1. В делах и в праздниках на приходе.
2. В делах милосердия и благотворительности.
II. Родиноведение.
История.
Знать:Этапы истории России, события и личности.
1. Начало земли Русской:
- предание об апостоле Андрее Первозванном;
- призвание варягов, династия Рюриковичей;
- первые киевские князья;
2. Киевская Русь:
- крещение Руси;
- Киево-Печерская Лавра;
3. Владимиро-Суздальская Русь:
- Св. Блв. Вл. кн. Андрей Боголюбский;
- татаро-монгольское нашествие;
- Св. Блв. Вл. кн. Александр Невский, Невская битва и Ледовое побоище;
4. Московская Русь:
- Св. Блв. кн. Даниил Московский;
- Cвятитель Алексий Митрополит Московский;
- Св. Прп. Сергий Радонежский; Троице-Сергиева Лавра;
- Св. Блв. Вл. кн. Дмитрий Донской, Куликовская битва;
- Нашествие Тамерлана;
- Иван III, свержение татаро-монгольского ига;
- нашествие хана Махмет-Гирея.
5. Московское царство:
- собирание Руси при Иване IY Грозном;
- Донской монастырь;
- Святитель Филипп Московский (Колычев);
- Смутное время, героическая защита Троице-Сергиевой Лавры;
- начало правления дома Романовых;
- принятие под руку Московского царя Малороссии.
6. Российская Империя:
- Петр I, Александро-Невская Лавра;
- Генералиссимус А.В. Суворов;
- Отечественная война 1812 г., Бородинская битва, фельдмаршал М.И.Кутузов;
- Защита Соловецкого монастыря;
- Адмирал Нахимов, оборона Севастополя;
- Св. Прп. Серафим Саровский;
- Русско-японская война;
- I-ая Мировая война.
7. Советский период:
- Революция и Гражданская война;
- Св. новомученики Российские;
- Великая Отечественная Война;
Уметь:
1. Назвать основные этапы истории России и события.
2. Объяснить смысл государственных символов России (флаг, герб).
3. Петь гимн "Коль славен...".
4. Назвать современные славянские государства.
Краеведение
Знать.
1. История Тверского княжества:
- основание г.Твери;
- Тверь во времена Тверского княжества;
- родословная Тверских князей;
- Тверь после присоединения к Московскому княжеству;
- храмы и монастыри г. Твери;
- ремесла Тверской земли.
2. Животные и птицы Тверского края.
3. Города, реки, озера Тверской области.
Уметь:
1. Назвать даты:
- первые упоминания о "госте из Твери" в Новгородской летописи;
- основания Всеволодом Георгиевичем тверди в устье Тверцы;
- перенесение кремля на правый берег Волги при Ярославе Всеволодовиче.
2. Нарисовать и объяснить смысл гербов г. Твери и Тверской области.
3. Показать на карте Тверской области города Тверь, Торжок, Ржев, Осташков, Вышний Волочек, Конаково, Калязин и др.
4. Определить и назвать не менее 5 видов деревьев Тверского края.
5. Распознавать ядовитые растения, ягоды.
Культура.
Знать:
1. Православные традиции.
2. Народный костюм.
3. Боевые традиции тверской земли.
Уметь.
1. Петь не менее 3-х русских народных песен.
2. Играть не менее чем в 3 русские народные игры.
3. Владеть не менее чем 4-мя приемами самозащиты.
III. Следопытство
Знать:
1. Историю возникновения Скаутского Движения.
2. Историю Скаутского Движения в России.
3. Cкаутские организации в России после 1990 г.
4. Краткую историю создания Братства Православных Следопытов, Тверской Организации Православных Следопытов.
5. Схему организации патруля, Отряда, Дружины.
6. Закон православных следопытов.
7. Форму и знаки различия, принятые в БПС и Тверской Организации Православных Следопытов.
8. Торжественное обещание (ТО).
9. Традиции Организации, праздники.
Уметь:
1. Рассказать:
1.1. о Р. Баден-Пауэле и О. И. Пантюхове;
1.2. когда и где появились первые скауты в мире;
1.3. когда и где появился первый скаутский патруль в России;
1.4. что такое "Лестница следопыта";
1.5. о деятельности своего патруля, Отряда, Дружины
2. Объяснить:
2.1. кто такие православные следопыты;
2.2. символику и Законы православных следопытов;
2.3. петь гимны «Будь готов...» и «Коль славен …».
IY. Практика
1. Строй. Знать и уметь выполнять команды в строю.
Медицина.
Знать.
1. Общие действия при несчастном случае.
2. Действия при укусе лесных клещей, змей.
Уметь.
1. Оказать первую медицинскую помощь при:
- порезе;
- ожоге;
- мозолях;
- ушибе;
- растяжении;
- вывихе;
- обморожении;
- отравлении;
- обмороке;
- тепловом и солнечном ударе.
2. Cоставить индивидуальную аптечку.
Безопасность.
Знать.
1. «Золотое правило безопасности».
2. Правила поведения при пожаре.
