Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Тревожность не связана с определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует ребенку в любом виде деятельности.
Когда же ребенок боится чего -то конкретного, это является проявлением страха (страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства). К.Изард объясняет различие терминов «страх» и «тревога» таким образом: - тревога – это комбинация некоторых эмоций, а страх лишь одна из них. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают» [А. И. Захаров]. Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.
Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
- противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом).
- неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);
- негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку.
Учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми.
|
Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.
Критерии определения тревожности:
- постоянное беспокойство;
- трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо;
- мышечное напряжение (например, в области лица, шеи);
- раздражительность;
- нарушение сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Помощь тревожному ребенку. Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
- Повышение самооценки;
- Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
- Снятие мышечного напряжения.
Повышение самооценки. Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Для этого надо обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Однако похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод, чтобы похвалить ребенка. Желательно. Что бы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе…», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих взглянуть на себя «глазами других детей».
|
Обучение детей умению управлять своим поведением. Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Очень важно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы.Желательно, что бы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут детям осознать. что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.
Нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако, речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.
Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их.
Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо наклониться к нему, либо приподнять ребенка до уровня ваших глаз.
|
Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой – то мере успокоит ребенка. Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним. Этому способствует участие детей в выступлениях перед публикой, выход на сцену.
Кроме описанного выше применяются и другие приемы работы: психогимнастические упражнения, рисование своего страха и других эмоций, рассказывание придуманных совместно со взрослым сказки, истории со счастливым концом. Герой сказки обязательно добивается успеха, хотя на его пути иногда встречаются преграды.
Очень полезно применят в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка.
Снятие мышечного напряжения. Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.
Правила работы с детьми с тревожными детьми:
Избегать состязаний и каких – либо видов работ, учитывающих скорость.
Не сравнивать ребенка с окружающими.
Чаще использовать телесный контакт.
Способствовать самооценке ребенка, чаще хвалить его, но так, чтобы он знал, за что.
Чаще обращаться к ребенку по имени.
Не предъявлять к ребенку завышенных требований.
Быть последовательными в воспитании ребенка.
Быть последовательными в воспитании ребенка.
Стараться делать ребенку как можно меньше замечаний.
Использовать наказание лишь в крайних случаях.
Не унижать ребенка, наказывая его.