· отвечает за состояние готовности штаба к работе в мирное и военное время, оповещение и сбор руководящего состава объекта, за отработку документов по планированию и управлению мероприятиями на объекте, по подготовке персонала гражданских организаций (формирований) ГО и медицинских формирований СМК к работе в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
· имеет право отдавать распоряжения от имени главного врача - начальника ГО объекта по вопросам в объеме своих функциональных обязанностей, представлять предложения по комплектованию штаба, формирований персоналом, заслушивать должностных лиц штаба и заведующих отделениями больницы, руководителей служб о выполнении ими функциональных обязанностей и повышении своих специальных знаний по вопросам гражданской обороны и СМК, представлять предложения о поощрениях и взысканиях;
обязан:
· организовать работу штаба ГО ЧС объекта, обеспечить его повседневную готовность к действиям в мирное и военное время;
· разработать совместно с членами штаба функциональные обязанности должностных лиц, организовать их изучение, докладывать начальнику ГО объекта об уровне подготовки должностных лиц, их соответствии занимаемым должностям в составе штаба;
· спланировать и организовать подготовку штаба, персонала больницы и личного состава медицинских формирований в соответствии с приказом начальника ГО объекта и планом основных мероприятий в текущем году;
· обобщать данные по состоянию защиты персонала и больных на объекте (обеспеченности защитными сооружениями, средствами индивидуальной защиты и др.);
· организовать работу штаба по отработке документов по планированию и управлению гражданской обороны, проведению учений;
· спланировать и организовать проведение мероприятий по подготовке загородной зоны по месту развертывания больницы в случае ее эвакуации;
· совместно с руководящим и техническим персоналом изучить вопросы повышения устойчивости функционирования объекта в военное время, отрабатывать планы (годовые, на пятилетку и перспективные) по повышению устойчивости функционирования объекта;
· в соответствие с обстановкой и распоряжением начальника ГО обеспечить оповещение и сбор руководящего состава и персонала в соответствии с планом, организовать работу штаба по выполнению предусмотренных мероприятий;
· организовать работу по оценке обстановки, поддерживать связь с органами управления ГО ЧС и здравоохранения района (города), своевременно получать необходимую информацию, докладывать главному врачу больницы предложения для принятия решения, вести соответствующую документацию (донесения, распоряжения и др.);
· контролировать выполнение распоряжений начальника ГО - главного врача, анализировать сложившуюся обстановку, обобщать данные по выполнению мероприятий объектом в условиях сложившейся обстановки;
· систематически повышать свои специальные знания, принимать участие в мероприятиях, проводимых по планам гражданской обороны города (района);
· как заместитель главного врача (по его поручению) выполнять другие обязанности, связанные с подготовкой объекта к работе в военное время, проводить инструктаж вновь принимаемого на работу персонала, участвовать в проведении больничных конференций, в аттестации персонала больницы и обсуждении кандидатур на должности с учетом их подготовки к работе в гражданской обороне.
Характеристика территории и планировки лечебно-профилактического учреждения, кадровый состав по подразделениям
На схеме территории ЛПУ наносятся:
- границы территории ЛПУ, выезды (въезды) действующие и закрытые, которые при необходимости можно открыть;
- расположение корпусов ЛПУ с указанием их этажности и расположения в них подразделений, наличие защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укрытий, приспособленных подвалов для защиты персонала и больных);
- пожаро-, взрывоопасные объекты на территории ЛПУ; возможные зоны поражения;
- коммунальные и энергетические сети, смотровые колодцы, пожарные гидранты, другие сооружения;
- маршруты движения транспорта по территории ЛПУ от въездов на территорию до приемного отделения, от приемного отделения до выезда из ЛПУ, место развертывания распределительного поста при поступлении пораженных (больных);
- приемное отделение ЛПУ с указанием мест разгрузки пораженных (больных) с учетом их сортировки на распределительном посту (в зависимости от потока пораженных могут быть 2-3 места их разгрузки и приема);
- посты регулировщиков на маршрутах движения транспорта (при необходимости);
- при планировании эвакуации ЛПУ обозначаются места погрузки больных, персонала, имущества на транспорт.
Основные требования к структуре и содержанию Плана:
- преемственность планирования на объектах здравоохранения и планов медико-санитарного обеспечения населения на местном и территориальном уровнях;
- соответствие современным взглядам теории и практики медико-санитарного обеспечения населения с учетом специфики выполнения мероприятий на объектах здравоохранения в зависимости от вида и характера поражения;
- реальное отражение в документах Плана возможности выполнения ЛПУ планируемых мероприятий в установленном объеме и сроках;
- разработка документов на основе достоверных исходных данных, полученных от официальных источников;
- отсутствие в документах излишней информации, которая не может быть использована при организации выполнения планируемых мероприятий;
- доступность понимания и возможность анализа без дополнительных расчетов различных показателей, удобство пользования документами Плана, возможность их корректировки (заполнение изменяющихся показателей в документах Плана карандашом).
Организация санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Содержание мероприятий при возникновении внутрибольничной инфекции или массовых инфекционных заболеваниях среди населения с введением на территории режима карантина (обсервации) при работе ЛПУ в противоэпидемическом режиме. При возникновении внутрибольничной инфекции планируется проведение следующих мероприятий:
- выявление вида и источника инфекции;
- изоляция в ЛПУ или эвакуация заболевших и изоляция контактных лиц с выделением помещений и персонала;
- организация и проведение экстренной и специфической профилактики с определением привлекаемого персонала и средств;
- организация дезинфекционных (дератизационных) мероприятий с определением сил и средств;
- организация режима работы функциональных подразделений ЛПУ и порядок размещения персонала (карантинно-обсервационные мероприятия);
- определение сил и средств, выделяемых ЛПУ санэпидслужбой, а также другими организациями и учреждениями;
- проведение патологоанатомических исследований умерших инфекционных больных.
Содержание текстовой части Плана.
1. Краткая характеристика объекта здравоохранения и прогнозируемая обстановка на территории объекта при возможных его поражениях
2. Содержание мероприятий в угрожаемый период (режим повышенной готовности, общая готовность ГО)
3. Организация мероприятий, проводимых при возникновении очагов поражения.
Дополнение ко 2 лекции
В Российской Федерации созданы и функционируют федеральные службы гражданской обороны:
· федеральная медицинская служба гражданской обороны;
· федеральная противопожарная служба гражданской обороны;
· федеральная служба гражданской обороныпо охране общественного порядка;
· федеральная служба гражданской обороны по защите животных и растений;
· федеральная служба гражданской обороны по защите культурных ценностей.
На федеральные службы ГО возлагается решение следующих основных задач:
• на федеральную медицинскую службу ГО – организация и проведение медико-санитарного обеспечения населения;
• на федеральную противопожарную службу ГО – организация и проведение мероприятий, направленных на противопожарное обеспечение населенных пунктов и организаций, локализацию и тушение пожаров;
• на федеральную службу ГО охраны общественного порядка – организация и проведение мероприятий, направленных на поддержание общественного порядка в городах и населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, а также обеспечение охраны материальных и культурных ценностей;
• на федеральную службу ГО защиты животных и растений – организация и проведение мероприятий, направленных на обеспечение устойчивой работы организаций сельскохозяйственного производства, а также мероприятий по защите сельскохозяйственных животных и растений;
• на федеральную службу ГО культурных ценностей – организация и проведение мероприятий, направленных на защиту культурных ценностей, памятников истории н культуры.
Основными задачами федеральной МСГО являются:
• прогнозирование медико-санитарных последствий военных действий и их влияния на организацию медико-санитарного обеспечения населения;
• разработка нормативных и методических документов по организации медико-санитарного обеспечения населения страны, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
• организация и проведение мероприятий, направленныхна coxpaнение и повышение устойчивости функционирования учреждений здравоохранения в военное время;
• планирование, организация и проведение мероприятий по медико-санитарному обеспечению населения в военное время;
• подготовка органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени;
• создание и подготовка сил и средств службы к выполнению задач при проведении мероприятий ГО;
• создание и содержание запасов медицинских, санитарно-хозяйственных и других средств, предназначенных для учреждений и формирований МСГО;
• организация снабжения учреждений и формирований МСГО медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;
• участие в разработке медицинских средств защиты населения от современных средств поражения;
• подготовка специалистов по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время;
• участие в подготовке населения по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным и больным гражданам в военное время;
• участие в подготовке санитарных дружин, создаваемых в организациях;
• своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам, их лечение в целях возвращения их к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности;
• организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и поддержание санитарно-элидемиологического благополучия населения;
• медико-санитарное обеспечение рассредоточиваемого и эвакуируемого населения.
Органами управления МСГО являются:
• штаб федеральной МСГО;
• штабы МСГО субъектов Российской Федерации;
• штабы МСГО городов, городских районов и сельских округов.
Члены штаба:
-руководители структурных подразделений Минздрава России;
-главные медицинские специалисты Минздрава России;
-представители Российской академии медицинских наук;
-специалисты ВЦМК «Защита»;
-представители заинтересованных органов исполнительной власти и организаций;
-представитель Российского общества Красного Креста.