Уметь:
1. Тушить пожар подручными средствами.
2. Защищать органы дыхания при пожаре.
Походная практика.
Знать:
1. Как подготовить личное снаряжение для похода /лагеря.
2. Правила поведения в походе \лагере, бережного отношения к природе.
3. Требования к выбору места для установки палатки.
4. Приметы перемены погоды.
5. Как высушить одежду и обувь при различной погоде.
Уметь:
1. Соблюдать в походе /лагере правила личной гигиены.
2. Правильно самостоятельно уложить рюкзак.
3. Правильно преодолевать лесные заросли, крутые склоны, заболоченные места.
4. Переправляться по клади, вброд.
5. Ночевать в спальном мешке.
6. Расставлять, складывать и сохранять палатку.
7. Делать мелкий ремонт личного снаряжения.
8. Сохранять в чистоте и стирать свою одежду.
Строительство и узлы.
Знать:
1. Требования к оборудованию стоянки патруля в походе /лагере.
2. Принципы постройки патентов в походе /лагере.
Уметь:
1. Вязать узлы:
- прямой;
- контрольный;
- шкотовый;
- брам-шкотовый;
- удавка;
- проводник;
- проводник-восьмерка;
- штык.
2. Оборудовать сидение у костра.
3. Изготовить в походе /лагере полезный патент для патруля.
4. Участвовать в оборудовании патрульного места и вместе с патрулем построить общелагерный патен.
Костры и очаги.
Знать:
1. Правила выбора места для костра и его оборудования.
2. Правила заготовки дров и их хранения.
3. Виды костров (не менее 3-х) и их назначение.
Уметь:
1. Безопасно обращаться с ножом, топором и пилой.
2. Развести огонь и поддерживать его, пока готовится еда.
3. Подготовить, зажечь и поддерживать вечерний костер.
4. Соблюдать правила безопасности при обслуживании костра.
5. Убрать место после костра.
Ориентирование.
Знать:
1. Условные обозначения на карте.
2. Правила ориентирования на местности с помощью компаса и карты, способы определения своего местоположения.
3. Как определить расстояние по карте с помощью масштаба.
4. Что такое азимут?
5. Как составляется схема-абрис маршрута, план местности?
Уметь:
1. Определять расстояние шагами.
2. Определять стороны света без компаса.
3. Нарисовать условные обозначения (не менее 5-ти).
Питание и поварство.
Знать:
1. Как составить меню и раскладку на поход /лагерь с учетом постных дней. Нормы продуктов.
2. Способы очистки воды.
3. Обязанности дежурного по кухне.
4. Рецепты 1-ых, 2-ых и 3-их блюд (не менее 3-х на каждое).
Уметь:
1. Приготовить чай без заварки с использованием трав и ягод.
2. Подготовить продукты для похода /лагеря и их сохранять.
3. Правильно чистить овощи.
4. Приготовить чай и кашу в походных условиях.
Сигнализация и связь.
Знать:
1. Основные сигналы бедствия и способы их передачи (фонарем, дымом и т.д.).
2. Способы шифровки сообщений.
3. Лесные дорожные знаки.
4. Сигналы трубой.
5. Адреса и телефоны руководителей, следопытов вашего патруля.
Уметь:
1. Подавать сигналы свистком и исполнять их.
2. Подать телеграмму, отослать посылку, бандероль.
3. Пользоваться цепочкой экстренной связи.
Самообслуживание.
Уметь:
1. Составить распорядок дня, планировать свои дела.
2. Приготовить самостоятельно обед из 3-х блюд в домашних условиях.
3. Стирать брюки, футболку, рубашку.
4. Зашить небольшую дырку на одежде.
Физподготовка.
1. Выполнить требования по физподготовке в соответствии с возрастом.
2. Играть в спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол и т.д.).
Следопыт II разряда.
Этот разряд предполагает подготовку следопыта в качестве вожака-лидера и рассчитан на возраст 13-15 лет.
Цель:
- Закрепить и преумножить знания и умения, приобретенные при подготовке на III разряд.
- Развивать в себе качества вожака-лидера, способного осмыслить свою деятельность и действовать самостоятельно в рамках программ и заданий, проявлять инициативу, творчески подходить к делам и нести ответственность за свои действия.
- Овладеть навыками самоподготовки и уметь рассказать и объяснить смысл ключевых понятий и тем по разделам.
Условия:
- иметь звание СЛЕДОПЫТ III разряда и дать ТО;
- стремиться регулярно посещать храм, участвовать таинствах Исповеди и Причастия;
- активно участвовать в жизни патруля, делах Отряда и Дружины, проявлять инициативу, не бояться брать на себя ответственность;
- проводить занятия с младшими следопытами – новиками или подготовить КАДЕТА/ст.КАДЕТА на звание СЛЕДОПЫТ III разряд;
- пройти аттестацию на звание СЛЕДОПЫТА II разряда в патруле и Отряде;
- в течении года участвовать во всех начинаниях и лагерях Дружины,
- побывать не менее чем в 3 палаточных лагерях в 3 многодневных походах.