Факторы, влияющие на уровень цены




Задание на 08.02.22г. по дисциплине Экономика организации Выполнить к 09.02.22

Тема: Сущность и функции цены как экономической категории. Система цен и их классификация. Факторы, влияющие на уровень цен. Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство.

 

Задание 1. В тетради выполнить краткий конспект, в котором отразить:

- что такое цена, её функции;

- как классифицируются цены и по каким признакам;

- какие факторы влияют на уровень цен;

- в чем заключается ценовая конкуренция.

Задание 2. Самостоятельно найдите информацию по вопросу «Антимонопольное законодательство», в чем его сущность и отразите эту информацию в тетради в конспекте.

Задание 3 В электронном виде составьте синквейн с понятием «цена» (присылаем в ВК)

Задание 4 В электронном виде составьте схему классификации цен по различным признакам (присылаем в ВК)

 

Теоретический материал

Сущность и понятие цены

В современных, условиях хозяйствования цена является средством маркетингового воздействия предприятия на потребителя с целью обеспечения рыночного равновесия между спросом и предложением.

Деятельность любого предприятия в рыночных условиях зависит от многих факторов, одним из которых является процесс определения цены. В цене товара отражены все затраты на его производство и реализацию. Одновременно, цена является важным источником дохода предприятия, поскольку содержит прибыль. Составляющими цены также различные виды косвенных налогов (налог на добавленную стоимость, акцизный сбор), торговые или специальные надбавки, наценки или скидки.

Цена - представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена - это денежная стоимость товара.

Цена товара окончательно формируются на рынке и в значительной степени зависят от соотношения спроса и предложения.

Факторы, влияющие на уровень цены

1. Спрос, точнее соотношение спроса и предложения.

2. Затраты на производство (себестоимость продукции).

3. Качество продукции - чем ниже себестоимость и чем выше

качество, тем шире диапазон для договорной цены.

4. Монополизм (монополист ставит покупателя в безвыходное положение и навязывает ему свою цену).

5. Конъюнктура рынка, инфляция, изменение отраслевой структуры, политическая ситуация, новейшие технологии, просчеты хозяйствования, мода, погода и др.

Содержание цены отражается в ее функциях. Различают следующие функции цены

- Учетно-информационная - характеризует цену, как денежное выражение стоимости товара. С помощью ее можно определить - стоимость израсходованных материалов, сырья, энергии и труда, вычислить величину совокупных расходов на производство продукции и прибыль от ее реализации, используется для определения эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

- Стимулирующая функция цены - заключается в поощрительном или стимулирующем воздействии цены на производство и потребление различных видов продукции. С помощью цен можно стимулировать развитие рациональной структуры производства, внедрения достижений научно-технического прогресса, повышения качества продукции, экономию материальных и трудовых ресурсов. Цена осуществляет стимулирующее воздействие на производство, главным образом, из-за величину прибыли, входит в ее состав.

- Распределительная функция - цена участвует в распределении или перераспределении национального чистого дохода между отраслями экономики, государственными и другими ее секторами, различными формами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, предприятиями и социальными группами населения за счет включения в цен отдельных товаров акцизного сбора, налога на добавленную стоимость и других налоговых платежей, направляемых в общегосударственного и местных бюджетов.

- Сбалансированность спроса и предложения - через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена выступает гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.

- Функция рационального размещения производства - с ее помощью происходит перераспределение капиталов в секторы экономики и виды производств с высокой нормой прибыли с целью получения большей величины дохода.

Все перечисленные функции цены тесно связаны между собой. Так, балансирующая функция является продолжением стимулирующей и также направлена ​​на увеличение производства товаров, пользующихся спросом.

Взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен состоит в определенные группы по общему классификационным признаком.

Существует следующая классификация цен:

1. При наличии посредников продукции различают следующие виды цен:

- Цена производства включает затраты на производство продукции, а также средний доход предприятия на весь авансированный капитал, НДС предприятия, акцизный сбор. По такой цене производитель реализует свою продукцию посредническим структурам.

- Цена оптовая - включает цену производства и наценку оптовых посреднических предприятий, которые обеспечивают им покрытие всех расходов на функционирование и получение прибыли, НДС. По такой цене товары реализуют мелкооптовым организациям через мелкие сети.

