Психологическая коррекция отрицательных эмоциональных состояний у детей с ОПФР.




Профилактика и преодоление тревожных состояний у детей с ОПФР в образоват п-се.

Профилактика заключается в следующем: -гуманизация педагогич п-са, -использование психологич м-дов во время уроков (релаксация, драматизм, арт.терапии), - психолого.пед. сопровождение ребенка с ОПФР, -профилактика конфликтных взаимоотношений в учебном классе, -формир-е позитивной мотивации на учебу и общение.

 

25. Профилактика и преодоление агрессивных состояний у детей с ОПФР. Для глубоких эмоциональн наруш-й х-рны такие симптомы,как –раздражит-ть,обида, негативизм, подозрительность, апатия, вялость, чувство вины. Почти все эти реакции относятся к проявлениям скрытой или подавляемой агрессии. Р-та проводится в 3 направлениях: 1. Р-та с гневом (обуч-е способам выражения гнева).2. Обуч-е навыкам распознания и контроля, умению владеть собой в различных ситуациях).Дети с трудом называют свое эмоциональн состояние, м использовать плакаты с эмоциональн состояниями, сделать рисунки «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», научить понимать ощущения своего тела.3. Формир-е способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. Агрессивн дети имеют низкий уровень эмпатии.Ролевые игры,беседы,инсценировки помогут детям осознать ся на месте другого чела.Если же приходится наказать ребенка-то не унижая его достоинства.

Агрессия - отражение внутреннего дискомфорта.Такой ребенок прежде всего нуждается в ласке. М остановить ребенка словом, отвлечь игрушкой, создать физич препятствие(взять за плечи, отвести руку).Для преодоления м использовать игры, рисование, музыку, танцы, лепку, конструирование.

 

26.Особен-ти орг-ции педагогич р-ты с детьми с синдромом «дефицита внимания и гиперактивностью». Для таких детей х-рно:Незавершенность в выполнении заданий, неорганизов-ть, невыполнение указаний и инструкций,деструктивное поведение,трудности взаимоотнош-й с окружающими.Подход в коррекции д/б комплексным.Нужно научится сотрудничать с такими детьми.

1. Эмоционально поддерживать. 2. Избегать жестких оценок, угроз. 3. Давать ток одно задание на определенный отрезок времени. 4. Оберегать от утомления. 5. Предоставлять ребенку возможность адекватно расходовать избыток энергии. 6. Использовать единый стиль общения с ребенком. Очень эффективным приемом явл-ся тактильный контакт(положить руку на плечо,когда тот начнет отвлекаться). Такому ребенку лучше р-тать в начале урока и утром, успешнее справляется работая один на один со взрослым.Вначале педагог даже м понизить требования к аккуратности выполнения заданий.Необходимо заранее предупреждать о смене вида д-ти…«осталось 3 мин»,использовать сигнал таймера… С-ма поощрений и наказаний д/б гибкой, последовательной. Поощрения д иметь моментальный х-р и чередоваться через 15-20 минут. Педагог всегда должен проявлять спокойствие.

 

 

Психологическая коррекция отрицательных эмоциональных состояний у детей с ОПФР.

Психологическая коррекция – действенный способ оказания психопрофилактической помощи. Психокоррекция в широком смысле – это комплекс психологичкских и клиникопедагогических воздействий, направленный на устранение имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле это психологическое воздействие. Направленное на оптимизацию развития психических процессов и гармонизацию личностных свойств [Мамайчук И.И].

Два основных подхода к психологической коррекции психического развития ребенка – психодинамический и поведенческий [Бурменская Г.В.]. Цель психодинамического подхода – создание условий, снимающих внешние социальные преграды на пути развертывания внутриличностного конфликта ребенка. В младшем школьном возрасте это эффективно достигается с помощью арт-терапии, в первую очередь рисования. Арт – терапия направлена на развитие самовыражения и самопознания ребенка через искусство, на развитие способностей к конструктивным действиям с учетом реальностей окружающего мира. Цель поведенческой коррекции – приобретение ребенком новых реакций, формирование адаптивных форм поведения и угасание, торможение дезадаптивных. Это достигается с помощью различных поведенческих тренингов, психорегулирующих тренировок.

Рассматривая вопрос о коррекции эмоциональной сферы ребенка, мы говорим о ее гармонизации. Направленной на преодоление негативных эмоциональных состояний, нарушений в функционировании или отставаний в развитии тех или иных составляющих эмоциональной сферы ребенка, а также о компенсации негативных особенностей личности, складывающихся на основе данных процессов. То есть методы коррекционного воздействия призваны осуществить такое психологическое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, которое приведет к нормализации ее функционирования. Коррекция эмоционального развития ребенка происходит с опорой на различные виды детской деятельности, что позволяет продуктивно компенсировать имеющиеся недостатки и закрепить достигнутый результат, а также обогатить эмоциональное развитие ребенка, используя возможности его возраста. Часто это техники, связанные с использованием игровой и музыкально – эстетической деятельности.

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это целесообразно организованная система психологических воздействий. Основными направлениями психологической коррекции эмоциональных нарушений являются:

- смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

- повышение их активности и самостоятельности;

- устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими как аффективность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

- коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Формирование эмоционально- волевой сферы детей с ЗПР является центральным звеном в системе психологической коррекции. Многие трудности школьной адаптации детей с ЗПР обусловлены их эмоциональной незрелостью и нарушениями эмоциональной регуляции поведения.

Благоприятным фоном для формирования эмоционального неблагополучия у детей с ЗПР является органическое поражение центральной нервной системы, что способствует формированию органических патохарактерологических особенностей. У подавляющего большинства детей с ЗПР отчетливо проявляется повышенная раздражительность, тревожное беспокойство, капризность, негативизм. Все это способствует формированию таких личностных характеристик как противоречивость, сенситивность, инфантилизм, эгоцентризм, импрессивность.

Важным и нередко определяющим фактором, предрасполагающим ребенка с ЗПР к эмоциональному неблагополучию, являются неадекватные родительские установки и дисгармоничный стиль семейного воспитания. Особое значение в психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ЗПР имеют игровые методы.

На сегодняшний день проблема психологического сопровождения детей с задержкой психического развития приобретает все большую актуальность в связи с резким увеличением их числа. При анализе исследовательских работ Т.А. Власовой, К.С.Лебединской, В.И.Лубовского, Н.А.Менчинской, М.С.Певзенр,У.В.Ульенковой, С.Г.Шевченко установлено, что часть конкретных проблем в развитии личности детей с ЗПР связана с эмоционально – волевой сферой. Для эмоционального портрета ребенка с ЗПР характерны пониженный фон настроения, бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально – экспрессивных средств общения; неадекватные формы эмоционального реагирования на изменение ситуации (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности): повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству. Несмотря на это, дети с ЗПР обладают достаточными компенсаторными возможностями.

Коррекционно – развивающая программа занятий с детьми должна быть направлена на повышение уровня развития эмоциональной устойчивости детей с ЗПР (старшего дошкольного и младшего школьного возраста). Каждое занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Вводная: Цель вводной части – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствия, игры с именами.

Основная. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на коррекцию коммуникативной, познавательной и эмоционально – личностной сфер ребенка. Основные процедуры:

- Упражнения на мышечную релаксацию (мимическая, дыхательная, двигательные упражнения), что дает детям возможность испытывать разнообразные мышечные ощущения, направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, различать и сравнивать их;

- Упражнения на проигрывание детьми различных эмоций, которые предполагают эмоциональный контакт друг с другом. Эти упражнения направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно проживать; конечной целью является овладение детьми навыками управления своей эмоциональной сферой;

- Игры и упражнения на развитие невербальных навыков общения(пантомимы, мимика, жесты);

- Упражнения на развитие саморегуляции детей (умение детей регулировать свои поведенческие реакции, находить выходы из затруднительных ситуаций, выделять и узнавать типичные формы адаптивного и неадаптивного поведения, приобретать и закреплять приемлемые для них стереотипы поведения и способы разрешения конфликтов, тем самым развивая навыки самостоятельного выбора и построения подходящих форм реакций и действий в разных ситуациях).

Завершающая: Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительного эмоционального фона, приведение в равновесие эмоционального состояния детей, улучшения их самочувствия и настроения. Проводится какая – либо общая игра – забава или какой – либо вид коллективной деятельности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: