При разных принципах
не найти общего языка
/Конфуций/
Цель – обосновать и сформулировать основные закономерности воспитания и соответствующие им принципы.
План лекции
1. Определение понятия «закономерности воспитания».
2. Основные закономерности и постулаты воспитания.
3. Законы воспитания.
4. Определение принципа воспитания и основания для их классификации.
5. Системы принципов (общая цель и характер воспитания: воспитание из зоны ближайших интересов; личностный подход; соподчинение основных закономерностей и принципов).
Основные понятия: закономерности воспитания, законы воспитания, принципы воспитания, системы закономерностей и принципов.
1. Закономерности воспитания
Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого-либо процесса. Закономерные связи существуют объективно. Однако для педагога они становятся данностью, фактом, учитываемым в его научной и практической деятельности, только тогда, когда эти связи выяснены, многократно проведены, подтверждены и объявлены. Многие закономерные связи наука уже обнаружила и интерпретировала, многое нам еще неизвестно.
Открытие и обоснование закономерностей начинается, как правило, с выявления противоречий. Следовательно, установление противоречия в воспитании можно рассматривать как предпосылку для поиска и изучения закономерностей.
2. Основные закономерности и постулаты воспитания
Первая закономерность. Воспитание ребенка как формирование в структуре личности социально-психологических новообразований совершается только благодаря активности самого ребенка. При этом заметим, что вхождение в культуру осуществляется через активные условия деятельности воспитанника.
|
Во взаимосвязи с формулировкой закономерности целесообразно выделить постулат, который понимается кактребование, принимаемое в качестве исходного, не нуждающегося в доказательствах. При этом отойдем от многообразия постулатов, выделим главное научное утверждение, которое позволяет назвать закономерность. Итак, сформулируем первый постулат воспитания: организовать воспитание – это организовать активную деятельность ребенка в соответствии с культурой на каждый данный момент жизни и деятельности.
Вторая закономерность. Содержание деятельности детей в процессе их воспитания обусловлено изменяющимися потребностями детей и потому вариативно, определяется на каждый момент развития актуальными потребностями.
Вхождение в культуру происходит благодаря обретаемой человеком окультуренной форме его стремительно развивающихся потребностей.
Второй постулат: необходимо учитывать новые потребности и интересы воспитанника на каждый момент его развития, предъявляя детям новую деятельность и новый объект для взаимодействия в согласии с реальными их интересами и форму взаимодействия с новым объектом.
Третья закономерность. Вхождение в культуру совершается благодаря поддержке педагога, дополняющего слабые силы ребенка собственными усилиями.
Третий постулат: первоначальный этап культуросообразной деятельности необходимо обеспечивать собственными усилиями педагога как центрального субъекта деятельности.
|
Деятельность – феномен существования человека. Структура деятельности: совокупность действий, каждое из которых осуществляется совокупностью операций.
Деятельность
/ / \ \
Действия
//\ //\ //\
операции операции
Функциональное содержание: деятельность имеет мотив, действия подчинены цели, операции есть способы. При этом используются метод дополнительности, сформулированный Нильсон Бором.
Четвертая закономерность. Трудности «вхождения в культуру» преодолеваются ребенком в атмосфере любви к нему со стороны взрослых – педагогика любви.
Четвертый постулат: необходимо внешне проявлять уважение, доброжелательность и любовь к ребенку вне зависимости от свершения им позитивного либо негативного действия, направляя меняющуюся оценку не в адрес ребенка, а в адрес производимых им действий.
Пятая закономерность – (социализация личности – ребенок живет, а не готовится к жизни!). «Вхождение в культуру» и овладение культурой – не имеет подготовительного этапа и совершается в процессе реально проживаемой действительной жизни ребенка.
Пятый постулат: в работе с детьми необходимо педагогически инструментировать внимание и заботу, направленные на достижение предметной цели, на последствия организуемой деятельности, на ход событий, влияющих на самочувствие людей, а также на последствия планируемого и совершаемого воспитанниками действия, но ни в коем случае не на профессиональную заботу о достижении цели воспитания.
+Сформулированные выше закономерности отражают сущность теории воспитания. Но педагогика владеет уникальным наследием А.С. Макаренко
|
3. Законы воспитания
Три основных закона (из педагогического опыта А.С. Макаренко, теоретического наследия И.Ф. Козлова в интерпретации В.М. Коротова [23, с. 55– 60].
1. Закон параллельного педагогического действия. «В жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отношения, которые помимо своего жизненного значения не имели бы значения воспитательного» (И.Ф. Козлов).
2. Единство воспитания и жизни детей. «Каковы содержание и характер жизнедеятельности детей, таковы процесс и результат их воспитания, и человек (люди) как результат воспитания – это продукт своей жизнедеятельности» (И.Ф. Козлов).
3. Закон исторической обусловленности воспитания, отражающей зависимость содержания воспитания от конкретного исторического периода, в котором новое поколение вступает в жизнь и овладевает опытом, который сложился на данный момент.
4. Определение принципа воспитания и основания для классификации создания принципов. Принципы воспитания
Принцип (от лат. Principium – основа, начало)
– 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности;
2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведени
В реальной практике воспитания закономерности реализуются через систему принципов воспитания, которые представляют собой исходные, общие руководящие положения, определяющие сущность его, основные требования, содержание и методику.
Принципы воспитания позволяют перекинуть мостик из педагогической теории в практику. Их совокупность определяется общей целью и характером воспитания (отношения). Выделим основные принципы воспитания.
1. Принцип целенаправленной ориентированности на ценностные отношения.
2. Принцип природосообразности.
3. Принцип культуросообразности (Я.А. Коменский).
4. Принцип связи воспитания с жизнью (аспекты: 1) поддерживает ребенка в трудностях; 2) педагог передает собственный опыт; 3) конструирование жизненного опыта воспитанника).
5. Принцип единства, целостности и преемственности в воспитании.
6. Принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он есть:
1) условное принятие – если ты, то я…;
2) безусловное принятие одного человека другим. Три образа: «Я принимаю тебя уже только за то, что ты есть на этом свете», «Я принимаю тебя таким, каков ты есть», «Я принимаю тебя с твоим потенциалом к изменению». Названный принцип определяет сущность личностно ориентированного подхода к воспитанию. И в тоже время является основополагающим принципом гуманистической педагогики.
7. Принцип уважительного отношения к ребенку (две грани: уважая – беречь; вторая грань уважения – возрастающая мера требовательности к человеку).
8. Принцип «подхода к человеку с оптимической гипотезой », пусть даже с некоторым риском ошибиться (А.С. Макаренко). Воспитанники А.С. Макаренко создали предприятие по производству фотоаппарата «Зенит», технология которого выдержала конкуренцию на протяжении более половины века.
9. Принцип воспитания в коллективе. При этом основной характеристикой может быть его референтность.
10. Принцип учета возрастных, половых и индивидуальный особенностей, который возможно рассматривать как конкретное воплощение принципа природосообразности.
5. Система принципов
Для теории и методики воспитания важно создание системы принципов. Ведущие принципы воспитания из зоны ближайших интересов целесообразно условно разбить на три группы: принципы воспитания, принципы организации воспитательной работы и принципы опережающей воспитательной работы.
Особую миссию в практике воспитания выполняют принципы из зоны ближайших интересов. Первая группа – принципы воспитания:
1. Принцип гуманизации (в Законе «Об образовании», 1992, признание человека высшей ценностью).
2. Принцип толерантности, провозглашенный ЮНЕСКО как необходимый компонент взаимопонимания, уважения, терпимости молодежи разных стран, религий, профессий.
3. Принцип самореализации (самости обучения, воспитания, актуализации, реализации.
Принципы организации воспитательной работы:
1. Принцип коллективизма, группового воспитания.
2. Принцип универсализации воспитания (образовательное учреждение, семья, социум).
3. Принцип сопряженной возрастной идеологии воспитания (педология – наука, изучающая возрастное развитие и выявляющая его закономерности).
4. Принцип совместной творческой работы учащихся, родителей, педагогов.
5. Принцип вариативности воспитания (ситуация выбора).
6. Принцип умеренного традиционализма.
7. Принцип исторической преемственности.
Принципы опережающей воспитательной работы:
1. Ведущий принцип – принцип организации воспитательной работы с ориентацией на зону ближайших интересов, жизненных ценностей и приоритетов современной молодежи.
2. Принцип организации воспитательной работы на базе предварительной социо-педагогической диагностики и социологических исследований субъектов воспитательного процесса.
3. Принцип организации воспитательной работы на основе не авторитарных моделей и планов, планов-ориентиров, моделей механизмов, развивающих инициативу и творчество их исполнителей.
4. Принцип создания дифференцированных моделей и механизмов воспитательной работы, отражающих специфику контингента учащихся региона, социумов и общественных отношений.
5. Принцип организации воздействия на человека всей системы общественных связей в совокупности с разнообразным субъект-субъектным взаимодействием, но с преимущественным воздействием на учащихся со стороны воспитателей-педагогов.
6. Принцип преемственности и взаимосвязи лучших традиций воспитательной работы с целями и задачами воспитания в современных условиях. Зона ближайших интересов (з.б.и.) – это учет набора личностных характеристик (качеств, увлечений, социальных стремлений, ценностных
мотивов и ориентаций), лежащих в основе мотивированного отношения молодежи к окружающей действительности. Это системы, которые выступают в качестве условия продуктивной деятельности молодежи.
Таким образом, набор характеристик, качеств и сопутствующим им интересов, осуществляя побудительные воздействия, вызывает существенные сдвиги в поведении, уровне притязаний молодежи, системе отношений между субъектами взаимодействия и обучения, что особенно важно в учебно-воспитательном процессе.
Принцип, как ориентация на зону ближайших интересов, «развивает и распространяет на сферу воспитания теоретическое положение Л.С. Выготский о «зоне ближайшего развития» (И. Смирнов, Е. Ткаченко). Оно обосновывает эффективность такого воспитания и обучения, которые идут впереди развития, тянут его за собой, выявляя возможности ребенка.
С точки зрения педагогики, можно считать только тот вывод позитивным, который основан на выявленной, подтвержденной и объясненной закономерности.
Принцип – обобщенные требования к организации и осуществлению процесса воспитания. Вместе с тем, в своей деятельности педагог руководствуется не только принципами, но и правилами – более конкретными предписаниями, основывающимися на опыте и результатах научно-педагогических исследований.
Принципы воспитания – это не совет, не рекомендации; они требуют обязательного и полного их воплощения в практику.
Принципы воспитания требуют комплексного использования – не поочередно, не поэтапно, не изолированно, а одновременно и фронтально следует их применять. Принципы воспитания – это не рецепты и не правило, они не заменят знаний, опыта, мастерства педагога.
Вопросы для самостоятельного осмысления
1. В принципах детализируются концептуальные установки педагога, осознание егопрофессионально-педагогической или исследовательской позиции. Система принципов, направленных на реализацию ценностно-целевых установок педагога, составляет ядро профессионально-педагогической концепции.
- Что понимает учитель в качестве идеального педагогического
результата своей деятельности в данных условиях?
- Какими принципами руководствуется педагог, реализуя
в воспитательной деятельности свои целевые установки?
- Как названные и раскрытые в данной лекции принципы воспитания
отвечают понятию «гуманистическая педагогика»?