Спрос и предложение - элементы рыночного механизма. факторы, влияющие на спрос и предложение




Введение

 

Ограниченные ресурсы, нарастающие потребности человека - одни из основных предметов изучения западной экономики. Именно из-за неограниченных потребностей нам приходится икать все более рациональные способы применения имеющихся у нас ресурсов. Важнейшим элементом, обеспечивающим эффективность распределения ресурсов в смешанной экономике, является поведение участников рынка, которые преследуют собственные интересы. И чтобы понять и спрогнозировать их необходимо знать суть действия рынка, его экономические рычаги.

Этими рычагами являются спрос и предложение. Так как они способны дать представление не только об отдельных экономических проблемах, но и о работе экономической системы в целом. Основная функция этих «рычагов» заключается в ценообразовании, так как цены определяются путём взаимодействия между спросом и предложением. Ну а в рыночной экономике цены - важнейшая часть механизма распределения ресурсов.

Но как узнать, как спрос и предложение отреагируют на изменение некоторых переменных, то есть насколько чувствителен спрос на определенный товар к изменению цены или дохода. Ответы на эти вопросы нам может дать понятие эластичности.

Эластичность - одно из важнейших понятий экономической теории. При правильном определении эластичности своей продукции, предприниматель может с большой точностью определить возможные убытки или прибыли. Государство способно вывести свою страну к процветанию или к краху с помощью экономической политики, которая во многом использует эластичность при определении приоритета в национальном производстве тех или иных благ.

Таким образом изучение эластичности спроса и предложения играет огромную роль в развитии экономики, причем на всех уровнях: и на микро-, и на макро-. Что особенно важно в условиях развития нашей страны.


Спрос и предложение - элементы рыночного механизма. факторы, влияющие на спрос и предложение

 

Для того чтобы понять, что такое рыночный механизм, спрос и предложение, необходимо знать, что такое рынок. «Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявители спроса) и продавцов (тех, кто обеспечивает предложение) отдельных товаров, услуг или ресурсов». Рынки принимают самые разнообразные формы: ларёк, АЗС, кафе и т.д. То есть все ситуации, которые связывают потенциальных покупателей с потенциальными продавцами, образуют рынки. Рынки могут носить как локальный (торговая палатка), так и национальный (ярмарка), международный (Чикагская торговая палата) характер. Некоторые отличает непосредственный контакт продавца и покупателя, а другие являются безличными, где продавец и покупатель никогда не видели друг друга.

Однако для упрощения анализа используют высоко конкурентные рынки, где действуют огромное число независимо действующих потребителей и продавцов, они обмениваются между собой стандартизованной продукцией. «Это не те рынки, где один продавец или небольшая группа производителей «устанавливает» цены…»

Так что же такое спрос и предложение? Макконнелл К. и Брю С. так определяют их: «Спрос можно представить в виде шкалы, или кривой, показывающей количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определённого периода времени...», «Предложение можно определить как шкалу, показывающую количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определённого периода времени».

Существуют и другие определения спроса и предложения. К примеру, «Спрос (платёжеспособный) - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене». А также, «Спрос - это платёжеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие - то нужные им изделия». «Предложение - это сумма товаров, которые продавцы готовы продать по альтернативным ценам».

Рассмотрим каждый из этих элементов рыночного механизма по отдельности.

Спрос

Человек не может предъявить свои потребности рынку, он предъявляет спрос. К тому же ограниченность его доходов ведет к тому, что потребитель вынужден для удовлетворения одной своей потребности отказываться от удовлетворения другой. При этом человеку приходится постоянно выбирать количество и стоимость покупок.

Люди давно обнаружили обратную зависимость между покупаемыми товарами и их ценами. Указанная зависимость носит фундаментальный и основной характер, поэтому её возвели в ранг закона спроса.

Более наглядно закон спроса можно продемонстрировать с помощью шкалы спроса (Таблица1) и кривой (Рисунок 1) спроса. Возьмем в качестве примера зерно:

 

Таблица 1. Шкала спроса на авторучки.

Цена (дол. за бушель) Продано в неделю (бушелей)
   
   
   
   
   

 

Таблица 1 показывает изменение спроса на зерно с уменьшением цены на него. Построим график этой зависимости, на оси абсцисс отмечая количество проданного зерна, а на оси ординат - цены на него.

 

Рисунок 1. Кривая спроса.

