Следующим этапом в сирийском конфликте стала договоренность с ООН по организации совместной гуманитарной миссии. Значительным событием явился визит спецпредставителя ООН и ЛАГ по Сирии Кофи Аннана для встречи с президентом Б. Асадом и с представителями оппозиции. Тем самым обозначено присутствие в сирийском конфликте значимых политических фигур и их личный поиск мирных способов урегулирования конфликта. Инициатива Кофи Аннана заключалась в том, чтобы провести переговоры со всеми сторонами конфликта. Она была поддержана ЕС. Башар Асад согласился содействовать ООН в лице Кофи Анана, отметив, что диалог невозможен до тех пор, «пока на территории страны орудуют террористы».
21 марта 2012 г. СБ ООН принял заявление, в основу которого был заложен план по урегулированию кризиса в Сирии, предложенный Кофи Аннаном. Наметился компромисс - предложения Аннана, направленные на преодоление кризиса в Сирии, были единогласно поддержаны СБ ООН. Сам факт того, что международные участники хоть как-то могут договориться, представлял собой определённый успех. В документе СБ содержался призыв ко всем сторонам конфликта о «прекращении всех форм вооружённого насилия» под наблюдением ООН. Это стало главным положением, так как прежние подобные предложения направлялись исключительно правительственным войскам Сирии. Несмотря на то, что план Аннана по-прежнему предлагал осуществить первые шаги режиму Асада, с 12 апреля 2012 г. был начат вывод сирийских войск из крупных городов страны.
Выполнение плана Аннана контролировала миссия невоенных международных наблюдателей. 14 апреля 2012 г. СБ ООН единогласно принял резолюцию № 2042. Документ призывал «сирийское правительство и все остальные стороны обеспечить возможность выполнения передовой группой своих функций», гарантировать ей безопасность «без ущерба для свободы передвижения и доступа». Основной задачей группы, в свою очередь, было провозглашено обеспечение контроля за соблюдением сторонами договорённости о прекращении огня и всех форм насилия и выполнением положений плана Аннана в целом. Предполагалась отправка 30 международных невоенных наблюдателей в Сирию. 22 апреля 2012 г. СБ ООН была принята резолюция № 2043, предполагающая увеличение числа наблюдателей в 10 раз - до 300 человек [8]. Данное предложение принадлежало генсеку ООН Пан Ги Муну, сам же текст документа объединял в себе выдвинутые ранее как западные, так и российские предложения.
В тот же период Россия и ЛАГ согласовали позицию по Сирии, она состояла из пяти основных пунктов:
1. Прекращение любого насилия.
2. Создание беспристрастного механизма мониторинга.
3. Никакого внешнего вмешательства.
4. Беспрепятственная доставка гуманитарной помощи всем сирийцам.
5. Поддержка миссии Кофи Аннана.
Результатом деятельности миссии ООН стало заключение о необходимости защиты гражданского общества. На повестку дня СБ ООН был вынесен вопрос о прекращении боевых действий, унесших более 70 тысяч человеческих жизней. Со своей стороны, Сирийский Национальный совет в середине марта 2012 г. выступил с обращением, где просил западные и арабские государства о военном вмешательстве в конфликт с целью организации «гуманитарных коридоров», бесполётных зон и зон безопасности для защиты мирного населения.
Следующий этап сирийского кризиса связан с уходом Кофи Аннана с поста спецпредставителя ООН и ЛАГ по Сирии и назначением на этот пост Лахдара Брахими — бывшего министра иностранных дел Алжира.
Экономические последствия затянувшегося кризиса в Сирии
Американский ученый Нуриэль Рубини (Nou-riel Roubini) оценивает ситуацию пессимистично. Он считает, что политические беспорядки на Ближнем Востоке имеют «мощные экономические и финансовые последствия, в частности потому, что они увеличивают риск стагфляции, смертельного сочетания замедленных темпов роста экономики и резкого увеличения уровня инфляции» [9]. В анализе Рубини присутствует историческая перспектива, когда серьезная нестабильность на Ближнем Востоке, всегда становилась источником резких колебаний нефтяных котировок (1973, 1979, 1990 гг.) и аналогичного стагфляционного роста. «Если беспорядки будут остановлены и отступят, то нефтяные котировки вернутся на более низкие уровни», считает он. Вместе с тем «существует серьезный шанс того, что восстания распространятся, дестабилизировав Бахрейн, Алжир, Оман, Иорданию, Йемен и, в конечном счете, Саудовскую Аравию». В краткосрочной перспективе для снижения риска стагфляции возможны следующие политические действия: Саудовская Аравия как член ОПЕК увеличит объемы поставок нефти; США используют свой стратегический нефтяной запас для увеличения предложения нефти на рынке.
Экономика тесно связана с политикой, поэтому политические последствия также неутешительны. «Для региона должна быть разработана смелая новая программа помощи, по модели плана Маршалла для Западной Европы после Второй мировой войны, или по образцу поддержки, оказанной Восточной Европе после крушения Берлинской стены». Финансирование должно идти от Международного Валютного фонда, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, а также оказываться в рамках двусторонней поддержки, предоставляемой США, Европейским Союзом, Китаем и странами Залива. Цель - стабилизировать экономики этих стран, пока они осуществляют свой тонкий политический переход.
Переход от автократии к демократии на Ближнем Востоке, вполне вероятно, будет ухабистым и нестабильным, в лучшем случае. В странах со сдерживаемым стремлением к более высоким доходам и уровню социального обеспечения, демократический пыл может привести к серьезному дефициту бюджета, чрезмерным требованиям в области заработных плат и высокой инфляции, что, в конечном счете, вызовет жесткий экономический кризис. Учитывая нынешнюю чувствительность нефтяных котировок к рискам, страдания не ограничатся Ближним Востоком.
При отсутствии согласованного российско-американского видения перспектив по выходу из конфликта регион поляризован жестким режимом и аморфной оппозицией.
Действия Башара Асада и сирийской оппозиции в оценке международных экспертов
Стороны конфликта - сторонники режима Башара Асада и оппозиция, предлагая на словах «политическое решение», воспринимается одной стороной как капитуляция другой.
Башар Асад является президентом Сирии с 2000 г. Действия режима Башара Асада в настоящее время направлены на возможные реформы государственной власти путем новых выборов. Весной 2012 г. Б. Асад объявил о проведении парламентских выборов 7 мая на основе многопартийности и в соответствии с конституцией, принятой в феврале 2012 г. В январе 2013 г. он предложил свой план по урегулированию конфликта: «Первым этапом выхода из кризиса должно стать обязательство иностранных государств о прекращении финансовой поддержки террористов. На втором этапе — созыв правительственной конференции по национальному диалогу. Третьим — создание нового правительства и объявление всеобщей амнистии» [10]. Эту инициативу США и европейские страны оценили как очередную попытку Асада удержать власть.
Башар Асад не намерен покидать пост президента, напротив, недавно объявил, что примет участие в выборах 2014 г. По данным ЦРУ, на президентских выборах в 2014 году, Башар Асад может набрать до 75%
Асада осуждают за то, что он и его режим «потворствовал отвратительному поведению своих приверженцев, включая рядовых деятелей; поощрял распространение сектантства; уничтожил целые города, миллионы людей были вытеснены из своих домов, оставшись без крова и т.д. «Асад мог быть больше, чем лидер своего собственного лагеря, но он создал гораздо больше проблем, чем их можно реально решить» [11]. В свою очередь, Башар Асад, характеризуя события в раздираемой внутренним конфликтом Сирии, отвергает утверждение о том, что там происходит революция. Асад считает, что дестабилизацию обстановки спровоцировали западные страны совместно с некоторыми арабскими партнерами [12]. Панарабская газета «Аль-Кудс аль-Араби» приводит высказывание министра иностранных дел Ливана Аднана Мансура, утверждающего, что происходящее в Сирии является сведением счетов Запада с Башаром Асадом за его позицию по палестинской проблеме. Сирия, по словам Мансура, должна сама решать свои проблемы путем внутреннего диалога, и такого мнения, кроме Ливана, придерживается и ряд других арабских государств, включая Ирак и Иорданию [13].
В отношении деятельности сирийской оппозиции также имеется критический подход. В отчете международной кризисной группы (International Crisis Group) говорится о том, что «преобладающие течения внутри оппозиции были почти полностью зациклены на свержение режима, они борются между собой за долю власти, которую они еще не достигли». Оппозиция, пренебрегая важной составляющей политической борьбы - ежедневной политической работой, скорее строит абстрактные планы, нежели конкретные планы на будущее. Внутри самой оппозиции идет «междоусобное соперничество», а много энергии тратится на внутренние разногласия, что отражаются на позиции их внешних союзников.
Как Вашингтон и Анкара работают с «сирийской оппозицией». Новые подробности Корреспонденту в Дамаске Ринату Ахметзянову удалось встретиться с высокопоставленным офицером сирийских спецслужб, который раскрыл некоторые «закулисные» аспекты вооружённого противостояния между законным правительством Сирии и так называемой «демократической оппозицией» Как сообщил корреспонденту высокопоставленный сотрудник сирийских спецслужб, в настоящий период по некоторым причинам практически прекратилась поддержка бандформирований со стороны Иордании. С начала мая через сирийско-иорданскую границу боевики получали лишь продовольствие. В то же время, активно продолжается снабжение боевиков оружием и боеприпасами со стороны Турции. Поставка продовольствия и оружия для боевиков с турецкой территории идёт через структуры турецко-американской секты «Фетхуллахчилар», штаб-квартира которой находится в американском штате Пенсильвания. Данный религиозный орден возглавляет выходец из Турции Фетхуллах Гюлен, проживающий в настоящее время в США. Возглавляемая им организация «Фетхуллахчилар» представляет собой ответвление исламистской секты «Нурджулар». Снабжение боевиков продовольствием, медикаментами и одеждой происходит также по линии турецкого фонда «Азиз Махмуд Худаи», который получает финансирование от саудовских шейхов через так называемую «Исламскую корпорацию развития частного сектора» (штаб-квартира данной «предпринимательской» корпорации находится в Джидде, Саудовская Аравия). Через структуры фонда «Азиз Махмуд Худаи» сирийским боевикам доставляется и религиозная литература (на арабском, русском, уйгурском, киргизском и английском языках), с целью формировать у мусульман-суннитов неприязненное отношение к приверженцам других религиозных течений (к христианам, шиитам и алавитам). По словам сотрудника сирийских спецслужб, данный турецкий фонд под видом благотворительности оказывает поддержку самым разным исламистским группировкам в разных странах, включая салафитов в Боснии, «Ансар Дине» (исламистская группировка) в Мали, «Хизб-ут-Тахрир» («Партия исламского освобождения») в Пакистане и в Киргизии. Известно, что данный турецкий фонд во время вооружённого конфликта в Боснии (1992-95) оказывал поддержку боснийским исламистам. Открытые на средства фонда в Боснии мусульманские учебные заведения оказались под контролем салафитов. По мнению сирийского «силовика», спецслужбы США используют данный турецко-саудовский фонд либо в случаях когда необходимо укрепить исламистские группировки действующие в интересах американского режима и его союзников, либо в случаях когда необходима дестабилизация ситуации в той или иной стране, в целях достижения так называемого «управляемого хаоса», как правило также путём усиления тех или иных исламистских группировок. Причём если в одной стране фонд может оказывать поддержку той же «Хизб-ут-Тахрир», то в другом регионе мира он может оказывать помощь группировке которая является враждебной по отношению к «Хизб-ут-Тахрир» - если того требуют интересы правящего в США «двухпартийного» режима. При этом рядовые сотрудники турецкого фонда искренне считают что всего лишь занимаются благотворительной помощью «угнетённым» и нуждающимся мусульманам в разных странах и воспринимают свою работу как служение Аллаху. Что касается «Фетхуллахчилар», по словам офицера сирийских спецслужб данная организация оказывает помощь сирийским боевикам – по линии подконтрольной «американскому турку» Фетхуллаху Гюлену ассоциации турецких предпринимателей TUSKON. При этом действует отработанная годами модель взаимодействия турецких предпринимателей с «Фетхуллахчилар» через структуры TUSKON. Вступая в данную ассоциацию – предприниматель получает возможность реализовывать свою продукцию в странах Африки и Юго-Восточной Азии через представительства TUSKON. Благодаря этому турецкие бизнесмены имеют возможность значительно расширить объёмы продаж своей продукции. Однако за это каждый предприниматель должен отстёгивать «долю» от прибыли своим благодетелям, и эти средства идут на финансирование различных программ организации Гюлена. С начала американо-ваххабитской агрессии против Сирии в 2011 году большая часть этих средств стала направляться на оказание «гуманитарной помощи» боевикам антибашаровской оппозиции. По информации сирийского «силовика», славянские наёмники также переправлялись в Сирию по линии «Фетхуллахчилар» («Нурджулар»). В Николаевской области Украины несколько лет действовало нелегальное медресе «Нурджулар», в которое отбирались молодые мужчины и женщины славянской национальности, для дальнейшего обучения они направлялись в Турцию. Часть этих «украинских мусульман» позже была переправлена в Сирию для участия в вооружённом конфликте против Башара Асада на стороне «демократической оппозиции». При этом с самого начала планировалось что этих наёмников можно будет использовать для различных провокаций в целях доказательств что «русские воюют на стороне режима Асада», либо с обратной целью – для доказательств что «даже русские воюют против Асада, выступая против Путина который поддерживает сирийский режим».
Источник: https://greenkomitet.ru/forum/sobytiya-novosti/siriya/1440-siriya-novosti-kto-sponsiruet-boevikov-v-sirii.html
© za-kaddafi.greenkomitet.ru
"США осуществляли ранее и продолжают в настоящее время прямое финансирование сирийской оппозиции, - сообщается в опубликованных документах WikiLeaks, - США вливали деньги в
сирийскую оппозицию в течение нескольких лет, даже когда США пытались снова установить контакты с правительством президента Асада". Только что опубликованные "Викиликс" депеши показывают, что Госдепартамент США тайно финансировал сирийские оппозиционные группы и другие оппозиционные проекты в течение, по крайней мере, пяти лет, утверждает и "Вашингтон Пост". Эта помощь продолжала поступать сирийской оппозиции даже после того, как США начали проводить политику восстановления контактов с Сирией при президенте Бараке Обаме в 2009 году, сообщает "Пост".
УЧАСТНИКИ боевых действий
На стороне оппозиции