;
– у студента отсутствует понимание излагаемого материала, материал слабо структурирован;
– у студента отсутствуют представления о межпредметных связях.
Отметка «0» ставится, если:
– обнаружено незнание или непонимание студентом сущностной части психологии;
– содержание вопросов не раскрыто, допускаются существенные фактические ошибки, которые студент не может исправить самостоятельно;
– на большую часть дополнительных вопросов по содержанию студент затрудняется дать ответ или не дает верных ответов.
6.2.3. Практическое задание №1
Цель задания: Проанализировать любое психологическое исследование и выделить процедуру, методы, методики и технику исследования.
а) Содержание задания.
На примере статьи из периодической печати («Психологический журнал», «Вопросы психологии») проанализировать любое психологическое исследование и выделить процедуру, методы, методики и технику исследования.
б) Критерии и шкала оценивания.
Оценивание практических заданий производится по 4-х бальной шкале:
в) шкала оценивания
3 балла ставится если студент:
– владеет научной терминологией;
– выделяет все основные структурные единицы исследования;
– подбирает методы исследования адекватные поставленной задаче;
– осознает методологические особенности выбранного подхода.
2 балла ставится если студент:
– владеет научной терминологией;
– осознает методологические особенности выбранного подхода;
– выделяет ряд элементов исследования и способен при помощи наводящих вопросов сформулировать остальные;
– способен при помощи наводящих вопросов подобрать методы адекватные поставленной задаче.
1 балл ставится если студент:
– осознает особенности выбранного методологического подхода;
– при использовании научной терминологии, формулировке элементов исследования и методов допускает существенные ошибки.
0 баллов ставится если студент
– не осознает специфики методологии,
– не может сформулировать и описать элементы исследования,
– не владеет терминологией
– не способен подобрать методы адекватные поставленной задаче.
Примерный перечень практических заданий:
1. Сформулировать несколько проблем исследований, лежащих в сфере научных интересов студентов. Оценить правильность формулировки проблемы в предложенных работах (курсовые работы студентов-бакалавров)
2. На основе сформулированных ранее проблем исследования сформулировать объект, предмет и гипотезу исследования.
3. На основе проведенного ранее исследования (предыдущих курсовых проектов или выпускной работы) написать отчет для заказчика-неспециалиста.
4. На основе проведенного ранее исследования (предыдущих курсовых проектов или выпускной работы), либо исследования над которым работает студент написать научную статью или тезисы.
5. На основе предлагаемой проблемной ситуации разработать программу и рабочий план исследования (работа ведётся по подгруппам).
6.2.4. Доклад
а) типовые задания (вопросы)
1. Исторические предпосылки формирования и современные тенденции развития культурно-исторической и естественно-научной парадигмы в психологии.
1. Соотношение понятий проблема и проблемная ситуация
2. Стратегический план исследования.
3. Пилотажное исследование
4. Способы графического представления результатов: полигоны распределений, графики и гистограммы
Поощряется самостоятельная формулировка темы доклада (по согласованию с преподавателем).