 

Макконнелл и Брю в своей книге выделили следующее коренное свойство закона спроса: «…при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса.» При этом допущение «при прочих равных условиях» имеет принципиальное значение, так как на величину спроса помимо цены влияют многие другие факторы. К ним в первую очередь относятся:

1. Вкусы, или предпочтения, потребителей. Благоприятные для данного блага изменения потребительских предпочтений означает, что спрос возрастет при каждой цене и кривая спроса сместится вправо. Напротив, при неблагоприятных потребительских предпочтениях спрос уменьшится при каждой цене и кривая спроса сместится влево. На вкусы покупателей могут повлиять различные факторы, например, технологические изменения: появление компакт дисков снизило спрос на аудиокассеты.

2. Число потребителей на рынке. Легко заметить, что увеличение числа покупателей ведет к повышению спроса, а их уменьшение к его уменьшению. К примеру после второй мировой войны увеличилась рождаемость, что привело к повышению спроса на пеленки.

. Денежные доходы потребителей. Сложнее влияет на спрос изменение доходов потребителей. Применительно к большинству товаров увеличение дохода потребителей ведет к повышению спроса и наоборот, такие товары называются нормальными. Однако существует ряд товаров, которые являются исключением из этого правила. Например, при увеличении доходов может упасть спрос на хлеб, капусту, сало, так как потребители смогут купить продукты с более высоким содержанием протеина: молочные продукты, мясо. Увеличение дохода может привести к снижению спроса на подержанную одежду и автомобили.

. Цены на сопряженные товары. Изменение цены на сопряженные товары могут оказать воздействие на спрос в зависимости от того, являются они взаимодополняющими или взаимозаменяемыми.

Взаимозаменяемые товары. Примером такого типа товаров могут служить говядина и цыплята. Когда растёт цена на говядину, то покупатели покупают цыплят. Соответственно спрос на говядину падает, а на цыплят растёт.

Взаимодополняющие товары. Здесь в качестве примера можно привести бензин и моторное масло. Когда бензин дешевеет, вы больше ездите, следовательно, вам необходимо большее количество масла. Таким образом помимо повышения спроса на бензин происходит повышение спроса на моторное масло. Поэтому можно выделить следующую обратную зависимость между взаимодополняющими товарами: при изменении цены на один из сопряженных взаимозаменяемых товаров, спрос на другой движется в обратном направлении.

Однако многие товары не связаны между собой. Это независимые, самостоятельные товары. Для них изменение цены на один никак не влияет на спрос другого.

5. Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов. Потребительские ожидания относительно повышения цен могут побудить их покупать сейчас же, или же при ожидании повышения доходов потребители будут меньше ограничивать себя в покупках. И, наоборот, при ожидании снижения цен или уменьшения доходов, потребительский спрос снизится. Примером может послужить гибель урожая из-за холодов. Покупатели стремятся запастись гибнущей продукцией, так как ожидают её подорожания.

Для наглядности действия этих факторов на спрос можно построить графики изменившегося спроса (Рисунок 3). Но необходимо разобрать ещё один вопрос.


Таблица 2 Рыночный спрос на зерно. 3 покупателя (в бушелях)

Цена за бушель (в дол.) Величина спроса Общая величина спроса за неделю
  1-й покупатель 2-й покупатель 3-й покупатель  
         
         
         
         
         

 

До этого я рассматривал проблему спроса с позиции одного потребителя. Но конкурентный рынок предполагает наличие нескольких покупателей, то есть он обязывает совершить переход от индивидуального спроса к рыночному. Таблица 2 показывает, как образуется рыночный спрос.

Разумеется на рынке не 3 покупателя, поэтому для упрощения расчетов допустим, что все покупатели решили приобрести одинаковое количество продукции по каждой из возможных цен. Сведем получившиеся показатели в таблицу 3.

 

Таблица 3. Формирование рыночного спроса

Цена за бушель (в дол.) Величина спроса за неделю. 1 покупатель Число покупателей на рынке Общая величина спроса за неделю.
       
       
       
       
       

 

Построим кривую получившегося спроса.


Рисунок 2. Кривая рыночного спроса на зерно.

 

А теперь, при условии влияния факторов спроса, предположим, что группа покупателей из таблицы 3 стала получать большую заработную плату и величина спроса на зерно увеличилась до уровня второго покупателя из таблицы 2. Получившиеся данные занесём в таблицу 4.

 

Таблица 4. Повышенный рыночный спрос на зерно

Цена за бушель (в дол.) Величина спроса Количество покупателей Общая величина спроса за неделю
       
       
       
       
       

 

Рассмотрим и другой случай: заработная плата покупателей уменьшилась. Тогда индивидуальный спрос на зерно каждого покупателя из нашей группы снизится до уровня покупателя 3 из таблицы 2. Получившиеся данные занесем в таблицу 5.

 

Таблица 5. Пониженный рыночный спрос на зерно.

Цена за бушель (в дол.) Величина спроса Количество покупателей Общая величина спроса за неделю
       
       
       
       
       

 

На основании данных таблиц 3,4,5 построим график изменения рыночного спроса на зерно, где D1 - кривая нормального рыночного спроса, D3 - кривая повышенного рыночного спроса, D2 - кривая пониженного рыночного спроса (рисунок 3).

Из рисунка видно, что увеличение спроса выражается на графике сдвигом кривой вправо, а понижение - влево.

Однако понятие изменение спроса не следует смешивать с понятием изменение величины спроса.

Изменение спроса выражается в смещении кривой спроса целиком, так как намерения потребителей относительно покупки изменились.

Изменение величины спроса,наоборот, выражается в передвижении от одной точки неизменной кривой спроса к другой, причиной изменения величины спроса может служить изменение комбинации (цена - кол-во продаж), на рисунке 2 это обозначено точками А и В.

 

Рисунок 3. Изменение спроса на зерно.


Заканчивая рассматривать спрос, можно добавить, что в действии закона спроса имеют место отклонения, или парадоксы:

Первый парадокс спроса проявляется в том, что снижение цен на товар может привести не к увеличению величины спроса, а к её снижению. Это объясняется тем, что население, имеющее высокий социальный статус и высокие доходы предъявляет престижный спрос на дорогостоящие товары(автомобили, виллы) и снижение цен на эти товары уменьшает их привлекательность.

Второй парадокс спроса заключается в том, что повышение цен на товар не всегда ведет к его понижению. Такое явление можно в настоящее время наблюдать в России. В связи с тем, что цена на продукты питания в стране увеличилась, спрос на хлеб не упал, так как хлеб занимает очень важное положение в структуре потребления у большинства населения.

Предложение

Если спрос - это количество товаров, которое потребители готовы купить, то обратный ему элемент рыночного механизма, предложение, - это количество товаров на рынке, которое продавцы готовы продать. И соответственно, если кривая спроса отражает обратную зависимость между количеством проданного товара и ценой на него, то кривая предложения отражает прямую зависимость между количеством продаваемого товара и ценой на него.

Макконнелл и Брю так определили закон предложения: «С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение». То есть производители стремятся к продаже большего количества товаров по более высокой цене, чем по низкой.

Однако с точки зрения потребителя высокая цена оказывается сдерживающим фактором, то есть она приводит к тому, что меньше потребителей покупают продукт.

С точки зрения продавца цена продукта - это выручка торговца, поэтому она стимулирует производство и продажу продукта.

Возьмем в качестве примера фермера, использующего свои ресурсы для производства альтернативной продукции. Допустим, фермер может выращивать на своём земельном участке овёс, пшеницу, бобы и кукурузу, при этом более высокой, чем остальные, ценой обладает кукуруза. Естественно, что фермер будет производить кукурузу, так как продав её по рыночной цене он получит более высокую выручку, чем если бы он продал по рыночной цене, например, пшеницу, что обеспечит ему более высокую прибыль.

Таким образом, можно построить следующую шкалу предложения:

 

Таблица 6. Предложение зерна индивидуальным производителем (в бушелях).

Цена за бушель (в дол.) Величина предложения в неделю
   
   
   
   
   

 

Понятие предложение, так же как и понятие спроса, легче представить графически. Построим график индивидуального предложения для фермера из приведённого выше примера. Для построения будем использовать данные таблицы 6.


Рисунок 4. Кривая предложения индивидуального предложения.

 

Как и на спрос, на предложение оказывают влияние ряд факторов. К ним относятся:

. Цены на ресурсы. Чем выше цены на ресурсы, тем выше производственные издержки, что заставляет производителей и продавцов повышать цену конечного продукта. Если же оставить цену на прежнем уровне, то продавцы будут терпеть убытки, что будут сужать стимулы к производству и продаже данного продукта. Повышение же цен обеспечивает продавцам прибыль.

Таким образом, снижение цен на ресурсы, увеличивает предложение и смещает кривую предложения вправо. Повышение, наоборот, уменьшает предложение и смещает кривую предложения влево.

2. Технология. Совершенствование технологий позволяет производить продукцию с меньшими затратами дорогих ресурсов и соответственно увеличить прибыль. Снижение издержек и увеличение прибыли ведет к увеличению предложения. Пример: достижения в области авиадвигателей позволило авиакомпаниям снизить затраты на оказание услуг в области пассажирских перевозок. Таким образом, авиалинии смогли предоставлять большее количество услуг при неизменных ценах, то есть увеличилось предложение.