- Цена розничная сочетает в себе оптовую цену и наценку торговых организаций, НДС торгового предприятия. По такой цене осуществляется реализация товара потребителям.

2. В связи с формированием рыночных отношений различают следующие виды цен:

- Рыночная цена устанавливается в процессе купли - продажи товара на конкретном рынке.

- Цена продавца (производителя) формируется в условиях превышения спроса над предложением, то есть когда есть дефицит товара. В таком случае, производитель завышает цену на товар, является стимулом для расширения производства.

- Цена потребителя ниже уровня ее рыночной стоимости. Такая цена возникает в случае превышения рыночного предложения над спросом, то есть когда есть избыток товара.

- Цена равновесия возникает тогда, когда спрос максимально приближен к рыночной предложения товара. В практических условиях такая ситуация встречается редко.

3.По методам установления различают цены следующих видов:

- Государственные цены, которые устанавливает государство для продукции государственных предприятий. Такие цены могут быть фиксированными и регулируемыми.

- Договорные цены устанавливаются в процессе договоренности между покупателем и продавцом. их величина может изменяться по взаимному соглашению.

- Свободные цены предприятия формируются самостоятельно или на договорной основе с учетом спроса и предложения. Такие цены должны экономически заинтересовывать предприятие в расширении ассортимента продукции.

4. В зависимости от места реализации товара различают внутренние цены, экспортные (импортные) и мировые (устанавливается в зависимости от вида товара).

Например, для сырья и материалов определяется уровнем цен стран-экспортеров или стран-импортеров; для готовых изделий - ценами ведущих в мире фирм, специализирующихся на производстве и экспорте продукции данного вида.

5. В зависимости от ценообразования различают:

- Контрактные цены отражают действительный уровень цены на товар определенного качества при соответствующих условиях поставки и платежа. Такие цены, как правило, является коммерческой тайной предприятия.

- Справочные цены отражают уровень цен, фактически заключенных на определенный период (месяц или неделю) соглашений. Такие цены используются контрагентами в ходе переговоров при установлении исходной цены. Они отличаются от контрактных цен на величину скидок, которая зависит от характера сделки между покупателем и продавцом; от рынка, которая сложилась в данный период.

Справочные цены могут быть прейскурантным и номинальными.

- Прейскурантная цена определяются по прейскуранту или ценниках, в основном на товары промышленного назначения.

- Номинальная цена публикуется в прейскурантах, справочниках или биржевых котировках.

6. По уровню монопольности цены классифицируют на:

- Конкурентная цена складывается на конкурентном рынке под воздействием спроса и предложения. Она может быть демпинговой, если в отдельных случаях ниже себестоимости.

- Монопольная цена устанавливается производителями или сбытовиков, которые являются монополистами и занимают наибольший сегмент рынка. Как правило, эти цены могут быть завышены. Поэтому их величину регулирует антимонопольный комитет Украины.

Государственными органами или органами местного самоуправления устанавливаются регулируемые цены, которые имеют следующие ограничения;

- Может ограничиваться величина прибыли в цене;

- Может устанавливаться максимальный (минимальный) уровень цен, выше или ниже предприятие не имеет право реализовать товар.

Комиссионная цена устанавливаются под влиянием спроса и предложения; но с учетом первоначальной стоимости товара и расходов, которые идут на его реализацию. Конечная цена меняется в результате действия рынка или с согласия лица, сдавшего товар на комиссию.

Виды цен сочетаются в их систему, которая характеризуется следующими параметры:

- Уровень цены - абсолютное количественное выражение цены в деньгах;

- Структура - определение соотношения элементов цены в процентах или долях, может отличаться по отдельным товарным группам;

- Динамика - изменение уровня цены во времени, которую отражают с помощью ценовых индексов.

Рисунок 1 – Стадии формирования розничной цены.

Критерии оценки:

5 – работа выполнена своевременно, без особых замечаний;

4 – работа выполнена своевременно, но есть не точности при составлении ответов на вопросы, синквейна и схемы;

3 – работа выполнена своевременно, но есть значительные ошибки при составлении ответов на вопросы, синквейна и схемы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: