Как известно, по решению конфликта в международном сообществе сконструированы различные подходы, среди них основные: а) мирное решение вопроса путем всесторонних переговоров; б) необходимость военного вмешательства в конфликт; в) гражданская война, но таковой способ признан как сугубо личное дело государства. Главная роль в решении конфликтов и острых проблем относится к Совету Безопасности ООН. Это единственная мировая организация, имеющая достаточные полномочия для реализации конкретных действий на территории Сирии для восстановления мира и порядка.
Одной из первых стран-членов Совета Безопасности, высказавших собственное видение конфликта, была Россия. Она призвала положить конец насилию и найти мирный способ решения проблемы. Вскоре с критикой о применении силы выступили Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и Президент США Барак Обама. Только 29 апреля 2011 г. Совет по правам человека принял резолюцию, осуждающую применение силы властями против мирных демонстрантов в Сирии. За резолюцию проголосовало 26 стран, девять выступили против. Действия ООН в вопросе о Сирии с первых дней не имели согласованной позиции, сразу наметился раскол на два противоположных лагеря. Этим воспользовались противоборствующие стороны в самой Сирии, которые стали использовать в своих интересах «раскол» мирового сообщества.
Пытаясь вернуть мирное положение в стране, президент Сирии Башар Асад выступил в августе 2011 г. с заявлением о прекращении операции против вооруженных оппозиционеров. Практически одновременно (18 августа) Президент США Барак Обама открыто призвал Асада уйти с поста, заявив, что «будущее Сирии должно определяться ее народом, но президент Башар Асад стоит у них на пути» [4]. Его призыв поддержали лидеры Франции, Германии и Великобритании, также и Верховный представитель ЕС по общей внешней политике.
В сентябре 2011 г. последовало введение санкций Европейского Союза в отношении сирийского режима: объявлен запрет на импорт сирийской нефти и нефтепродуктов в страны ЕС; введен запрет на инвестиции в нефтяной сектор; введены санкции против сирийских министров - юстиции и информации. Примеру ЕС последовали США. Российская Федерация отказалась поддержать призыв Барака Обамы. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Россия выступает против односторонних санкций.
Следующим шагом ООН было создание комиссии для расследования действий властей Сирии. Комиссия не смогла прийти к консенсусу из-за противоречий среди членов СБ: Россия, КНР и несколько других стран отвергли несколько проектов резолюции, посчитав их слишком жесткими. В российском проекте резолюции (декабрь 2011 г.), предложенном СБ, указана необходимость прекращения кровопролития, но упоминаний о каких-то санкциях нет. Китай безоговорочно поддерживает Россию, Запад отказывается от любых предложений по резолюции со стороны России, несмотря на ряд вносимых в проект доработок. Так, изменения в российском проекте коснулись того пункта резолюции, где президента Асада призвали уйти в отставку: этот пункт был убран из текста. Но был сохранен пункт, где Сирия должна следовать плану Лиги Арабских Государств (ЛАГ), который призывает Башара Асада передать власть вице-президенту.
Дебаты в СБ ООН продолжались, проект был отправлен на рассмотрение правительствам стран-членов СБ. Россию и Китай не устраивали некоторые положения по введению санкций, что влекло за собой очередную блокировку резолюции. 16 февраля 2012 г. Генеральная Ассамблея ООН 137 голосами «за» при 17 воздержавшихся (посчитали решение несбалансированным) и 12 голосах «против» одобрила резолюцию о ситуации в Сирии [5].
В тексте резолюции содержится поручение Генеральному секретарю назначить Специального посланника ООН по Сирии. Резолюция была представлена делегацией Египта от имени Лиги арабских государств. Ее соавторами стали более 70-ти государств. В числе делегаций, проголосовавших против этой резолюции, - Россия, Беларусь, Китай, Куба, Венесуэла, КНДР, Иран. Генеральная Ассамблея поддержала принятое Лигой арабских государств 22 января 2012 года решение содействовать переходу страны по воле сирийского народа к демократической, плюралистической политической системе.
Таким образом, в 2011-2012 гг. в ООН создалась безвыходная ситуация, которая связана с разницей во взглядах на дальнейшее урегулирование конфликта. Следует указать и на тот факт, что пока ООН и пять постоянных членов СБ искали решения затянувшего конфликта, беспорядки в стране росли, число жертв увеличивалось с каждым днем.