3. Налоги и субсидии. С точки зрения предпринимателя, налоги - издержки производства. Поэтому увеличение налога воспринимается ими как увеличение издержек, что сокращает предложение. Субсидии рассматриваются как прибыль, поэтому они увеличивают предложение.

. Цены на другие товары. В настоящее время фирмы помимо своей основной продукции выпускаю еще и альтернативные продукты, к примеру, если цены на эту альтернативную продукцию повысятся, то фирма для увеличения прибыли переключит производство на неё, что снизит предложение её основной продукции.

. Ожидания. Ожидания изменения цен продукта может не однозначно сказаться на предложении. Например: если фермеры, ожидая цен на зерно, задержат его поставку, то это снизит предложение зерна на рынке. В то время как фирмы, занятые в отраслях обрабатывающей промышленности, в ожидании повышения цен на свою продукцию могут увеличить количество рабочих смен, расширить производственные мощности, тем самым, увеличив предложение товара на рынке.

. Число продавцов. При прочих равных условиях, чем больше число продавцов на рынке, тем больше предложение. По мере вхождения на рынок новых фирм, кривая предложения смещается вправо. И напротив, чем меньше в отрасли фирм, тем меньше предложение.

Как и спрос, предложение может быть индивидуальным и рыночным. Чтобы наглядно продемонстрировать рыночное предложение, предположим, что на рынке присутствует 200 фермеров, продающих зерно по одной той же цене. Составим шкалу этого предложения (таблица 6).

 

Таблица 7. Рыночное предложение зерна (в бушелях), 200 производителей

Цена за бушель (в дол.) Величина предложения в неделю. 1 производитель Число продавцов на рынке Совокупная величина предложения в неделю.
       
       
       
       
       

.

На основании данных таблицы 7 построим кривую данного предложения (рисунок5).

 

Рисунок 5. кривая рыночного предложения.

 

Продемонстрируем графически изменение предложения вследствие влияния факторов. Возьмем в качестве примера группу фермеров из таблицы 7. Допустим, вследствие увеличения налога на землю предложение уменьшилось согласно данным таблицы 8.

 

Таблица 8. Пониженное предложение зерно.

Цена за бушель (в дол.) Величина предложения в неделю. 1 производитель Число продавцов на рынке Совокупная величина предложения в неделю.
       
       
       
       
       

 


Допустим и другой случай, фермерские хозяйства получили субсидии, что увеличило предложение зерна на рынке согласно данным таблицы 9.

 

Таблица 9. Повышенный спрос на зерно.

Цена за бушель (в дол.) Величина предложения в неделю. 1 производитель Число продавцов на рынке Совокупная величина предложения в неделю.
       
       
       
       
       

 

Построим кривые этих трех предложений (рисунок 6).

 

Рисунок 6 Изменение предложения вследствие влияния факторов.

 

На графике видно, что увеличение предложения ведет к смещению кривой влево (от S1 r S3), а его уменьшение наоборот - к смещению вправо (от S1 к S2).

Теперь можно свести вместе понятия спроса и предложения, чтобы выяснить, как их взаимодействие влияет на рынок.

Основной функцией взаимодействия спроса и предложения является ценообразование на рынке, через равновесие цен и объемов производства, то есть образование равновесной цены.

Возьмем, например, фермеров из предыдущих примеров. Чтобы определить для них равновесную цену, построим кривые спроса и предложения, согласно данным таблиц 3 и 7(рисунок 7). На графике видно, что кривые спроса и предложения пересекаются в точке А, координаты которой и будут равновесной ценой и равновесным количеством продукта.

Можно определить равновесную цену и равновесное количество продукции и с помощью анализа данных, то есть без построения кривых спроса и предложения. Например, анализируя данные таблиц 3 и 7, можно сделать вывод, что равновесной ценой будет 3 доллара за бушель, а равновесным количеством продукции - 7000 бушелей.

С понятием рыночного равновесия связаны ещё два понятия: дефицит и избыток.

Дефицит (нехватка), или избыточный спрос, возникает тогда, когда у потребителей появляется стремление купить больше продукции, чем её предлагается на рынке.

Избыток (излишек), или избыточное предложение, возникает тогда, когда производители желают продать больше продукции при неизменном стремлении потребителей покупать прежнее количество продукции.

То есть, дефицит находится ниже точки рыночного равновесия, а избыток - над ней (рисунок 7).


Рисунок 7. Равновесная цена и количество продукта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: