Подходы ООН и ЕС к урегулированию кризиса




Как известно, по решению конфликта в меж­дународном сообществе сконструированы раз­личные подходы, среди них основные: а) мирное решение вопроса путем всесторонних перегово­ров; б) необходимость военного вмешательства в конфликт; в) гражданская война, но таковой спо­соб признан как сугубо личное дело государства. Главная роль в решении конфликтов и острых проблем относится к Совету Безопасности ООН. Это единственная мировая организация, имею­щая достаточные полномочия для реализации конкретных действий на территории Сирии для восстановления мира и порядка.

Одной из первых стран-членов Совета Без­опасности, высказавших собственное видение конфликта, была Россия. Она призвала поло­жить конец насилию и найти мирный способ решения проблемы. Вскоре с критикой о при­менении силы выступили Генеральный секре­тарь ООН Пан Ги Мун и Президент США Барак Обама. Только 29 апреля 2011 г. Совет по правам человека принял резолюцию, осуждающую при­менение силы властями против мирных демон­странтов в Сирии. За резолюцию проголосовало 26 стран, девять выступили против. Действия ООН в вопросе о Сирии с первых дней не имели согласованной позиции, сразу наметился раскол на два противоположных лагеря. Этим восполь­зовались противоборствующие стороны в самой Сирии, которые стали использовать в своих ин­тересах «раскол» мирового сообщества.

Пытаясь вернуть мирное положение в стра­не, президент Сирии Башар Асад выступил в августе 2011 г. с заявлением о прекращении опе­рации против вооруженных оппозиционеров. Практически одновременно (18 августа) Прези­дент США Барак Обама открыто призвал Асада уйти с поста, заявив, что «будущее Сирии долж­но определяться ее народом, но президент Башар Асад стоит у них на пути» [4]. Его призыв под­держали лидеры Франции, Германии и Велико­британии, также и Верховный представитель ЕС по общей внешней политике.

В сентябре 2011 г. последовало введение санкций Европейского Союза в отношении си­рийского режима: объявлен запрет на импорт си­рийской нефти и нефтепродуктов в страны ЕС; введен запрет на инвестиции в нефтяной сектор; введены санкции против сирийских министров - юстиции и информации. Примеру ЕС после­довали США. Российская Федерация отказалась поддержать призыв Барака Обамы. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Россия выступает против односторонних санкций.

Следующим шагом ООН было создание ко­миссии для расследования действий властей Си­рии. Комиссия не смогла прийти к консенсусу из-за противоречий среди членов СБ: Россия, КНР и несколько других стран отвергли несколь­ко проектов резолюции, посчитав их слишком жесткими. В российском проекте резолюции (декабрь 2011 г.), предложенном СБ, указана не­обходимость прекращения кровопролития, но упоминаний о каких-то санкциях нет. Китай без­оговорочно поддерживает Россию, Запад отка­зывается от любых предложений по резолюции со стороны России, несмотря на ряд вносимых в проект доработок. Так, изменения в россий­ском проекте коснулись того пункта резолюции, где президента Асада призвали уйти в отставку: этот пункт был убран из текста. Но был сохранен пункт, где Сирия должна следовать плану Лиги Арабских Государств (ЛАГ), который призывает Башара Асада передать власть вице-президенту.

Дебаты в СБ ООН продолжались, проект был отправлен на рассмотрение правительствам стран-членов СБ. Россию и Китай не устраивали некоторые положения по введению санкций, что влекло за собой очередную блокировку резолю­ции. 16 февраля 2012 г. Генеральная Ассамблея ООН 137 голосами «за» при 17 воздержавшихся (посчитали решение несбалансированным) и 12 голосах «против» одобрила резолюцию о ситуа­ции в Сирии [5].

В тексте резолюции содержится поручение Генеральному секретарю назначить Специаль­ного посланника ООН по Сирии. Резолюция была представлена делегацией Египта от имени Лиги арабских государств. Ее соавторами стали более 70-ти государств. В числе делегаций, про­голосовавших против этой резолюции, - Рос­сия, Беларусь, Китай, Куба, Венесуэла, КНДР, Иран. Генеральная Ассамблея поддержала при­нятое Лигой арабских государств 22 января 2012 года решение содействовать переходу страны по воле сирийского народа к демократической, плюралистической политической системе.

Таким образом, в 2011-2012 гг. в ООН соз­далась безвыходная ситуация, которая связана с разницей во взглядах на дальнейшее урегулиро­вание конфликта. Следует указать и на тот факт, что пока ООН и пять постоянных членов СБ ис­кали решения затянувшего конфликта, беспоряд­ки в стране росли, число жертв увеличивалось с каждым днем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: